Юрий Горбачев. Антология русской поэзии. Эргар

Если бы мне сегодня доверили составить антологию современной русской поэзии (не более трёх стихотворений каждого избранного автора), у Юрия Горбачёва я бы, прежде всего, выбрал «Балладу о старых станках».
Привычная для современной российской действительности картина («Я видел – ржавые станки на свалках тихо умирают…»), предстаёт здесь как фантасмагория разрухи и всеобщего распада человеческих душ, отражающегося «безразличием на роже».
И если бы, если бы, хотя бы… «Когда бы в переплав на колокол, чтобы – гудело над державою…», «Когда бы вновь комбайны, танки, когда бы пятилетки – заново…». Но нет. Закономерное и беспощадное, как смертный приговор:
…но что там медь, латунь, железо!
Всё втуне. Речи наши лживы
и все потуги бесполезны.
Персонификацию машин у Горбачёва («шёл перелеском старый фрезерный, влача чугунные штанины», «могучий латник – пресс заржавленный», «токарный ковылял») по выразительности можно сравнить разве что с платоновским одушевлением паровоза. Помните, как Фома Пухов засмотрелся «на замечательный паровоз, всё ещё бившийся в снегу»?

Вторым, м.б. по контрасту с первым, я выбрал бы «Отмель».
Это стихотворение надо бы учить в школе, ей Богу! Помните, как мы учили наизусть «Люблю грозу в начале мая», «Зима напрасно злится». Этим, думаю, всё сказано.

И, наконец, третье – это, конечно, «Падение в колодец».
Такие стихи каждый читатель понимает и чувствует по-разному. И вряд ли читательское понимание  когда-либо совпадёт с авторским, но  никогда оно и  не сможет выйти за пределы того смысла, что вложил в них автор. Скажу больше, при каждом новом их прочтении они понимаются не так, как при предыдущем. От чего это зависит? Тайна сия велика есть.
Антитеза, положенная автором в основу этого произведения, даёт возможность бесконечное число раз смотреть то вниз – пытаясь разгадать «несметные загадки дна холодного», то вверх – «созерцая звёзды». Стремление людей к познанию – это падение в бездну, затянувшееся «на сотни тысяч лет»? Или нужно всего лишь одно ещё усилие и – «ручка ворота в натруженной руке, крутни ещё – взревут поршня моторные и ввысь рванутся храмины ракет»?
М.б. автор, прочитав, скажет:
-Бог с вами, я не об этом писал.
- Нет -, возражу я,- именно об этом.
И оба мы будем правы.


© Copyright: Эргар, 2011


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.