Black box самописец - Most-4

СВЕТА ЧЕРНЫШОВА
«САНОЧКИ»
слышишь это я с тобой говорю
будто шлю сыночка к тебе и дочь
катятся словечки по декабрю
саночки царапают лёд и ночь
видишь как одежда детей парит
на ресницах белый гудящий рой
ты не дай замёрзнуть им - говори
пусть ладони греют о голос твой
утром встану - тишь... пустота звенит
за грудиной тёмная полынья
и пустое чрево моё молчит
и в прихожей саночки...
для меня


     Света Чернышова живёт в Большом Камне Приморского края и работает на скорой помощи. Она активный участник виртуальной литературной жизни, публикуется в электронном журнале "Новая реальность" портала Мегалит, имеет виртуальные награды - диплом "стих года", например, на сайте Общелит, присутствует в поэтическом журнале "Окна", выпускаемом тоскующими гражданами Европы на русском языке. Я её заметил на БЛК (большом литературном конкурсе), куда она входила не только в лонг-листы, но и была номинатором (то есть авторитетом). Она то Марфина, то Марк Светличный и под любым обличьем получает признание за тексты, а не за связи. Какие могут быть связи у провинциалки, живущей в военном городке близ кладбища советских подводных лодок? Она не знает ни одной фамилии писателя из Приморья (оно может и к лучшему), кроме моей, да и мы знакомы виртуально. Пишет три года как (почему, кстати?). Её неуютное космическое одиночество царапает душу, стихи, если вчитаться, - ранят. Жалко, что она не приехала на обсуждение собственных стихов. Праздники по жизни случаются не часто. Будни убивают поэтов. Стихи дают силы сопротивляться, но не у всех хватает сил на длинную дистанцию, которую называют жизнью. И здесь любая родственная душа при случае может стать "скорой помощью".

Я пришёл в библиотеку заранее, чтобы собрать свои разрозненные мысли в кучу, но уединиться не получилось и здесь. Дамы «Печатного двора», готовя выставку книг к завтрашнему мероприятию, отвлекли разговорами.
Честно говоря, я ожидал, что никто не придёт, так как объявил накануне в письме, что Света не приедет. Просил высказаться письменно.

Главный наш интеллектуал Александр Белых был на удивление краток и прост. Написал, что стихи Светы Чернышовой, если не вдаваться в заумь интересно читать, что они хороши по форме и содержанию, что они эмоциональны, искренни. (И всё?! Маловато для главного ори гинала) Я, дурак, скопировал его слова из почты, и весь файл съел вирус. Интеллектуальная пен-клубовская зараза мало того, что Мост-4  сожрала, она ещё (из зависти что ли?) пожевала почти законченное эссе «Мастер отклика» про критика Александра Турчина – (знак мне какой, что ли? Не пиши! О бывших друзьях, как о покойниках, – либо хорошо пишут, либо молчат). Недельный труд – коту под хвост! Белых, япона твоя мать, купи Кашперского!

Юный доцент университета, умница со светлой косой то ли из 19 века, то ли из советской середины 20-го Елена Кириллова:
«… почитала, понравились, сильные, эмоциональные, и, что лично мне импонирует, – все с сюжетом, скрытым, иногда затекстовым. Кажется, что для нее главное, как ни
парадоксально, когда говорится о поэзии, даже не лирика, а что-то другое... Это типа сильная проза, облаченная в рифму». NB!

Игорь Карнаухов, второй наш интеллектуал,преподаватель русского и литературы из университетского колледжа...
     ...Написал целое злобное эссе «Исповедь интеллигентного человека». Его интеллектуальное высокомерие также было поражено вирусом. По напечатанному из почты письму пополз червь. Мистика! Игорь просил не читать его текст поэтессе (едва я сам успел прочесть, как слова распались, смысл их растворился).
     Н-да, чертовщина какая-то! Просьба умирающего – святое!  Света ни слова хулы не узнает от поколения, идущего следом. По себе знаю, следующее поколение – самое последовательное отрицание предыдущего. Душой отдыхают только во внуках. 
     Я ещё раз подумал о бывшем приятеле, злом критике Александре Турчине (точно знак!): наверное, не стоит его, до моего взмаха павшего, бить ногами;) Так не обрывают цепь зла – только наращивают звенья и кольца. Цепь становится длиннее, но ты не освобождаешься.

