глава7 О внушаемости

   

   При неврозах не слабее,  чем  гипноз и  медитативные  состояния, действуют на человека так называемые косвенные и неосознаваемые - чаще психотравмирующие -  факторы и обстоятельства.

   На чём  основаны колдовство, «сглаз», «порча»? На вере в них, по сути, на самовнушении или на общем – внушающем – мнении окружающих. По общепринятым в первобытных племенах верованиям, если человек нарушает какое-либо табу (священный запрет), например, сядет на священный камень или доест мясо, приготовленное для вождя, и узнает о нарушении им табу, то не более, чем через несколько дней, умирает.
    Или вот в древних Греции и Риме,  если  человек  решил уйти из жизни путём голодания,  то  на 7-й день он обычно умирал. В этих странах в то время существовало убеждение,  что человек без пищи не может жить более 7 дней.

    В институте, где  я  работал,  был один  известный профессор-психиатр.  Однажды  он  ехал на  работу  в  троллейбусе, купил  билет, но билетёрша   не заметила  этого  и
сделала  пожилому профессору  грубый  выговор.   «Как  вас  зовут?» - спросил профессор.  «Ну,  Надя, - так же грубо  ответила билетёрша. - Что,  жаловаться  будете? Пожалуйста, жалуйтесь».  «Нет, - ответил  профессор. - Не буду.  Но за  то,  что вы  со  мной  так  грубо  разговаривали,  завтра  у  вас  будет сильный  зуд  во всём  теле». И вышел  из троллейбуса (у  него  было  чувство  юмора).
   На  следующий  день  он  позвонил  в троллейбусный  парк  и попросил  позвать  к  телефону  Надю.  «Надя  сегодня  не вышла  на работу, -  ответил  диспетчер,- она заболела.  У неё какой-то сильный  зуд  и  высыпания  по всему  телу».
   У  профессора  были  некоторые угрызения  совести: он опасался,  что  его  внушения, действительно, подействовали,  и на следующий день  снова позвонил в троллейбусный  парк.    «Передайте  Наде,  что я - парапсихолог,  навёл на неё этот зуд, и  скажите  ей,  что  я  эту  порчу  с неё  снимаю».     На  следующий  день  он снова позвонил в  троллейбусный  парк,  и диспетчер  сказал, что Надя  сегодня  вышла  на работу,  у неё всё  в порядке.
   
   У американского писателя Т.Драйзера есть рассказ о том, как некий врач захотел испытать внушающую силу своего слова. Однажды на улице он встретил  давнишнего пациента, которого  когда-то вылечил от какого-то заболевания почек.  Встретив случайно этого человека,  врач  сказал, что, судя по его виду, он умрёт на такой-то день, и тот действительно в этот день умер.

  У меня был случай, правда, не столь трагический, но тоже  впечатляющий.
  Ко мне пришла пациентка, которой приснился сон, что она умрёт ровно через 71 день. Я проводил с ней много сеансов гипноза, внушая, что с ней ничего не случится, но  всё же опасался за неё, так как знал о случаях так называемой «психологической смерти».  Она всё же жила в страхе, высчитывая, сколько ей осталось жить до назначенного во сне дня.
   Я в гипнозе вызвал у неё амнезию (забывание) числа, которое было указано в сновидении. И в какой-то день после назначенного  ей срока смерти объявил, что этот день  уже миновал.  У неё исчезли страх  и тревога, и она  быстро пошла на поправку во всех отношениях (а до этого  сильно похудела, потеряла аппетит и сон).

  А вот еще один случай вредоносного самовнушения.
  Один парень (назовём его Кирилл), студент, проходил очередную диспансеризацию в Первом медицинском институте.  В какой-то день  ему назначили обычную рентгеноскопию грудной клетки. А там как раз у аппарата стояли студенты-медики, и профессор рентгенологии проводил с ними занятие. «У предыдущего пациента (а это был толстый, даже жирный человек - В.Ф.), - объяснял профессор студентам,- так называемое «лежачее сердце»: из-за его полноты диафрагма располагалась высоко, и сердце как бы лежало на ней». "А вот другой случай",- продолжал профессор. Он поставил за экран Кирилла, а тот был высоким худощавым человеком. - У него вы видите так называемое «капельное сердце», оно висит на сосудах, отходящих от сердца».   Кирилл определение «капельное сердце» воспринял буквально и как приговор. Парень забросил учёбу, днями лежал, глядя в потолок.  Если куда-то ходил, то ступал бережно, еле передвигая ноги, чтобы «не стряхнуть» своё висящее, как капля, сердце. «Ведь оно висит у меня, как капля, – в любой момент может оборваться», - объяснял он друзьям.   
   Неизвестно, как  сложилась бы его жизнь, но, слава Богу, парень попал ко мне. И я первым делом  объяснил, что  «капельное  сердце»  - это  рентгенологический термин, обозначающий один из вариантов нормы, характерный  для худощавых рослых людей, и это гораздо лучше и нормальней,  чем «лежачее сердце», которое бывает у чрезмерно полных людей. После моего  объяснения лицо у парня как-то просветлело, и, надеюсь,  дальше его жизнь сложилась  нормально.

