Притча о сосновых слезах

Девчушка вертела в руках золотистый кусочек янтаря.
 – Деда, а что это за камушек?
 – Это, внука, янтарь, сосновые слезы…
 – Как это – сосновые слезы? Разве сосны умеют плакать?
 – Умеют, внука, умеют… Только не каждому дают они свои слезы увидеть… Вот послушай, расскажу я тебе историю одну, какую еще мой дед мне рассказывал…
*
… Давным-давно был к северу от нашей деревни лес сосновый, большой-большой… Это сейчас ничего почти от него и не осталось, а тогда… Стояли деревья плечом к плечу, к самому небу вершинами уходили, и числа им не было. А у дороги, что от леса к деревне вела, стояла одинокая сосна. Не похожа она была на те, что в лесу – раскидистая, сильная, с зеленой пушистой хвоей… И вот диво – не брала эту сосну никакая сила. Налетит ветер яростный – все крыши по деревне снесет, все сады поломает, а сосна стоит.  Гроза загремит, ударит в вершину молния, а сосна стоит. Приказал как-то барин дорогу от леса до деревни ширше сделать – а тут сосна эта на пути очутилась. Пришли мужики с топорами, силились срубить – не вышло ничего. Колотили по ней, что есть силы, да только как заговоренная она, даже смола не выступила. Так и оставили ее восвояси. Говорили старики, будто дерево это зачарованное, будто сила в нем недюжинная. А еще – будто тот человек, что слезы той сосны увидит – Богом избранный, счастье ему в жизни будет большое.

Однажды шел дорогой этой лесник. Не раз уже он этим путем в деревню хаживал – махорки раздобыть, да и прочего нужного в его одиноком лесном житье товару. Не раз и сосну-отшельницу видел, любовался ее раскидистыми сильными ветвями. И в этот раз бы прошел он мимо нее, не замедлил бы шага, да что-то одолела его грусть-тоска, на одинокое дерево глядя. Свернул он с дороги, сел на песчаную землю, положил руку на шершавый ствол: «Как же ты тут одна… Никто тебя от ветра не заслонит, никто плечо не подставит…» И только вымолвил он эти слова, как – глянь! – что-то упало на его ладонь, что-то золотистое, теплое, духмяное… Да это же смола! Слезы сосновые… Вздрогнул тут лесник, вспомнил, что старики о слезах этих сосновых говорили… Погладил теплый от солнца ствол: «Поплачь, милая, поплачь… Легче станет. А я никому твоей тайны не выдам, верь!».

Так и подружились они. Придет лесник к сосне, разговаривает с ней, гладит могучий ствол, а сосна роняет на песок свои золотистые смоляные слезы… Но вот однажды пришел лесник хмурый да усталый, посидел чуток, посмотрел на янтарные капли и молвил: «Ну чего разревелась-то. Не досуг мне тут слезы твои утирать. Вон целый лес таких, как ты, меня дожидается. Много вас, плакальщиков, а я один». И только вымолвил он эти слова, как перестали капать сосновые слезы, а те, что уже упали на землю, стали твердыми, будто камень. Отвернулся лесник и пошел восвояси.

Через пару дней собрался он в деревню. По дороге свернул к одинокой сосне: «Здравствуй, милая, как ты? Заждалась, заскучала? И я скучал без тебя, без слез твоих душистых…». Тщетно смотрел он вверх, на могучие ветви – ничего не ответила ему сосна, ни слезинки не проронила… Постоял лесник, постоял, да и побрел в деревню, опустив голову… С тех пор никто так больше сосновых слез и не видел.

А те, что когда-то упали и превратились в камень, по сей день почитает народ целебными да чудотворными. Они и от болезней избавят, и недобрую силу отгонят, и радость принесут. Сказывают, коли подаришь кому янтарь – счастье, стало быть, подаришь…
*
–  А что такое счастье, деда?
– Экая ты любопытная. Да кабы знали, что это такое, счастье-то, его бы и не было давно – все расхватали бы, да по сундукам попрятали… А счастье оно такое, вольное… В сундуке-то ему тесно…


Рецензии