Размышления 6 ноябра. 2. Русь от крещенья до татар

Соседствовала Русь на юге с полем,
С половецким полем диким,
Соседи не были похожи меж собой
Ни обликом души своей, ни ликом.

От века Поле с Русью воевали
И угоняли скот, и нивы жгли,
И никаких других проблем не знали,
Но друг без друга жить и не могли!

Соседи у соседей сватали невест,
Но не прощали подлость и измену.
Так и прошёл одиннадцатый век,
Двенадцатый пришел ему на смену.

Князья владели Русью сообща,
Переходили от стола на стол,
Но триста лет порядок поломали,
Идет на князя князь, вот в чем прикол!

Поднялись повсеместно города,
Замедлилось князей  круженья.
А племена забыты напрочь,
Но есть уже удельные княженья!

Что старший ты, что младший – все равно!
Коль сила есть – закон не цаца,
И начали князья между собой
Без удержу оружьем бряцать!

Но время не стоит на месте
В степях бескрайних на востоке
Родился мальчик – Тимучин,
И подрастет он, дайте сроку.

Подрос и, предав брата своего,
Стал мальчик тот великим ханом,
Решил завоевать весь мир.
В историю вошел он Чингиз - ханом.

Пейзаж пустыни Гоби очень гол,
И выживет Батыр, не Барин.
От века проживает там Монгол
Под гордым именем – «Татарин»

Но тесен мир степей привычных.
Приходит мысль на ум не ленный.
Оставил он родной Каракорум
Завоеванья ради всей Вселенной!

А на краю вселенной той,
Чуть выше и немного сбоку,
Русь православная лежит.
И ей без приключений одиноко.

Монгол великий проскакал
Евразии просторы мигом.
На Русь нахлынула Орда
На триста лет надели Иго!

2006


Рецензии
Обязательно своим 8-классникам дам задание прочесть! Это хорошо укладывается в рамки моего предмета.

Маргарита Седова   18.04.2011 20:30     Заявить о нарушении
Уважаемая Маргорита. Мне очень приятно, что Вы так оценили мои труды. Моожно вопрос? А как Вы их оцениваете не по актуальности, а 1) по форме, б) приближению к Вашей версии представления об истории? Будет интересно обменяться мнениями.

Леонид Фарберов   19.04.2011 06:08   Заявить о нарушении
Я эти стихи оцениваю как удачный интегрированный подход сразу к двум предметам, которые преподаю всего по часу в неделю: Культура родного края (5-9 классы) и Мировая художественная культура (10-11 классы). Без включения истории мне трудно; а давать факты в сжатой и легкодоступной форме, какую я увидела здесь, в этих стихах - счастливая находка!

Ведь когда на урок МХК я приношу учебники по истории России, мои ученики начинают возмущаться, дескать, это же не история! Вот потому и ищу на просторах стихиры то, что легко воспринимается подростками.
Я считаю, что простота - признак ГЕНИАЛЬНОСТИ (надо очень много знать и уметь анализировать, чтобы так легко и игриво справляться с трудными для понимания моментами исторических переходов).

У меня целая копилка из поэм и стихов стихирян, которые очень успешно использую на своих уроках довольно часто.

Маргарита Седова   19.04.2011 20:16   Заявить о нарушении
"И проживает там монгол, под гордым именем татарин"- очень чётко и понятно, сжато до предложения (а как бы мне нудно пришлось всё это объяснять через письменные источники и документы). К примеру, Русская летопись сообщает о захвате Волжской Болгарии так: "В лето 6744... тое же осени прийдоша от восточные страны в Болгарьскую землю безбожнии татари и взяша славный Великий город Болгарьский и избиша оружьем от старца и до унаго и до сущаго младенца... и всю землю их плениша".
А тут, даёшь задание на дом - найти в письменных источниках (есть у нас сборник документов, считается устаревшим по нынешним безграмотным временам) свидетельство того, что многолов называли татарами (дело 5 минут времени).

Маргарита Седова   19.04.2011 20:33   Заявить о нарушении