Москва - Колокола

Это вихрь влетел в колокола,
Это бьется сердцевина в стену,
Это звон разбуженной вселенной -
Это пробуждается Душа!
Бум-ла-ла над миром, бум-ла-ла!

Это ветер рвется - ветер вольный!
Это молнии летит игла,
Это в звездном звоне колокольном -
Бум-ла-ла над миром, бум-ла-ла!

Небо рвется как листок на части!
Золотом сверкают  купала!
Мы, обнявшись, замерли от счастья,
С растворились эхом бум-ла-ла!




Переписка - март 2011
Москва  - Лос -Анджелес.
Фрагменты.
...А еще мы с тобой подарим миру фрески - узи, фрески - санаграммы, эмбрионных ангелов Феофана Грека.
Ангельские эмбриончики на стенах монастырей, их космические протуберанцы! - Эти ауры золотых нимбов, над светлейшими головками!
Потому что золотой нимб святости - может быть это аура вдохновения?!
У нас есть что представить миру, у нас есть иллюстрации УЗИ!
И еще, еще...Коровина, моя милая!
Спасибо тебе за "Первенца", конечно, бери и шли кому, что надо, а я всегда сомневаюсь, потому что мир, воды в рот набрал, по отношению ко мне.
Пусть весна шлет свои солнечные поцелуи моей Божьей Коровке!
Пусть март принесет ей на кончике носа свои миндальные запахи, свои жасминные выдохи!
Пусть март расцелует ее, особенно восьмое, и она засмеется, и мир увидит, как смеется Божья Коровинка и улыбнется в ответ милой, старческой, вольтеровской улыбкой, этой улыбкой Джоконды и ее ангельского кузена.
И солнце выкатиться в сарафане своих протуберанцев, в своем утреннем сомбреро с Божьей Коровкой на тулье и будет хорошо: жасминно, миндально тюльпанно прелестно!!! И ласково, ветрено на земле!
А потом солнечное сомбреро с этим микроскопическим мухоморчиком-Божьей Коровинки закатится восвояси, и моя дорогая Коровина, легонько поднимется по ступенькам горькой грусти к светлой радости, а вместе с ней я, а вместе с нами: Джоконда с кузеном, Феофан с Узи-фресками, Колокола в Сарафанах.
и знаешь, кто еще? Ну, конечно, он! - Архангел Гавриил! - Со своей дрессированной птицей, со своим Голубем - вещуном, почти попугаем! и Его, его мы тоже подарили миру вместе с "Первенцем моего Первенца", вместе с весной!
****
Москва–Лос-Анджелес

САНТО!!!!
Так значит это Троица!!!! Ангел-женщина-старик.  Для меня гудоновский Вольтер всегда был старушкой в кресле. Хи.
А почему бы тому ангелу не быть Архангелом Гавриилом? Нигде не нашла его обозначения. Если он безымянный - пусть будет Гавриилом? А эту Троицу, эту великолепную Троицу, как и все остальное - даришь миру ТЫ!!!!!!!
И если мир молчит (во что почти невозможно поверить) - то значит он просто не находит слов! Твои слова-словосочетания-мыслислов-словаобразы творят жизнь вокруг себя. Из скользкой жалкой твари - Божью Коровинку! Ах! Как я себя ею ощущаю!!!!! Какое это наслаждения - быть такой вот пятнистой Коровинкой!!!!
Ну где же здесь в ответ найти слова?!!!!
Чудо - оно АХ! Замер в восхищении. И растворяешься... наполняешься....
Пусть это будет Троица Вечнозаветная!!!!!

