Мысль остановить невозможно

    Эта моя статья опубликована в сегодняшнем номере газеты. 
Правда под другим названием - "Отрезанные от пуповины" .
Это интервью с академиком Борисом Каторгиным (он на снимке), которому я уже посвящала публикацию:



А здесь я привожу тот текст, который отправляла в редакцию. 



      В этом году Президент Дмитрий Медведев весьма активно начал поднимать «инженерную» тему. Правда, его заявления о развитии инженерной отрасли в рамках существующей рыночной экономики звучат как-то необычно. Ведь чтобы возродить престиж этой профессии, необходимо не только решить проблему качественного инженерного образования, но и создать молодым специалистам достойные условия труда и отдыха, включая высокую зарплату и жилье. Пока этого не наблюдается, но в стране еще инженеры не перевелись. Значит, на чем-то держимся вопреки этой самой рыночной экономике.

В свете празднования юбилейной космической даты мы задались вопросами «космического» масштаба: «Насколько эффективен сегодня процесс подготовки инженерных кадров - тех самых, что участвуют в разработке «сердца» ракеты – ее двигателя?», «Можем ли мы по-прежнему считать себя лидирующей космической державой, имея существующий инженерный состав специалистов?»

 На эту актуальную тему мы побеседовали с известным ученым, академиком РАН, почетным гражданином г. Химки Борисом Ивановичем Каторгиным. О профессиональной дальновидности этого человека свидетельствуют множество факторов. Научные работы Бориса Каторгина в сфере создания жидкостных ракетных двигателей обеспечили мировой приоритет России. В 2000 г. Российский биографический институт признал его «Человеком года» и «Человеком десятилетия» за укрепление экономики страны. Но самое главное, что этот человек 53 года своей жизни отдал работе на предприятии, которое постоянно участвует во всех значимых российских  космических программах. Это – научно-производственное объединение  (НПО) «Энергомаш» им. академика В. П. Глушко. Именно здесь был создан ракетный двигатель (РД) для первой и второй ступеней первой в мире космической ракеты. Она вывела на космическую орбиту первый искусственный спутник Земли в 1957 г. и первого космонавта Юрия Гагарина 50 лет назад.

На «Энергомаше» Борис Каторгин прошел  путь от молодого специалиста до генерального директора и генерального конструктора. Так сложилось, что более 14-ти лет с 1991 года он совмещал две эти должности, поэтому как никто другой знает, что такое «инженерный хлеб».

-  Борис Иванович, какие сегодня существуют проблемы подготовки специалистов ракетно-космической отрасли?

- Когда случается очередная авария на серьезном предприятии, тотчас же появляется мысль, что  Россию погубят коррупция и непрофессионализм. В последнее время именно он тормозит процесс подготовки квалифицированных инженерных кадров в области ракетодвигателестроения. Дело в том, что при создании высококлассной техники на всех этапах должны руководить профессионалы, так же как и во главе любого НПО должен стоять профессионал только высокого уровня.
В инженерной среде любому известно, что опора любого НПО – старшее поколение, у которого учится молодежь. В науке, инженерном деле преемственность поколений – одно из определяющих обстоятельств. Что в таком случае можно сказать о руководителе предприятия, который с легкостью «убирает» сотрудников старшего поколения? А то, что он «вопиющий» дилетант. Именно такая тенденция сейчас существует во многих производственных объединениях, и она доминирует.
Когда я пришел на предприятие после института, для меня конструкторы 1 или 2 категории были самыми главными учителями. Они передавали мне свои знания и опыт, а я развивался, обучал новичков – непрерывный процесс шел по цепочке. Сейчас эти связи разорваны, преемственность кадров нарушена, и со временем - ситуация усугубляется.
 Никакими другими способами сегодня нельзя вырастить высококлассного специалиста, если он будет оторван от пуповины. Она питает его знаниями, не прописанными ни в одном учебнике. Эта информаций в книгах не появятся даже лет через 20. В инженерном деле дают эффект только годы совместного труда опытных и молодых специалистов. Только такая работа создает квалификацию кадров.
А на «Энергомаше» сложилась вот какая ситуация – здесь  нет сегодня генерального конструктора.

