Грех

Ты шёл по дороге раскисшей,
Снедаемый чувством вины.
Ты шёл к справедливости высшей,
Хоть лавры её не видны.

Ты каялся, ты сокрушался,
Ты "пеплом главу посыпал".
Растягивался, сокращался
Твоих исступлений запал.

...Толпа попрошаек у Храма:
Калеки, убогие, пьянь.
Старуха в наряде из хлама
Сказала:"Молись и воспрянь."

"О чём она?" — ты удивился,
Карманную мелочь раздал.
Сегодня твой друг удавился —
Ты только чуть-чуть опоздал.

Ведь было бы всё по-другому:
Ты ехал уже, ты бежал,
Заняв у друзей, у знакомых,
У всех, кто его обожал...

"Таких отпевать я не стану!" —
Отрезано, как приговор.
Священник поправил сутану:
"Удавленник — хуже, чем вор!"

Так, значит, воры, "кровопийцы",
Готовые насмерть забить,
Насильники, детоубийцы
Достойны отпетыми быть?

И те, кто страну разбазарил,
Заводы пустил "с молотка",
Кто бельма народные залил
Дешёвым спиртягой с лотка?

И авторы волчьих законов,
Страну превративших в тайгу,
Кто правит свой бал вне загонов,
Народ приучив к батогу?

И те, и другие — достойны?
Не верилось: бред или сон?
Так все они — благопристойны,
Все эти? — но только не он?

...Ты шёл по дороге раскисшей,
И слёзы текли по щекам.
До той справедливости высшей
Куда там беззубым щенкам.


Рецензии
Привет, Саша! Такое сильное стихотворение ты написал и такую важную тему затронул, что я и рецензию второпях не стала писать, хотелось поразмышлять.
Это только на первый взгляд всё описанное тобой кажется чудовищной ненормальностью, бредом. Только, по-моему, всё это как раз "нормально" при нынешнем устройстве общества. Как же может быть иначе? Ведь церковь - один из его институтов, и она такова, каковы отношения, господствующие в обществе. Государство поддерживает монопольную "частную собственность" РПЦ на общение православных с Богом, а РПЦ помогает государству укреплять саму частнособственническую, грабительскую систему, внушая прихожанам покорность и доверие к власть предержащим.
Всё это подаётся под соусом "развития духовности", а конституционный принцип свободы совести и отделения государства от церкви фактически отправлен в другое "достойное" место.
Мне вспомнился овсем анекдотический случай, произошедший год назад, когда накануне визита патриарха Кирилла в Московский физико-математический институт (МИФИ) руководство института распорядилось убрать из двора вуза памятник «МИФИческому студенту», который олицетворяет девиз вуза «Дорогу осилит идущий». А на его месте срочно воздвигли православный крест. Но студенты - молодцы, живо среагировали, выпустили листовку, на которой поместили фото памятника с подписью под ней "Дорогу осилит идущий", снимок установленного креста на холмике с подписью под фото: "НИАСИЛИЛ..." Выпустили и заявление с протестом против того, что «ректор Михаил Стриханов просто наплевал на светский характер вуза и на мнение студентов, поставив этот крест». А вот символическую акцию "Похороны МИФИческого студента" ребятам не дали провести люди в камуфляже.
И по другим сообщениям СМИ видно, как щедро одаривает государство церковных иерархов зданиями (в том числе выгоняя музеи) и иной собственностью. А священники за деньги освящают что угодно: от джипов "братков" до губительных для народа нововведений бандитского государства.
По-моему, тебе, Саша, замечательно удалось все эти противоречия
сфокусировать, как линзой, в драме всего лишь двух людей - ЛГ и его погибшего друга.
Очень хорошо, что ты доработал и дополнил стихотворение!
В новой редакции оно, возможно, вместе с краткостью потеряло некоторую лёгкость, подчёркивавшую драматизм ситуации, зато приобрело остроту, сдвинувшись от философской лирики в сторону лирики гражданской.
Ведь одно дело, что не поминают самоубийцу, наравне с "убийцей", "клятвопреступником", "извергом" (как в первом варианте), а другое дело, что священники готовы отпеть любого, кто "башляет на церковь".
В первом варианте эта идея присутствовала свёрнутом виде, а в новом эта пружина как бы распрямилась. Только почему ты и теперь оставил кровопийцы в кавычках? Ведь это слово, как мне кажется, и без них имеет одно, т.е. переносное значение.
Гораздо точнее стали четверостишие про "старуху в наряде из хлама" (блеск!) и переход к отказу отпеть друга, а то в первом варианте казалось, что вроде как эта прицерковная старуха и отказала.
И, конечно, возврат в концовке к "дороге раскисшей" и "справедливости высшей", которые ЛГ теперь уже видит совсем иначе, - колоссальный.
Спасибо за великолепное стихотворение!
Уважаю!
Здоровья тебе и счастья!
Света

Светлана Байбородова   13.04.2011 00:28     Заявить о нарушении
Ой, Светочка!!! Я... даже не знаю, даже на ум ничего не идёт - после прочтения твоей КОРОЛЕВСКОЙ РЕЦЕНЗИИ!!!:) Нет, правда! Столько ты вложила сюда труда души! - воистину ОНА, твоя ДУША, БЕЗРАЗМЕРНА!!! Спасибо тебе, родная моя! Света, я не знаю, не представляю, в каком долгу перед тобой - знаю лишь одно: таких ДРУЗЕЙ, как ТЫ, - пересчитать по пальцам! Спасибо, милая! Счастья тебе - всегда и во всём!
С преданным сердцем -

Александр Литов   13.04.2011 09:52   Заявить о нарушении
Саша, тема меня взволновала, поэтому рецензию было не сложно написать. Только она не "королевская", а скорее уж "пролетарская", раз труд вложен ;)) И я тоже совершенно не представляю, в каком это долгу ты передо мной. :))) По-моему, ни в каком - дело-то общее, ты его стихотворением двинул, я прозой чуть подсобила.
Здоровья тебе и радости!
Света

Светлана Байбородова   13.04.2011 10:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.