Все флаги в гости

                «Партер  и  кресла  -  все  кипит,
                И,  взвившись,   занавес  шумит.»

                \   А.С.  Пушкин  \


          Впервые   в   России   такое   событие  -  театральный фестиваль  европейского  масштаба. В 14-й  раз  разыгрывается  Европейская  театральная  премия   и в  12-й  - премия  «Новая театральная реальность».   В  течение  6  дней — с  12  по  17  апреля -   сцены  восьми   драмтеатров   Петербурга  были  отданы  во  власть   Мельпомены.  Представлен  авангардный  и  традиционный  театр.   Зародился этот фестиваль  в  Италии,  в  Таормине,  а  предыдущий  состоялся  во  Вроцлаве.   Я  попала  на торжественное  закрытие  нынешнего  в  Александринском  театре. 
          Давно, а  скорее  всего,  никогда   стены  этого  старейшего  в  России  театра  не   слышали  такого  разноязычия.  Многие  иностранцы   в  гардеробе  утверждали,  что  они  прилично  владеют  русским,  и  просили  выдать  аппараты   с  синхронным  переводом  на  наш  язык  -  было  так  приятно  это  слышать...  Все  это  шумное  экспансивное  братство,  наконец,  расселось  по  местам - и  началась  сама  церемония,  немного  напоминающая  «Оскар»,  но  без  помпезности.
          Вели  её  старейший  актер  театра  Н. Мартон  и   новая  наша  звезда  с  мировой  известностью  -  Ксения  Раппопорт.  Она  здорово  шпарит  по-итальянски... Да,  сначала  ещё  исполнялась  песня  «Русь» -  под  кадры  кинохроники  и  марш   матросов. По  сцене  все  время  расхаживали  две  огромные  птицы  с  противочумными  клювами  -  такие, но покрупнее  теперь  часто  ходят  на  марши  "несогласных" (  их  не  забирают, так как  они  не  влезают  в  газики...). Сидящие со  мной  в  ложе  немцы  уткнулись  в  свои  мобильники,  как  и  негр  в пестром  хитоне  справа,  и  французы  -  слева.  Смотрели  на  экранчики  и  снимали  заодно. А  на  сцене  Ксения  во  рваных  джинсах   объясняла,  что  она  своим  видом  олицетворяет  раскованность  Запада,   а  Мартон  в  смокинге  -   консерватизм   России.  При  этом  оба  сидели  на  телеге  с  сеном, со впряженной  в  неё  лошадью.  Позднее  именно  на  ней  маленькие балерины  вывозили призы  и  цветы.
           Эту  публику  надо  было  чем-то  поразить.  И  ведущим  это  удалось... Во-первых,  статистикой:  оказалось,  что в  Питере  80  различных  театров  -  больше  чем  где-либо,  даже  в  Париже...  Затем - опустили старый занавес, изготовленный по эскизам самого Мейерхольда к его спектаклю "Маскарад".  А потом...  устроили  небольшой  экскурс  в  историю:  кто,  где  и  когда  сидел  в  этом  зале  из  великих  наших  писателей.   Первой  осветилась  ложа  бельэтажа  под  №12,  слева  от  царской  .  Её  арендовал  ранее  знаменитый  издатель  Суворин  -  друг  А.П.Чехова,  а великий  писатель  и  драматург,  будучи  в  Петербурге ,  смотрел   театральные  премьеры   именно  из  этой  ложи ( сегодня  её  занимал  знаменитый   Петер  Штайн  -  он  и   стал  победителем  в  главной  номинации   за  свой  спектакль  «Разбитый  кувшин»  по  Г.фон  Клейсту ).  Зал  бурно  приветствовал  его.   А  самых   громких   аплодисментов  в  этот  вечер  удостоился   Юрий  Любимов,   занимавший    любимое  место  Ф.М.  Достоевского  -  в  9-м  ряду  партера,  справа  от  прохода. Театр  на  Таганке   представлял  на  фестивале  пьесу  «Мед»  по   сценарию  Тонино  Гуэрры.
         На  излюбленном  месте  Н.В. Гоголя  в  1-й  ложе  1-го  яруса  сегодня  восседала  режиссер  из  Великобритании, Кэти  Митчелл - ученица  Ю. Любимова.   Напротив,  в  бывшей  ложе   Маннергейма  -   финский  режиссер -   Кристиан  Смедс  с  актерами.   В   6-м  ряду  партера  слева когда-то  И.С.  Тургенев  наблюдал    за  игрой  любимой  актрисы  -  М.Г.Савиной..(  ныне  там  разместилась  вся  труппа  исландского театра  «Вестурпорт»).    А    на  5-ом  ряду  справа   однажды  сидел   М.Ю.Лермонтов  -и  туда  же  усадил  Печорина  в  «Княгине  Лиговской».   Сегодня   эти  места  отдали  во  власть  португальского  театра  «Меридиональ»,  привезшего  постановки   «Специалисты»  и  «1974».  И,  наконец,  во  2-м  ряду   у  прохода,  на месте   самого  А.С..Пушкина  -  устроитель  фестиваля  француз  месье  Бази.