- …???

- Осенью прошлого года я ушел с предприятия. О причине своего поступка пока говорить не буду. Да в двух словах и не скажешь. Скажу лишь, - чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, нужно вести новые разработки, модернизировать ранее изготовленные изделия. На данный момент если этот процесс и происходит на «Энергомаше», то очень вяло. А главная причина – в непривлекательности условий работы для молодых специалистов. В первую очередь – это низкая зарплата. И вроде бы все для этого есть, например, финансирование американцами нашего долгосрочного контракта на поставку двигателей РД-180 и другие источники. Но достойной оплаты труда молодых специалистов пока нет.
 Молодежь уходит с предприятия в какие угодно структуры – торговлю, муниципальную или юридическую службы, но только не в инженерно-техническую.  А производство нужно развивать, чтобы выпускники инженерных факультетов были уверены - работа по профилю с достойной зарплатой у них будет. Только тогда интерес к инженерным специальностям будет расти. Впрочем, это актуально для любой отрасли.

- Насколько я знаю тот долгосрочный контракт с американцами на поставку двигателя «Энергомаша» РД – 180, заключенный Вами в 1995 г, до сих пор «кормит» предприятие ?

- Да, кормит и будет кормить еще десятилетие. Нас тогда за такое активное взаимодействие с американцами чуть ли не посадить хотели, а потом … выдали государственную премию. Фактически мы получили госзаказ от правительства США: ракеты-носители семейства «Атлас» с нашими двигателями РД-180 эксплуатируются  по коммерческим программам и государственным программам НАСА и ВВС США.
Высокотехнологичное сотрудничество – это больше, чем бизнес. Но значимость нашего партнерства с американскими коллегами еще по настоящему не оценена мировым сообществом. А ведь с помощью маршевых двигателей НПО Энергомаш осуществлены два знаковых пуска. Они заняли особое место в истории изучения космического пространства. На околомарсианскую орбиту выведен спутник, с помощью которого ученые составят сверхточную карту поверхности  Красной планеты. Впервые с помощью маршевых двигателей первой и второй ступеней достигнута скорость более 16 км в секунду. Космическому аппарату, при запуске которого достигнута эта скорость, суждено впервые достигнуть Плутона. А далее – он покинет пределы нашей Солнечной системы.

- Получается, что Вы, как руководитель предприятия, смотрели тогда на несколько десятилетий вперед?

- Возможно. А разработка РД-180 – это наша национальная гордость. Мы ведь вышли на международный рынок не с каким-то сырьем – лесом, газом, нефтью, а с интеллектуальным продуктом, который стоит значительно дороже. Он был высоко оценен и работает. Ведь сила государства – в развитии научно-технического потенциала, профессиональных кадрах, хороших заводах. За счет контракта мы организовали чистый приток средств, и он позволил нам поддержать предприятие: был сохранен коллектив, мозги, силы, средства производства и т.п.

- А чем Вы занимаетесь сейчас?

- Заведую кафедрой «Энергофизические системы» в МАИ. Она находится буквально в двух шагах от НПО «Энергомаш». Со студентами работают ведущие специалисты предприятия, в том числе кандидаты и доктора наук.
Также я являюсь председателем  секции «Инженерные и технические науки» Совета  по   грантам  Президента   РФ. Считаю, что в разработке стратегии развития космонавтики должны участвовать представители РАН, еще не полностью разгромленные отраслевые институты, а также институты генеральных конструкторов. К сожалению их авторитет за последние двадцать лет был сильно утрачен. Хотя раньше они во многом определяли и двигали прогресс нашей техники.

- Борис Иванович, удалось ли нашему государству сохранить статус лидирующей космической державы?

