По конкурсу пейзажной лирики МАРТ

   Поделюсь  своими впечатлениями о только что завершившемся конкурсе «Март», где я имела честь быть Председателем. Тема предполагает стихи жанра «пейзажная лирика». Об ее особенностях я писала  в предыдущих статьях рубрики «Разбор полетов» (см. гл.1. http://www.stihi.ru/2011/03/27/2831).

  Сначала расскажу, как проводится конкурс. Для судейства порученного мне конкурса судей я выделяю из своей постоянной команды членов жюри от 8 до 9 человек для голосования. Их количество и конкретные имена зависят не столько от имеющихся в добром здравии судей, сколько  от темы конкурса: оценивать стихи определенного  жанра должны те, кто сами в этом жанре пишут и понимают его особенности. Получив от меня почтой анонимный пакет с принятыми работами,  каждый судья делает свой выбор самостоятельно.

    Поведаю о том, как его делаю я (примерно так же поступают и остальные участники моего жюри)

Выбор стихов проходит в три этапа.

   1 этап. Прочитывая все принятые стихи  (по конкурсу «Март» было принято 115 работ), я нахожу в них всевозможные ошибки по форме:

-неверное употребление слов,
-несогласование слов в предложениях (ошибки нарушения правильного строя речи),
-использование сленга (если жанр стихов - лирика!!!),
- отсутствие рифмы в отдельных местах,
- незапланированное нарушение заданного стихотворного размера, ритма.
-ритмические распады ударения,
-использование слов с неправильным ударением (по безграмотности),
- неправильное употребление слов, «странность» образов, сравнений,
- ПО УСМОТРЕНИЮ судьи – безграмотная запись текста: с большим количеством  ошибок орфографии и пунктуации или с отсутствием пунктуации (заменой знаков препинания многоточиями).

    Стихи с ошибками по форме я сразу же снимаю с дальнейшего рассмотрения. 
На конкурсе «Март»  после первого этапа из 115 стихов у меня осталось 43 относительно чистых с точки зрения формы стихотворения.

    2 этап. Прочитываю оставшиеся стихи повторно и НА СВОЙ ВКУС выбираю понравившиеся:  те, что показались интересными по содержанию и  затронули меня  эмоционально. Остальные снимаю с рассмотрения.
После второго этапа конкурса «Март» у меня осталось только 22 стихотворения.

    3 этап. Номинация. Из всех понравившихся стихов требованиями Конкурса каждому судье разрешено выбрать не более 12 (но и не менее 8) стихов и их номинировать – присвоить каждому стихотворению баллы от 10 (высший балл) до 1 (низший бал).

    Как вы понимаете – это очень непросто: из 22 отличных стихов мне необходимо  было оставить только 12! Такой же выбор из своего количества отобранных на 2 этапе стихов самостоятельно и независимо от других делает каждый судья, а потом все наши оценки суммируются и заносятся в Итоговый Протокол, который после его утверждения Главой Фонда публикуется на одной из страниц "Фонда ВСМ".

  Сразу хочу заметить – вкусы у всех судей разные! Предпочтения их сильно отличаются друг от друга. Не расстраивайтесь, если вы в этот раз не заняли призовых мест: то, что ваши стихи были номинированы – это отличный результат! В конкурсе «Март» из 115 стихов было номинировано 38. И для меня все 38 – победители!

   А теперь покажу несколько конкурсных стихов, вернее, фрагменты из них, содержащие ошибки формы, из-за которых стихи не прошли во второй этап. 

     1. Ошибки рифм
а)
..март..наконец закончилась зима......
шесть сорок девять...ждем восхода солнца
убрали ставни и свернули тент
и кто то фикус притащил к оконцу..
сегодня хочется прогулки налегке
но не получится ..придется все ж одеться
уже в теплицах пожелтел лимон
и появились почки на деревцах...

     Явное нарушение рифмы, вернее, отсутствие ее: «зима-тент, налегке-лимон», Да и «солнца-оконцу» – допустимая, хотя и очень неточная рифма, а в паре «одеться – дерЕвцах» - к тому же использовано неправильное  ударение во втором слове.

б)
Я помню: ночь была бессонной,
но не мучительно-бессонной.
Сквозь турникеты горизонта
с теплом спешило к миру солнце.

Как бесконечно-долго длилось
мгновенье упоенья ранью!
Жизнь пролетела синей птицей,
оставив перышки:  в о с п о м и н а н ь я.