     Пришли: добродушный Вася Мрачный (ну какой он «Мрачный»?! – хочется  сказать – ты молодой и счастливый – Царёв твоя фамилия. Царь-ОF, понимаешь?!
Будущий лауреат всяких литературных премий талантливая Настя Попова, с ней - талантливый, но вечно непризнанный, мрачный гений "Серой Лошади" Костя Дмитриенко.
Отдельно – Света Капинос. За ней потянулись: вождь местного Союза российских писателей, главный одессит в нашенском городе, прозаик Борис Мисюк. С ним на пару – седовласый, считающийся молодым писатель Борис Чернышов (лицом чем-то похожий на Свету Чернышову, она Борисовна, кстати). Я не сразу понял, что они делают здесь. Оказывается, Мисюк издал 24-ю «Избу-читальню», вручил мне номер, а заодно продал как истинный одессит четыре книги присутствующим.
Там была подборка из моей книги «Все слова на букву «А» в 50 строк. Да ни на какую букву, а просто «Все слова на «А» - «стон эта песня зовётся», чувствуешь разницу, Борис?

Настя Попова, первая выступающая, заявила, что основной жанр, в котором работают наши поэты  – литературный онанизм. Мечтают, глядя в потолок. А Света пишет так, что хочется плакать. Стихи похожи на короткие рассказы, в которых есть драматургия и накал страстей.

Вася Мрачный заявил, что редко читает поэтесс, ему претит их мелкотемье, бессюжетность, поэтому клон Марк Светличный ему понравился больше. Хотя и стихи Светланы завораживают. Новые слова (неологизмы) смотрятся естественно, органично. Стихи самобытны. В общем, большой плюс.
Тебе, Вася, понравился клон "Марк Светличный" по той причине, что у вас со Светой есть что-то общее. Виолета Непомнящая - твой женской клон - полная зеркальность Марка. Света заочно закончила университет по специальности "психолог", она, наверняка, знает объяснение вашей общей заморочки. Нормальные пацаны вообще не клонируются, существуют себе в единственном экземпляре и не парятся:))

Борис Мисюк, оставшийся на обсуждение, считает, что Света – перспективный автор. Как лошадь рвёт постромки. Такая коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт;), но в употреблении непечатных слов переходит грань – это, пожалуй, минус.
Так и хотелось сказать вождю-основоположнику местного СРП, что в накале страстей – вся поколенческая фишка. Отрицание советского классицизма. Романтика! Но сдержался.
Патриарх скучал на наших посиделках, еле дотерпел до конца урока. Он столько всякого насмотрелся, что теперь оживает только во время своего соло. Борис Семёнович, скоро очередная презентация Избы-читальни, там-то вы отдохнёте!

Света Капинос выступала дольше всех. Ей показалось, что автор – глубокая натура. Такие открываются не сразу. Перечитывая, всякий раз находишь что-то новенькое, не замеченное прежде. В «Саночках» она услышала замогильный голос Цветаевой. Понравилось «Штопальное», «Камилла» и другие. Понравился яркий не заёмный метафоризм. Мне так и хотелось поправить – метаметафоризм, но я сдержался. В «Белом вороне» это особенно наглядно. Родные 80-е. В общем, плюс, плюс и ещё раз плюс.
Свете Капинос, кроме фотографий с третьего "Моста" мы обязаны письмом из Казани от поэта, кандидата филологических наук Алексея Саломатина (на Стихире Алексей был известен как «Финн», но затем закрыл свою страничку, он молод, ему 28 лет ):

«Пожалуй, лучшее из всех стихов, что ты мне присылала за все годы.
Придраться, конечно, можно очень ко многому, а за иные вещи (вроде неоправданно убогих рифм и отголосков, прости господи, Херсонского) - не только придраться, но и уши надрать.
Разумеется, все это  пока еще только литературное ученичество, местами граничащее с откровенным эпигонством, но что радует - так это то, что в заемные формы барышня облекает свое оригинальное мироощущение. Может, со временем из нее что и выйдет. Если, конечно, не избалуют ее всякие премии и не воспрепятствуют дальнейшему творческому росту, обтесав до очередного гения из кузьминских шести сотен».
 