Март 2011
А вчера утром еду в Лагуну-Бич на встречу с инвестором, кругом такая красота!!!
Инвестор хочет купить отель за бешено-зеленные миллионы!
Отель на побережье Лагуны, а мне положено создать дизайн.
Создать атмосфЭру - отель - дворец!
Олигарх сказал: - хочу, чтоб как у тебя дома!
Рулю в Лагуну думаю:
Первый этаж сделаю паркет, бронза, хрусталь, ренессанс.
Все,  заморочу барокко, чтоб заворочено, закручено в барокко.
Барокко, в переводе с португальского, причудливая раковина.
Пышный, вычурный, замысловатый стиль.
Барокко и классицизм люблю, а московский купеческий - нет, особенно его
псевдокитайский раскрас - это крисмосовское зеленокрасное, что красуется
на китайских теремках с треугольными крышами, а углы у крыш задраны вверх,
как турецкие туфли старика Хотабыча. А еще углы крыш похожи на тапочки мараканских девственниц - носки торчат вверх, значит дева, а вниз – увы.
Однажды в Болоньи на базаре смотрю группа русских крутобедрых баб накупили
эти яркие тапочки, переобулись «носками вверх» и, навьюченные мешками обнов,
маршируют к автобусу, как мараканские девственницы, а из мешков торчат драконы
с лягушками (символы материального успеха).
А московское ярмарочное купечество, лет двадцать кряду, рисует Г.
Малюет и продает на Арбате.
А для меня это как дымковская игрушка - от пестроты галдеж в голове.
Как стиль кантри (деревенский) - салфетки, тюль, расписные ложки, валенки,
от этого хочется в гостиной скотину пасти.
Почему-то французское барокко - терракот с золотом, завитушки, излишества радуют, 
даже знаю почему! Человек перешагнул ступень животного, не тогда взял палку
(тогда он был просто животное с палкой), а когда заинтересовался и
создал что-то лишне-излишнее, когда ему стало необходимо не необходимое,
и не утилитарное, а то, что не хлеб.
Думая об этом, проскакиваю поворот, а олигарх наш пунктуален до чертей,
заштамповал меня мудростями про "точность - вежливость королей".
Разворачиваюсь назад и чувствую, что эту фишку, про точных королей,
явно какой-то плебей придумал.
                ***
ТОЧНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ КОРОЛЕЙ?
Я думаю... мммг
Не королевское это дело маршировать по секундомеру, скажу я тебе!
Знаешь, Коровка, как я ощущаю жизнь, когда мне надо явить свою королевскую точность?
Жизнь на стреме! - высчитываю минуты, пытаюсь совпасть, то есть, подкроить мир под назначенное время.
Я комкаю все своим приблизительные радости ради этой точности.
Кофе пью залпом. Сон кромсаю, беседы урезаю - все в кулаке, все под контролем.
Во имя вежливой точности жизнь брошена в чемодан!
Она прихлопнута крышкой и торчат ее цветные лоскуты, некогда расправить, уложить!
Торопясь, обрезаю то, что торчит.
Точность - это дисциплина, а никакая ни вежливость королей!
Это армейская выправка, а в интерпретации королей, армейская выправка,
зацикленных на своей точности псевдо-монархов!
И пусть обижаются все перфекционисты, зато гуманитарии нас поймут!

Я соберу для тебя Лешкино УЗИ, Колокола и Фрески Феофана Грека, в одну картинку,
потому что, наверное, только ты видишь жемчужные нити их общих позвонков.
И за одно это Спасибо тебе.

Март. 2011
Настенька, не могу найти письмо, где ты пишешь о том, как тебе жаль,
что я не могу полюбить Москву, что Питер - Да! А Москву-матушку – увы…
Когда я в ней бываю, то часто и много пишу о чем-то ни о чем,
но мое ни о чем, это всегда обо всем.
А ты себя чувствуешь хозяйкой Москвы?! Так помоги мне возлюбить ее!
Она для меня тревога!!!! Она для меня беспокойство, непредвиденность,
красный свет, стоп!!!
Она - Кремль - острый, красно-кровавый, стрельцы, казни, лобное место....
Она нервная, красная и зеленая - крисмас (американо-рождественские цвета)
Она с выпученными глазами, с большим ртом - истеричка.
Я в ней толкаюсь или торчусь (пробки).
Движения мои в Москве не вольны, не спокойны...
Она неблагодарна, опасна, она делает людей жесткими.
Она родина моя, вот мои стихи о ней стихи.... http://www.stihi.ru/2010/09/21/1151
 И еще:
             
         ***
Мои московские церквушки
И Патриаршие пруды,
Тверской бульвар, где вечный Пушкин,   
Не покрывая головы,

Стоит без шляпы, и прохожий,
Взглянув на Пушкина, спешит
К вратам церковным  подытожить
Тот путь земной, что пережит.

А в храме служат литургию,
Там электричество горит,
И в новых куполах  Россия
Вернуться к вере норовит.

Какой-нибудь деляга-сводник
Грехи замаливает впрок,
А бедный Николай Угодник
Меж ним и Богом - как челнок!

И пуще прежнего столица
Все хорошеет да манит,
И празднует, и веселится,
А сердце ноет... и болит.