    Здесь меня удивила смелость  рифмовки «бессонной–бессонной», не порадовала -«длилось-птицей», потряс странный образ «турникетов горизонта» и, конечно, не понравилась последняя строчка, оказавшаяся на целую стопу длиннее, чем нужно…

  2.Нарушения стихотворного размера
 
Я сегодня поздоровалась с весною
И она в ответ мне улыбнулась.
На поляне, среди тающего снега,
Первоцветом к жизни потянулась.

Обогрела землю лучиками солнца,
Напоила воздух ароматом нежным.
Прикоснулась зеленью к веточкам деревьев,
И дала дорогу быстрым водам вешним.

Дирижерской палочкой широко взмахнула,
Птичьих пересвистов запустила хор.
Свежим теплым ветром мне лицо обдула,
И помчалась дальше покорять простор.

    Что ни строфа – то новый ритм, увеличивается количество стоп, меняется тип рифмы. Прочтите  вслух одноименные строки каждой из строф – и вы поймете, о чем я. 

    3. Неправильное употребление слов
а)
А в первый день весны на землю снова
Посыпал снег, порхая и кружась,
Укутывая землю белой, новой
Одеждой, что к лицу её пришлась.

Неправильное согласование слов  «одеждой, что к лицу её пришлась.» - правильно – «к лицу ей пришлась»

б)
В Сибири март, еще зима,
И минус тридцать не рекорд,
Мороз висит на проводах,
Но солнце пробует аккорд.

  Неоправданный образ: «солнце пробует аккорд». Необъяснимо, откуда автор слышит звук (аккорд – это одновременное звучание нескольких нот)  да и слово «пробует»  по смыслу неточно- как можно пробовать аккорд? Можно издавать аккорд… Чем и по чему он издается в данном случае? Образ всунут автором для рифмы, а не для передачи  своего восприятия картины природы. В этом же стихотворении:

Капели чудный перезвон,
Включает мудрая рука,
Ручьи бегут зиме вдогон,
Зима спешит на северА

   «вдогон», «северА» - есть такие разговорные, специфические формы слов. Но они - не для пейзажной лирики, где этот же автор пытался образ «аккорда» неудачно вставить! Явное смешение разных типов лексики и неподходящая лексика для лирики.

в)
 Хитёр, лукав как мафиози март.
Держись, мой друг, умно и осторожно:
Уже весна, но всё ещё зима,
Ещё снег-лёд, но провалиться можно

   Даже не уверена, что здесь нужны мои комментарии. Слово «умнО» - разговорный сленг, есть слово «Умно», других вариантов в лирике быть не должно.
«Уже весна, но всё ещё зима» - потрясшая меня по глубине наблюдения поэтическая строка!!! )))
Так же как и  - «снег-лед», несмотря на который (стоит союз НО!!!)  "можно …провалиться"!

г)
И в перламутре бескрайних небес,
Пледом шершавым укутавшим лес.
Слёзы застыли в ветвях лазуритом,.

   Считайте меня человеком, лишенным романтики, но мне никак не представить этой картины: как перламутр небес может пледом лес укутать? Где - небеса, а где - лес? И что это за слезы застыли в ветвях – темно-синие и непрозрачные, ибо именно так выглядит камень лазурит? У меня большое подозрение, что автор насовал красивых образов ради рифмы, а не ради передачи смысла, потому я и отбраковала его стихи.

д)
И сквозь в полнеба синеву,
Неся мохнатые узоры,
След самолетный вО весь город –
Рисует раннюю весну!

    Вы устно когда-нибудь скажете «сквозь в полнеба синеву»? Я нет. За что же так в стихах-то родной язык изощренно ломать?

е)
Пройдёт сей праздник, несомненно,
Уйдёт пришедшая весна.
Но чувства нежные без время,
Навек останутся в сердцах!

  «Чувства без время». Даже правильный падеж «без времени» в данной строке не делает образ понятнее. Не говоря уже о рифме «весна- в сердцах» Да что рифма, что неверный падеж,- где здесь поэтический язык, необходимый лирике?

   4. И, наконец, на сладкое- всего понемножку:

Дни длиннее всё и солнце ярче,
Но идет тот же зимний кошмар,
Называем его мы иначе,
Называем его теперь - март!

Поздравлять мы закончили женщин,
Но объелись сначала блинов,
И весна венками увенчана,
Народ, в общем, к разврату готов!