За пять лет - лучшее! Вот так вот. Надеюсь, что Света Капинос, не посылала моих стихов в Казань:))

Валера Малиновский, наш летописец Нестор литературного процесса в Приморье, познакомившийся со стихами в процессе занятия, заявил, что у автора – талант, ни много, ни мало. Что автор в будущем найдёт золотую середину между классикой и модернизмом.
 
Следующим был мрачный авангардист Константин Дмитриенко. До него воздухе разливалась патока. Хотелось услышать плохого полицейского. Чтобы он ударил палкой. Однако Костя заявил, что Света Чернышова – для всех нас событие, а что мне отдельное спасибо за это событие. Вот уж от кого не ожидал!
Костя ударился в красивую демагогию (чего я от него тоже не ожидал), заявив, что художник живёт в субъективном мире и не всегда находит адекватные слова, чтобы сообщить нам, представителям реального мира, нечто своё. Чернышова знает слова реального мира, умеет говорить на нашем языке. На языке всякого. Лучшее стихотворение – «Галстук». Хороши «Саночки» Большие формы удаются поэту хуже – «Старая рыба». Камилла – вообще фигня. Проститутки так себя не ведут. Подмывало спросить, а откуда ты-то знаешь, но я опять сдержался.

Прозаик Чернышов сказал неожиданную вещь, что у автора есть какая-то личная трагедия. Энергия этой трагедии – созидательная сила её поэзии. Однако Черкасова, на его взгляд, смотрится предпочтительней.
У всякого поколения – свои предпочтения. С этим не поспоришь!

Подводя итог, я сказал, что стихи Светы Чернышовой остро современны. Актуальны, что называется. Актуальность в стихах – это не тема, как в прозе, это поэтика.
Автор явно неосимволист. Художник, пользующийся размытыми, часто обозначенными, но не прописанными и по сути не точными символами. Таковы «Саночки» - лучшее на мой взгляд, неожиданное, нерукотворное. Почему, кстати, саночки для Светы, а не реалистический грузовик похоронной команды? Наверное, потому что символисты – романтики, путающие жизнь и искусство. Они – разрушители. Они ломают классицистическую традицию, где долг выше чувства. Интенсивность поэтического переживания – вот что главное. Оно ломает рацио прежнего художника из восьмидесятых. В ход идёт всё – избыточный метафоризм, парадоксальные концовки, обращения, повторы слов, невозможные у акмеистов-реалистов. Был бы критик Кирилл Анкудинов – поставил бы в ряд, это его тема, это его поколение.
Однако на мой вкус, ученичество проступает в деталях. Это как в спорте. Выполняется сложнейший элемент. Прыжок в четыре оборота. Но не хватает легкости, артистизма. Отсюда и разнонаправленные влияния Бориса Херсонского,Нины Искренко и Александра Петрушкина (он же Натан Хлебник). В стихи тащится всё, что недавно у кого-то прочитано. Это неплохо, это школа. Так в фигурном катании называется первая стадия соревнований. В стихах есть элементы эпоса. Это отметили чуткая Кириллова и чувствительная Настя Попова. Миф (некий растиражированный, но переосмысленный сюжет) – приобретение из отрицаемых восьмидесятых, вот что выбивается в её поэтике символистки. Естественно, ни у Бальмонта, ни у Блока прозой не пахнет. Потому и «нео», то есть новый символизм.

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
спрячься под ветками маленький не открывай глаза
чтоб кукушонок тебя не заметил не вытолкнул из гнезда
чёрненький узкоглазый всё разевает рот
цедит из тощей сиськи скисшее молоко
тихо дыши так тихо как говорит немой
слушай моё курлы и этим живи родной
и повторяй про себя чу-щу-жи-ши- сы-зы
это моя земля это моя тайга это мой выкровленный язык
выелбанный олбанцами и всеми на инь и янь
слушай меня сиди под гузкой кукушечьей повторяй
пусть обрастает кожа твоя пером
выдышишь вылежишь станешь беленький на крыло
выдавишь кукушат в их адовы кущи и серный рай...
горлом растресканным спекшимся повторяй...

Ваш Иван Шепета


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.