МАРТ 2011
Да, Санто! Я это подозревала.
И в твоих московских мыслях все это видно: метро, люди, пробки,
никто не хочет честно работать.
Но стихи!!! Они же с любовью. Или с надеждой и верой в любовь?
Ты этого хочешь, но как? Слово "оБПасная" - так случайно получилось?
Гениальное слово!!!!!
А как тебе удалось родиться в Москве? Я помню в роддоме Грауермана (
не знаю, как он пишется) на Арбате. Да?  Эту историю я не знаю.
Да, Санто, Москву трудно вот просто так полюбить, даже если родился.
С ней, как и со стихами, проводник нужен. Я так часто слышу хулу на Москву.
О! И я понимаю! Просто им не повезло, никто их за руку не провел, тропинки не показал.
А без этого никак!
Ты знаешь, она мягкая, как сдобное румяное тесто. Она так растянута во времени
и пространстве, что в прошлое, что в будущее, вверх, вниз - когда это осознаешь,
то вся суета исчезает! Знаешь, если палочку взять посередине и быстро-быстро раскручивать, то она превращается в неподвижный диск.
А Москва это тоже диск, вернее бублик, вернее, бублик в бублике в бублике,
в бублике, в бублике...... Разве бублик может быть опасным?
Возьми свой бублик, найди свой, создай - сделай связку, как в Цветике-семицветике.
И она исполнит СЕМЬ твоих желаний, на Семи своих холмах.
Она домашняя на самом деле, уютная, нелепая, кривенькая, милая, родная.
Это все не сиюминутно. Это когда ты вечен, как и Москва. Когда ты и есть Москва.
Когда ощущение, что весь этот город зависит от тебя, когда у вас одна кровеносная система, дыхание, ритм сердца. Я в полной мере ощущаю себя ответственной
за этот город, как за себя.
Много городов люблю, вообще люблю города, а не села, не леса-поля-болота.
Но хозяйкой себя только Москвы чувствую.
Когда у нас прошлым летом пекло было и дым, вернее, чуть позже, когда дышать стало возможно, я в Балаклаву писала свои осмысления происходящего. Длинновато, конечно.
Но раз уж о Москве заговорили:
"Есть в буддизме такая практика - подношение цанга - когда сгорает все нужное, прекрасное, лучшее, и вместе с дымом возноситься .. эээ... ну, куда-то возноситься,
куда надо.
А мне всегда не давал покоя Питер - почему в нем так погано?
Почему при всей его красоте, внешней гармоничности, великолепному соединению воды
и земли, горизонтали и вертикали, продуманности плана, обилию действительно
прекрасной архитектуры - жить в нем невозможно.
И почему Москва, город беспорядочный, аляповатый, собравший все градостроительные
ошибки, какие только можно, состоящий из бесконечных кривых, подъемов и спусков,
почти не имеющий панорам - на самом деле уютен и благоприятен.
И ведь Питер, вроде, не такой древний - всего лишь 300 лет,
а Москва очень даже старушка - 860 лет. То есть, я хочу сказать, вроде у Москвы было больше шансов накопить грехи, людские скорби, смерти и т.д. То, что негативно
отражается на городе, то, что приносит в него черноту. И в души его жителей тоже.
И вот занимаясь и исследуя Москву, я пришла к выводу, что этот город всегда спасал огонь. Москва всегда горела - это было ее бедствие с точки зрения жителей.
То татары, то копеечная свеча перед образом, то поляки, то опять свеча, то французы. Последний пожар самый известный. И поскольку не так далек по времени, то самый описанный. Когда читаешь, действительно ужасаешься. Пришлю тебе кусочек из моей книги по Москве.

30 марта 2011
Напиши, ты хорошо пишешь, очень.
НО ЭТО ужас и дикость - очищаться огнем.
Очищаться надо водой, уборкой, мойкой - огнем уничтожаться. Жутко, жутко...
ПРОЧИТЫВАЮ, ВНИКАЮ, МНОГОЕ ЗНАКОМО.
Пока любовь не всполыхнула, не вспыхнула как пламя очищающее!
Но тебя читать - фитиль вкручу поярче - Хочу!!!

30 марта 2011.
Настенька! Вот мое «Возвращение в Москву».
Сан-Торас

Теперь такие времена...
Скажу: - О, времена! О, нравы!
Так говорили до меня
И, вероятно, были правы.

Иду московской стороной,
Гляжу на новые порядки:
Ларьки стоят вдоль мостовой,
Как полинялые заплатки.