Помянуть не забыли мы павших,
И весной, в эти светлые дни,
Навестили ушедших всех наших,
И приветливы были они.

  Тут вам и ритм пляшет, и рифмы «кошмар-март», «женщин-увенчана», а уж какова образность потока сознания автора, особенно поражает эта его странная «приветливость павших и ушедших»! Стихи звучат для меня пародией на пейзажную лирику. Комментировать подобное я просто не в силах!

   Напомню, что лирика - это род литературного творчества, предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта. Речевая форма лирики – это внутренний монолог в стихах. Любое явление и событие жизни в лирике есть личное переживание автора, но, благодаря глубине его личности, это переживание имеет общечеловеческое значение – лирические стихи должны задевать струны души других людей. Определение «пейзажная» подразумевает, что личное переживание автора в данном случае идет через восприятие им пейзажа – природы, которую он пытается поэтическими способами описать, но не просто обозначить то, что он видит вокруг себя (даже если его описания и красивы!), а пронести через это свое ощущение, настроение, а еще лучше – мысль. Просто стихи вида «на что смотрю, о том пою», которых на конкурс было подано огромное количество, сколько бы их ни наполняли самыми экзотическими  сравнениями, все равно не становятся хорошей пейзажной лирикой.

   А теперь самая приятная, но и самая трудная часть – «что мне понравилось». Трудная потому, что написать я могу только о своих ощущениях, а мир и его красоту каждый человек воспринимает по-своему. Что получилось в результате арифметического суммирования судейских симпатий, вы увидите в ИТОГОВОМ ПРОТОКОЛЕ  по ссылке http://www.stihi.ru/2011/04/11/4551. Стихи победителей  очень достойные, придраться к ним я не могу (почти не могу), но я ведь и не считаю себя великим поэтом - сама учусь у более достойных и опытных авторов, которые участвовали в данном голосовании.

    Приведу те фрагменты, которые больше всего понравились мне. Но объяснить, что именно в них нравится, я не смогу – просто …. сердце затронули.
1.
В марте, днями промозгло-грустными,
Мой Васильевский нездоров.
Над подворьем Оптиной Пустыни –
Злато-серебро куполов.

Тучи с запада низко стелются,
Моросят на пожухлый лёд,
И в такую весну – не верится,
И душа пока – не поёт.

Жду, чтоб льдины, как прежде, хрустнули;
Чтобы солнце – поверх голов!
И сверкнёт над подворьем Пустыни
Злато-серебро куполов.
                / В.Репин/
2.
...Чахоточные отголоски
Зимы, переболевшей в нас,
И режу, режу на полоски
Хрустящий подсинённый наст.

И всё бинтую и бинтую
Его стерильной белизной
То, что изломано впустую,
Изранено тобой и мной.

И забываю, забываю
Уколы мелочной вражды,
Когда шутя с ветвей сбиваю
Сосулек ломкие ряды.

Как после темени наркозной,
Захлебываюсь синевой -
Еще по-зимнему морозной,
Но по-весеннему - живой.
/Инна Заславская/
3.
Весна крадётся кошкою по улицам.
Снежинки гаснут в лужах, словно спички...
А если на фонарь чуть-чуть прищуриться,
То у него появятся реснички -
его  усы! Кошачьи. Серебристые...
Когда уснувший город замирает,
Мурлычет март - и мордочкой пушистою
К моей щеке ласкается, играя.
Сугробов мех искристый тихо светится,
Красуясь напоследок под луною.
И щедро, разом  ковш Большой Медведицы
плеснул все звёзды в небо молодое!
                /Елена Заостровцева/
     4.
За сутью естества прильну к земле,
Сольюсь душой со всем, что есть на свете,
Наядою в волне, избегнув сети,
Дриадою в лесной туманной мгле...

Чудесно возрождаюсь, по весне,
И утопаю в персиковом цвете
С деревьями… Великолепны эти
Мгновения, что чувства множат мне!