    Как  говорилось выше, каждому человеку в той или иной мере свойственна  внушаемость, и, хотя развитие человечества и каждого человека идут в направлении развития собственной разумной воли, полностью избавиться от этого свойства психики практически не удаётся. Внушающее  действие на некоторых людей могут оказывать и сновидения, которые тягостны просто своим навязчивым повторением.

    Приходит ко мне женщина, жалуется, что ей  будто  снятся «вещие» сны. Не то, чтобы они ей прямо показывали, что с ней случится в жизни. Скорее, она  как-то умела расшифровывать те причудливые образы, которые являлись ей во сне.  Причём, они предсказывают  не только плохое, но и хорошее. И всё сбывается.  Ну,  например, ей снилось, что она  купается в море, а рядом всплывает подводная лодка, и она как-то знала, что познакомится с моряком-офицером. Вскоре так и получилось. Их роман был долгим и счастливым, – всё, как во сне.
   Я спрашиваю:
 - Обычно  люди хотят знать своё будущее, идут к гадалкам, деньги платят. Вас-то  что беспокоит?
  - Ну что Вы,- отвечает, - это же живёшь  с ощущением обреченности, запрограммированности.
   Ну, я, прежде всего, объяснил ей, что никакой мистики тут нет, что наше будущее вытекает из совокупности настоящего, а подсознание схватывает и увязывает  в цепь, включая в неё даже случайности, и на этой   целокупности  факторов  оно  (подсознание) прогнозирует будущее. В общем, объяснил насчёт разумной основы всяких пророчеств.  Она согласилась со мной. Потом я стал проводить с ней гипноз раз в неделю, и никаких вещих снов за это время у неё не было.
   И вот через два месяца, прощаясь, она говорит:
 - Спасибо, доктор. Я Вам очень благодарна. Да ведь я  знала, что так и будет, что за семь сеансов Вы меня вылечите. Мне перед тем, как к Вам придти, сон приснился.
   - Что еще, - говорю, - за  сон?
   Рассказывает: "Коридор там был и семь дверей, и я знала, что за 7 сеансов Вы меня вылечите".
- Ну, - говорю,- это мы сейчас посмотрим. Открываю историю болезни, считаю: раз, два, три…
 - Видите, - говорю, - сегодня девятое посещение, а Вы говорите семь.
 - Но, -  отвечает, - в первый день ведь не было гипноза.  Вы со мной только разговаривали, и сегодня  Вы сказали, что не будет сеанса. Значит,  семь.
 (Кстати,  до моего лечения у этой пациентки отмечалось повышенное содержание сахара в крови, и она по этому поводу  наблюдалась и лечилась у эндокринолога, а после лечения у меня сахар в её крови нормализовался, хотя я никаких специальных внушений не делал и даже ничего не знал о её диабете.).
   Это я не к тому рассказал, будто тут мистика.  Я так думаю, что, увидев сон,  она себе бессознательно «заказала», что будет семь сеансов: на это число её могло навести   и  то, что на двери моего кабинета по счёту в коридоре была цифра 7. " То есть,- подумал я, - фактически она вылечилась раньше,  увидев  эту цифру, но почувствовала  себя здоровой только после семи сеансов".
   Я к тому, что  то самое бессознательное, которое доставляло ей беспокоившие  её навязчивые сновидения и чувство запрограммированности, подсказало  ей способ избавиться от  всего этого с помощью психотерапии. А насчёт нормализации сахара в крови, как я говорил, сама медитация  нормализует организм, то есть иногда лечит.
   Сколько раз у меня бывало чувство, будто я лишь присутствую при сеансах самоизлечения! Но косвенные или невольные внушения (или, вернее, самовнушения) способны  воздействовать на некоторых людей.

