Децима

…И себя покуда помнил,
Всё бежал со всех я ног...
И со ста моих дорог
Прочь летели грязи комья.
И неслись галопом кони!

Бег – занятие пустое…
Кто-то спросит: «Что такое?
И куда исчезла прыть?»
Вновь копытом стану рыть,
Слово молви лишь простое!..           17.04.2011.

      
*ДЕЦИМА — 10-строчная строфа испанской поэзии (отсюда название), пишется 4-стопным хореем, схема расположения рифм — abbaa ccddc.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.

Децима
ДЕЦИМА — твердая строфа, имеющая 10 строк по следующей схеме рифмования:
1 — a
2 — b
3 — b
4 — a
5 — a
6 — b;,
7 — b;,
8 — a;,
9 — a;,
10 — b;,
Децима — одна из немногих принятых европейской поэзией испанских форм. Поскольку формы, идущие из Италии и Франции, сбиваются на ямб, постольку децима сбивается на хорей.
Говоря грубо, дециму по-русски следует писать четырехстопным хореем с мужскими и женскими окончаниями; интересных децим русская поэзия не знает. При своем обрусении и развитии Децима может идти по неожиданным путям в смысле метрики, ритмики и каталектики, с соблюдением лишь главнейших основ схемы. Может практиковаться и как твердая строфа, и как твердая форма.

И. Р. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925


* Децима (от лат. decima ; десятая), эспинела (по имени испанского поэта 16 в. В. Эспинеля, которому приписывается её создание), твёрдая строфическая форма: десятистишие с рифмовкой abba accdc. Классическая поэтика Д. требует остановки (точки) после 4-го и 6-го стиха; тогда первое четверостишие содержит исходную коллизию, последнее ; её разрешение, два центральных стиха служат переходом. Широко употребительна в испанской поэзии, в том числе в стихотворной форме глоссы. В русском стихосложении ритмика Д. наиболее точно передаётся 4-стопным хореем.


Рецензии
Очень интересно, спасибо, Александр!
А может быть под вашим именем я переопубликую эту статью в ЛИКБЕЗ? Подумайте!

Алкора   18.04.2011 20:08     Заявить о нарушении
Алла, подождите, пожалуйста. Это – из работы аспирантки
М. Пшапнцевой о ТВЕРДЫХ ФОРМАХ, которые Она делает на примере нашем. Вскоре мы опубликуем всю ее статью и тогда Вы ее можете иметь ввиду. Она – главный Редактор ж-ла ПАРАЛЛЕЛИ. Если хотите, то дам Вам ее координаты. Мы там публикуемся. Журнал вполне себе приличный. Идет сбор материалов в очередной №, который выходит в июне. Заинтересует, дам координаты.
Сейчас заняты подготовкой книги к выпуску, поэтому от конкурсных дел отойду на время.
С теплом, Александр.

Александр-Георгий Архангельский   18.04.2011 22:14   Заявить о нарушении
Александр, главное, за полученный пакет проголосуйте, а там - как вам удобно. Только поточнее определитесь, на какое время свободны (мне надо будет о замене думать.
А про статью - ладно, соберу кратко с интернета и на вас ссылку сделаю. Там много не надо!

Алкора   18.04.2011 22:45   Заявить о нарушении
Алла, что от меня надо по конкурсу, я сделаю. А в остальном - Ваше право.
С уважением, Александр

Александр-Георгий Архангельский   19.04.2011 01:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.