Я – дома в городе, в лесу и у реки…
Ресницами ласкаю небосвод,
И растворяюсь в нем, из года в год -

В согласии с судьбой, иль вопреки,
Во мне все больше неба, в нем – меня…
Мелькаю в окнах, cиневой пьяня!
                /Адела Василой/
      5.
Зaпax мapтa. Cнeг eщe нe cтaял
и cepeeт грудами на бровке.
Голубей потрепанная стая
Суетится возле остановки.
Здания от солнца слишком резки,
как-то непривычно угловаты,
точно лики на старинной фреске.
Треплет бриз линялые плакаты:
все равно от них немного толка!
Лужицы - как россыпи монеток.
И обернут город синим шелком
неба над ажурной вязью веток.
                / Алина Марк/
       6.
В зеркало смотрит, прощаясь, зима,
Льдистою грустью скользнув по ресницам,
Вновь продадут. И опять - задарма
Белую исповедь... Труд кружевницы.

Ветки мимозные россыпью солнц
С теплым рассветом готовы проснуться...
Мартом ложатся на страждущий холст
Сочные блики весеннего мусса.

Утро лучи опускает в ручей,
Взглядом цитриновым смотрит на город.
Солнце... Арбат... Продавцы калачей...
Тает на зеркальце льдинка-осколок.
                / Елена Столь/


Рецензии
Огромное спасибо за урок. Но есть момент в нем, на который хочется возразить. Я в молодости играл на гитаре, почему играл, да потому, что уже лет 10 не брал ни 6-ти ни 7-ми струнную .

"Мороз висит на проводах,
Но солнце пробует аккорд.
Неоправданный образ: «солнце пробует аккорд». Необъяснимо, откуда автор слышит звук (аккорд – это одновременное звучание нескольких нот) да и слово «пробует» по смыслу неточно- как можно пробовать аккорд? Можно издавать аккорд… " Привожу в виде цитаты, чтобы было понятнее.
Если аккорд представлять как созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков, то к Вашим рассуждением придраться невозможно. Но ведь автор говорит о проводах, а это ассоциация на струнный инструмент. И аккорды на них БЕРУТСЯ. Поэтому пробует аккорд, это неправильно, но попробовать взять аккорд, на гитаре, например, это уже правильнее, чем его издавать. Не могу достоверно утверждать, что мои мысли правильны, но логичны должны быть. С уважением, А.Р.

Александр Рэдфорт   27.05.2011 17:06     Заявить о нарушении
Спасибо за размышления. Вам нужен анализ ваших стихов или вы просто пообщаться?

Алкора   31.05.2011 20:39   Заявить о нарушении
Да нет, Алкора, премного благодарен, мне не нужно ни рейтингов, ни дифирамб, потому что ни то и ни другое, не дают оценку моего "творчества". Единственное чтобы мне хотелось слышать это подзатыльники и тыканье носом, так как научиться плавать можно только плавая, и если на берегу мне будут кричать, что как я хорошо размахиваю руками, при последующем попадании в воду, увеличивают мои шансы утонуть.
А на счет моих писем, Вы же сами писали, что рецензия это, те эмоции, вызванные прочтением того или иного произведения. Просто не обращайте внимание. Вот как то так. С уважением, Александр

Александр Рэдфорт   01.06.2011 01:13   Заявить о нарушении
Я так и поняла. Читала ваши стихи. Работы - гора. Но я никогда не лезу туда, куда меня не зовут. Есть часть авторов - самодостаточных настолько, что их стихи не имеют даже шанса стать хотя бы чистыми по языку, не говоря уже о достойной форме. Остаться нетленными - желание авторов.
Но встречала Чайников, изначально очень слабеньких, но готовых понять, что в их стихах не так. Они практически подходили к советам и уже через месяц другой писали на порядок лучше, исправляли, переделывали старые стихи. И начинали писать на новом уровне, не изменяя себе. Я таких авторов УВАЖАЮ. Для них я и пишу статьи, не успевая писать новые стихи, очень расстраиваюсь из-за того, что не успеваю. Потому что наспех, между делом пишутся только экспы. А над стихами надо работать.
У вас времени предостаточно. Поздравляю.

Алкора   01.06.2011 08:50   Заявить о нарушении
Благодарен, за уделенное внимание, но если, вдруг, появится "лишнее" время, с удовольствием выслушаю недостатки, потому, что все свои опусы каждый раз перечитываю, каждый раз правлю, мне они, честно говоря, вообще мало нравятся. Просто иногда бывают дельные советы, в чужом глазу...
Ладно, не буду Вас отвлекать, у Вас предостаточно и без меня работы, буду учиться.... Премного благодарен. С уважением, Александр Рэдфорт

Александр Рэдфорт   01.06.2011 09:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.