    Вскоре после этого случая ко мне пришел парень  лет 28  - знакомый или родственник
предыдущей пациентки. С недавних пор он стал часто испытывать физическую слабость при небольших нагрузках, головокружения, а однажды, играя в волейбол, упал в обморок. Врачи обнаружили  повышенное содержание сахара в крови  -  начальные признаки диабета. Узнав от своей знакомой, что после лечения у меня сахар в её крови нормализовался, он обратился ко мне с просьбой помочь ему без медикаментов нормализовать и у него сахар в крови.
   Мне было интересно попробовать.  Я погрузил его в медитативное состояние  и  попытался активировать деятельность поджелудочной железы, которая  ответственна за содержание в организме сахара. Технологию медитаций я здесь описывать не буду, но научил парня самого  делать это. Он легко научился  и через несколько дней (или через неделю)  пришел ко  мне и рассказал, что сахар в крови у него нормализовался (как показали анализы). Нередко после таких  самостоятельных занятий у него  возникало чувство голода, и, чтобы нормализовать своё самочувствие, он был вынужден  съесть кусок сахара.

  Я, как говорил, не мистик, но, поскольку речь зашла о сновидениях, должен сказать,   что бывают сновидения как бы поучительные, которые человек  ощущает как  эначимые для него.  Такие сновидения бывают даже  у психологов-материалистов, не верящих в вещие сны.

  Мой коллега рассказал мне о таком своём сне.  Ему приснилось, что он бродит  по берегу Галилейского  моря (ныне – озеро Кинерет)  и  встречается с Иисусом Христом, к которому  обращается с вопросом: "Почему христианское вероучение так категорически запрещает самоубийства?  Ведь бывают  ситуации, когда только таким путём человек может избегнуть невыносимых страданий и мук или бесчестья".   Христос ему ответил: "Вы правы, но не всем людям можно и нужно знать всю правду о себе".
   "Интересная мысль, -  ответил мой приятель. - Но в Ваших трудах (он имел в виду Евангелия) Вы ничего об этом не говорите, а я как раз собираюсь написать статью  о суициде - ведь это входит в мою специальность. Каким образом мне как добросовестному учёному сослаться на Вас?"
   "А Вы, -  скромно сказал Иисус, - в библиографическом указателе напишите просто: И.Х. Личное сообщение".

   Психотерапевтические методы лечения,  как  я  писал  выше, бывают весьма эффективны при разнообразных функциональных расстройствах, особенно при непроизвольно внушенных, и человек не знает причин  своего невроза или просто не знает, что  то, чем он страдает, – невроз.  В частности,  особенно уязвима для таких расстройств половая система.

    А сейчас  несколько примеров неврозов, когда человек страдает от того, что не  знает причин своих страданий, то есть причин своего невроза.  Это также  примеры действенности «рациональной” (разъяснительной) психотерапии.

   Ко  мне  пришел  парень  лет 19  и  крайне  смущенно  рассказал  мне  о  том,  что  его  мучает.   А  мучает  его  то,  что,  когда они едят вместе с матерью, у него невольно  возникает чувство, что ему жаль пищи, которую ест мать. 
   Он был  единственным сыном (отец давно оставил семью), и мать, чтобы прокормить сына, а потом  обеспечить ему учёбу в институте, работала, выбиваясь из сил. Сын понимал это и очень любил ее, поэтому появлявшиеся у него подобные мысли и чувства ужасали его, он считал себя неблагодарным, подлецом и очень страдал.
    Я сказал ему, что этот симптом отражает особенную любовь к матери, он известен в психологии и называется симптомом навязчивых "хульных мыслей": "чем  ярче солнце, тем темнее кажется тень". У некоторых людей он появляется по отношению к особо обожествляемым объектам - например, у очень религиозных монахов, когда у них непроизвольно возникают хульные мысли, например, что "Бога нет". Они считают  эти мысли большим грехом, но чем сильнее борются с ними, тем чаще они мучают их. Даже великий психиатр Карл Юнг, очень верующий человек, в автобиографии  описывал, что в детстве у него возникали хульные невольные представления о Боге в крайне непристойном виде.  "Ты, -сказал я молодому человеку, - не  борись со своими мыслями, а понимай их так, как я тебе объяснил: это невротический симптом, он - тень твоей особо яркой любви к матери".     Когда через несколько дней он снова появился у меня, то радостно рассказал, что  прежние  хульные мысли его больше не мучают.
    Такие явления  я  называю  «неврозами больной совести».
    Молодой человек обратился  с жалобой на навязчивое мытьё рук. Если его не прерывать, он мог  мыть их часами. Действительно, его ладони были покрыты  струпьями от частого  вытирания.   Он работал мясником в магазине и видел, как продавцы воруют мясо (тогда оно было в крайнем дефиците).  Другие продавцы косились и посмеивались над ним, что он такой "чистоплюй". И дома ругали, что он, продавец мяса, не приносит его домой. "Нам, - говорили домашние, - знаешь, с каким трудом удалось устроить  тебя на это место?"  "А я  его  (мясо)  видеть не могу", - сказал он мне.
   Слушая его,  я  думал, что не отвращение к мясу было  причиной навязчивого  мытья рук, а отвращение к воровству, к  чему обязывали обстоятельства.  Я объяснил ему причину его, так сказать, болезни и ,по-моему, на душе у него стало легче. Я не знаю, как он решил свою проблему, но, во всяком случае,  у меня больше не появлялся.