          Премии «Новая  театральная  реальность»  были  удостоены,  кажется,  все  иностранцы  и  наш  Андрей  Могучий  -  за   спектакль  «Счастье»  по  произведениям  М.  Метерлинка.   Он   же  придумал  огромную   куклу  (метров  в  8  высотой)  с  венком  на  шее,  изображающую  Петера  Штайна.  Последний  так  благодарил  Андрея,  а  Андрей  -  свою  семью...  и  актеров.   Поздравлял  П. Штайна  Лев  Додин,  вспомнивший   1994 год,  когда   немецкий  режиссер  приехал  в  Петербург  ставить  «Три  сестры»».   В  те  времена  в  новой  России,  обалдевшей  от  свободы,   режиссеры  с  трудом  понимали,   какой  нужен  театр... (  примерно  так   выразился  Додин ),  и  Штайн   тактично  учил  их   этому.   
            А  на  этом   форуме  были  представлены  уже  «Три  сестры»  Льва  Додина  с  Лизой  Боярской  в  роли  Ирины  и  Игорем  Черневичем  -   Соленым.   В  этом  спектакле  акцент  сделан  как  раз  на  их   отношения,  а  на  сцене  -  барак  и  выжженная  земля.   Где-то  на  краю  земли  собрались  люди,  которых  объединяет  нечто  очень  русское:  невозможность  жить  в  данной  стране  в  данное  время...   Единственный  выход  из  положения  -  Любовь...
             Российский  театр  был  также  представлен  пьесой   Валерия  Фокина   «Ваш  Гоголь» (Александринский  театр),   «Москва-Петушки»   Андрея  Жолдака (театр  «Балтийский  дом») и  «Даниэль  Штайн,  переводчик» - польского режиссера  Анджея  Бубеня  по  роману  Л.Улицкой  в  Театре  на  Васильевском  (  здесь  ранее   уже  ставилось  её   «Русское  варенье»).   
            Театр  из  Рейкьявика   привез  классику :  «Фауста»  и  «Превращение"  Ф.  Кафки, а  Национальный  театр  Хельсинки  -  авангардную   пьесу:  «Мистер  Вертиго»  П. Остера.  В  числе  лауреатов   оказался  и   известный   словацкий  режиссер  Вилиам  Дочоломанский   из  Театра-студии   Farm  (Прага),  поставивший  спектакли  «Путешествие»   и  «Театр».   Зал  рукоплескал  всем  по  полной.
           Но  когда  вышел   Ю.П.  Любимов   за  специальной  премией фестиваля -  и  в  том  числе  за  гражданское  мужество -   все   встали.   У  меня  навернулись  слезы   счастья  и  гордости.   Я  мысленно  благодарила его  за  все -   за  чудесные  пьесы,  за   эксперименты, за   реализованные   надежды.   А  он  -  своих  родителей,  отдавших  его  в  школу  Айседоры  Дункан,  водивших  его  на  спектакли  К.С.  Станиславского,  а  также   своего  деда-крепостного,  от  которого  ему  достался  несгибаемый  характер. 
             В  заключение  вечера  Петер  Штайн   представил  свой  моноспектакль  «Фауст-фантазия».   Зал  захлебывался  от  оваций  и  криков  "Браво".   

                19  апреля  2011  г.


Рецензии
Аннушка,милая!!!
Как это давно было,ещё был жив Юрий Петрович Любимов...,но читалось Твоё эссе на одном возвышенном дыхании,с пиететом к замечательным фестивальным традициям,артистическому и режиссёрскому таланту,истинным почитателям и ценителям театральных спектаклей.
С наступающим 2019 годом Тебя!!! Пусть он будет мирным и добрым, продолжая славные, театральные традиции!!!

С любовью к Тебе,нежными,сердечными чувствами,обнимая,Зейлар

Зейлар   25.12.2018 19:30     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, солнышко! Да, я видела многих мэтров, а Любимова - последним.
Как же я тогда плакала от счастья, стоя в ложе и аплодируя этой тогда ещё живой легенде. Вспоминала его театр, его кабинет, его деяния...
Благодарю, Ларочка, за Поздравление и чудесные пожелания. От всей души поздравляю и тебя с этим Годом желтой свинки! Свинья - это к богатству) Встречай в длинном платье и с золотыми украшениями - по гороскопу. Да исполнятся все задумки! Сейчас главное - сохранить мир на Земле! Целую. Анюта

Анна Хорватова   27.12.2018 17:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.