- Да, мы были и остаемся мировыми лидерами во-первых, в области создания жидкостных ракетных двигателей,  занимаем передовые позиции, разрабатывая программу создания мощных орбитальных станций, стыковок в космосе. В-третьих, мы сохранили пилотируемую космонавтику и по-прежнему в этом направлении лидируем.
Созданный мастерами, наш кадровый и научно-производственный потенциал еще не растрачен. Слабеющий год от года, он  еще не утратил способность к созиданию нового. В ближайшие  годы мы еще сможем выйти на достаточно высокий уровень в российских и международных программах.

- А где еще используются двигатели «Энергомаша»?

- Все пилотируемые космические корабли с российскими и зарубежными космонавтами запускаются с использованием модернизированных вариантов двигателей нашего предприятия в составе  ракет-носителей  типа "Союз" и " Союз-ФГ ". А вот свежая новость - 5 апреля пилотируемый корабль "Союз ТМА-21", названный "Гагарин", отделился от третьей ступени   ракеты-носителя  " Союз-ФГ " и полетел к Международной космической станции (МКС). На борту корабля находится экипаж в составе двух российских космонавтов и астронавта НАСА, который проведет на орбите 164 дня и вернется на Землю 16 сентября. Космонавты взял с собой на борт фильм «О 108 минутах Юрия Гагарина». Его сняли студенты МАИ и молодежная команда «Российской аэрокосмической инициативы"». Космонавты 12 апреля планировали посмотреть картину на орбите, а впереди у них большая программа.  Команде предстоит принять два американских шаттла и три грузовых корабля "Прогресс".
Самое интересное, что выполнять подобные программы стало возможным только благодаря неутомимой работе инженерной мысли.

- Что конкретно имеется в виду?

- Чтобы выводить на орбиту мощные космические аппараты, например, научно-исследовательского назначения, необходимо увеличить грузоподъемность носителя, а также придать двигательной установке повышенный удельный импульс. Инженеры ракетно-космической отрасли решили эту проблему путем модернизации двигателя с форсуночными головками. В разработке новой форсуночной головки было использовано одно из изобретений.  В его основе лежит устройство, устраняющее высокочастотное колебание давления в камере сгорания. Главное предназначение изобретения - обеспечить более устойчивую работу камер сгорания и двигателя в целом. В этой разработке принимал непосредственное участие и я. Подобный двигатель используется в ракетоносителе “Союз-ФГ”.

- А что значит в Вашем понимании «перспективный инженер» и много ли у нас в стране подобных специалистов?

- Понятие «инженер» ассоциируется у меня со словом «мысль». Специфика инженера ракетно-космической области – продуктивно мыслить на пятилетку вперед. Иными словами, в ракетном деле важны предвидение и интуиция. У молодого перспективного инженера эти качества, изначально находясь «в зародыше», со временем развиваются, у посредственности – такие задатки отсутствуют. Высококлассный специалист должен уметь обозначить правильный вектор движения, то есть на несколько лет вперед определить перспективные направления в своей отрасли и развивать их. Такой человек будет ценным кадром не только в области ракетного двигателестроения, он будет востребован в любой инженерно-технической отрасли.
То есть, самое главное для инженера – умение творчески мыслить, а мысль, как известно, остановить невозможно. Скажу откровенно, как председатель инженерно-технической научной секции, что молодых талантливых специалистов у нас в России еще много. Чтобы сохранить этот интеллектуальный  запас, государство обязано поддерживать перспективный инженерный корпус и морально, и  материально.


Рецензии
Время моё подходит к концу.
Вот уж последний я видио клип написала.
Прошу вас как друга,его посмотреть.
Поверьте,я много в блокаду страдала.
С огроомным уважением к вашему творчеству.
Тамара Михайлова2

Тамара Михайлова 2   09.02.2012 16:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Тамара,
с удовольствием посмотрела запись выступления Вячеслава Утехина -
гимн города Пушкина. На Ваши слова и музыку.
Низкий Вам поклон!
Светлана

Светлана Петрушова   09.02.2012 16:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 96 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.