     Вот другой случай  невроза “больной совести”.
     Мой пациент, тоже молодой человек,  окончил  Институт  иностранных языков и владел английским и немецким языками. Его направили на работу таможенником.  Там он увидел, как таможенники  "мухлюют"  и воруют. Он этого не делал и казался в коллективе "белой вороной" с соответствующим к нему отношением.
   "На работу я хожу не только с отвращением, - рассказывал он, - а и с непонятным страхом, доходящим до паники.  И даже бывают приступы учащённого сердцебиения,  и при  этом повышается кровяное давление, и возникает  тошнота. У меня всегда плохое настроение. Врачи говорят, что это депрессия".
   По моему совету, он ушел с этой работы и поступил переводчиком в какое-то учреждение.  Хотя  и  заметно потерял в зарплате, но всё, на что  жаловался, у него прошло.

   В отличие от мистиков  я ХОЧУ разгадывать загадки (ведь каждый больной – загадка), а мистики НЕ  ХОТЯТ.  Но моя главная задача как врача  - всеми средствами помочь обращающимся ко мне  людям, и, если ко мне приходит верующий человек, я не только не противоречу ему, наоборот, пытаюсь укрепить его веру. Кстати, верующим полезно молиться: во-первых, во время молитвы  человек погружается в медитативное состояние, которое само по себе полезно, а, во-вторых, во время молитвы молящийся задаёт своему подсознанию установку на выздоровление.

    Психотерапевтические методы бывают весьма эффективны при разнообразных функциональных расстройствах, главным образом,  при непроизвольных внушениях. Особо уязвима для  таких расстройств половая система. Вот один из примеров  подобной  психологической  травмы.

   Пришел ко мне мужик  лет 30 , столяр  из глубинки, посланный в какую-то командировку в Москву (или был вызван кем-то по частному приглашению). Приехал с женой, она – чтобы «побродить» по московским магазинам, а он ещё и для того, чтобы показаться московским профессорам.  Он уселся передо мной и без слов, молча,  развел руки, взглядом указал на ширинку своих брюк. Я понял его и спросил:
- С каких пор?
- Уже с полгода, - ответил он.
- А как до этого было? - спросил я.
- Ежедневно. Кроме выходных.
- А в выходные?
- Ну, в  выходные целыми днями  мы с  женой не вылезали из постели.
- С чего же это началось?- спросил я.
- С германской стенки. Мы с женой за ней год в очереди стояли. А привезли домой и увидели, что задняя стенка исцарапана. Расстроились очень, и у меня всё как отрезало (он опять взглядом указал на ширинку).  Иногда ОН чуть приподнимается.  Жена с надеждой спрашивает: "Вась, а?" Я говорю: "Тсс! Молчи! Подожди! Посмотрим, что дальше будет". А  ОН … и пациент безнадежно махнул рукой.
   Я посоветовал ему:
 - Вы же  столяр. Замените заднюю стенку вашего гарнитура каким-нибудь похожим материалом, и она будет как новая (ему самому это в голову не приходило).
 - Но воспоминания-то останутся!
   Тут я применил гипноз (к счастью, пациент оказался очень гипнабельным) и внушил ему амнезию (забывание) на это событие. Он вышел из гипноза ободрённый и даже радостный. А через несколько дней, перед отъездом на родину,  забежал ко мне, растолкав очередь  больных, со счастливым лицом, и только воскликнул: "Доктор, всё получается!  Спасибо огромное!"

    А  вот ещё один  случай, показывающий уязвимость половой системы для невольных самовнушений.
   Однажды ко мне пришел парень лет 20  и рассказал такую историю. Они с группой товарищей, окончивших  Геологоразведочный институт, отправились «погулять» на Памир.  Перед восхождением, как сказал мой рассказчик,  он в одиночку решил "прошвырнуться"  по ближнему городку и заглянул на местный базар посмотреть восточную экзотику. Тут к нему подошла цыганка и предложила по руке погадать, что с  ним будет в жизни: за гадание - всего один рубль. Материалистически воспитанный  парень, к тому же,  наслышанный о "шашнях" цыган, ни в какую мистику и гадания не верил, но из любопытства  и  ради экзотики согласился. Цыганка  нагадала ему то, что обычно происходит в жизни большинства людей: "Женишься, будут дети, на работе будут и удачи, и неудачи, но, в общем, всё будет хорошо".  Цыганка гадала долго  и за каждое  предсказание  требовала по рублю и  каждый раз  приговаривала: "Я всю правду говорю, верь мне, а если не будешь верить, у тебя "ЭТА ШТУКА откажет". А парень, заинтригованный,  отдавал ей  за рублём рубль, пока у него не кончились все деньги, которые он взял с собой на прогулку. Тогда цыганка потеряла к нему интерес и затерялась в толпе. У парня в гостинице  остались  деньги только на обратную дорогу. Он был ошарашен и, главным образом, раздосадован на себя:  "Как я мог купиться на эту глупость, ведь я  же ни  одному ее слову не  верил!" Но тут  же его пронзила мысль о присказке  цыганки: "Если не будешь мне верить, у тебя эта ШТУКА ОТКАЖЕТ".
   Когда он вернулся домой и встретился  с девушкой, которую любил и намеревался на ней жениться, у него, действительно "ничего не получилось", и он считал, что стал импотентом. Он понимал, что причина этого – психологический фактор, и поэтому обратился не к урологу, а ко мне.   Я рассказал ему о действии косвенных  и становящихся  невольно   навязчивыми  внушений и самовнушений и провёл с  ним  лишь несколько сеансов глубоких медитаций.  Через несколько дней  он позвонил мне и радостно сообщил, что у него "всё наладилось", и "эта штука прочно стоит на месте".  Но  недели через две  снова появился  с растерянным лицом. Я спросил: "Что, снова не стоит?"  "Наоборот, - ответил он, - всё в порядке, даже лучше, чем прежде, но моя невеста мной не довольна.  Она говорит, что,  даже когда  был "импотентом и у него ничего не получалось", он был ей милей, чем теперь.  "Ты, - говорит она, -  был со мной ласков и нежен. А сейчас ты как будто упражняешься на мне, как на спортивном снаряде, то ли, чтобы показать  мне, то ли самому себе, какой ты гиперсексуал. Исчезло чувство единства  душ".
   Я напутствовал его:"Верните вашей телесной близости близость душевную, будьте  с ней самим собой, как было прежде". Он меня понял и, надеюсь,  что всё в их отношениях наладилось. Я знаю  только, что они поженились, и у них родилась девочка.

  У меня как у врача,  повторюсь, – одна цель: помочь  пациентам, насколько могу.  Я никогда не спорю  с их убеждениями, взглядами или верой, если и не разделяю их. Я никому не судья, я врач.

 Однажды ко мне обратился интеллигентный человек, поэт, которого преследовал навязчивый страх смерти как полного уничтожения личности. Это называется танатофобией. Он находил утешение в учении известного швейцарского философа-мистика Штайнера, который  утверждал, что после смерти человек претерпевает множество перевоплощений и, стало быть, в сущности, смерти нет. Моему пациенту очень импонировало это учение, но как интеллигентный человек он всё же сомневался. И он обратился ко мне  с  просьбой укрепить его в вере в учение Штайнера, и я, погружая его в медитативное состояние, ВНУШАЛ ЕМУ ЭТУ ВЕРУ. Это его очень успокаивало.

               (Продолжение следует)


Рецензии
Как жаль, что на приём к Вам не попасть!

Валентина Мазаева   19.07.2011 08:20     Заявить о нарушении
Увы, Валентина, и мне жаль! Спасибо за отклик!

Владимир Файвишевский   21.07.2011 23:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.