И на ступеньках у метро
Сидит мужик, еще не старый,
Голодный, видимо, давно...
Больной, небритый и усталый.

Какой он молится судьбе?
А я вздыхаю потихоньку -
Прости, что подаю тебе
На хлеб и горькую попойку.

А золотые купола
Крестами небо подпирают,
И наступают времена,
Каких не ждут, не выбирают.

Теперь в ограбленной Москве
Народ с провинции ютится,
Заботясь просто о куске,
Которым можно поживиться.

Россия — нищая страна!
Дворцы — осколки прежней славы.
Непостижимы для ума
И времена твои, и нравы!


Ты пишешь: « Москва так растянута во времени и пространстве, что в прошлое, что в будущее, вверх, вниз - когда это осознаешь, то вся суета исчезает!
Знаешь, если палочку взять посередине и быстро-быстро раскручивать,
то она превращается в неподвижный диск. А Москва это тоже диск, вернее бублик,
вернее - бублик в бублике, в бублике, в бублике, в бублике......
Разве бублик может быть опасным?"
Будик ( это так написалось) бублик не может быть опасным?!
Если ты вспомнишь Ниловну из романа Горького «Мать» и вспомнишь, что она в эти бублики запихивала, ты оценишь возможную и страшную опасность булика (опять так написалось) бублика!!!! Бублик, Коровина, это ужас, потому что бублик это Революция,
это не что-то мягкое, домашнее, бублик это нечто страшное! ЭТО – ПЕРЕВОРОТ!!!!
Вот  фрагмент из моей поэмы «Школа»:

Ниловна бублики лепила.
Она в них прятала газеты,
Затем путиловцам носила
Свежепартийные декреты.

Рабочий люд, не смыв “мазуты”,
Читал декреты по складам -
Как сбросить царственные путы
И учинить большой бедлам.

Мы под копирку соглашались,
Иначе аттестат не взять,
Что Павел с Ниловной сражались
В М. Горького романе “Мать”.

А вот ссылка http://www.stihi.ru/2010/08/31/2627

Москва, моя мила Коровина, никакой ни бублик и диск, хотя сравнения твои чудные
и даже чудесные – ценю! Но Москва луковица в срезе и кольца ее луковичные
очень противны и полезны одновременно.
Любовь к Москве зависит от двух вещей: Знания города и качество Людей вокруг,
то есть, от знания и окружения.
Мое Знания о Москве больше, чем у большинства, но меньше, чем надо для любви,
а окружение мое в Москве почти удавка дел, обязательств, проблем и пробок,
мне в Москве дышать нечем в прямом смысле.
Угарность воздуха и серость солнца, все моросит, мельтешит, смердит, толкается,
бранится (О Боже, Боже!) и бомжи, и дети бездомные. Я не могу памятниками любоваться, когда на Тверской девочки (дети, по сути) стоят с голыми коленями и животами,
у меня подбородок от этого дрожит.
В центре Москвы дети продаются, понимаешь?
И это на Тверской, где ты у меня много раз в гостях была,
я на Красную Площадь каждый день хожу выгуливать свою собаку и… ужас,
что я слышу, что вижу…
Милая моя Коровина, ты знаешь, что город опасен? Особенно для тех, кто Юн и Красив?
Для самых лучших!!!

В который раз ищу ответа,
Тяжелых мыслей хоровод...
Москва купчихой разодета,
Народ тоскует или пьет.

Интеллигенция имеет
Свои духовные шипы,
Она их ревностно лелеет
И выставляет на дыбы.

Но вот низвергнута коммуна,
Открыты шлюзы, говори!
Где гении? Литература?
Духовные поводыри?!

Где запрещенные поэты -
Свободомыслия творцы?
И, кстати, где же туалеты?
Кругом базары и дворцы.

Кичится мой народец славный
Своей загадочной душой,
И тем, что нету ему равных,
И тем, что горд он сам собой.

И каждый норов проявляет,
Чтоб доказать и утереть,
Как будто свыше что-то знает
О том, как жить и умереть!

А на поверку – разгильдяйство,
Многоречивость, лень и злость.
И гложет зависть и зазнайство -
Ну так уж, видно, повелось.

Была дуэль, теперь вендетта,
Любой в затылок попадет.
Москва купчихой разодета,
Купчихой мыслит и живет.

Пиши мне, пиши о Москве!!! Я хочу полюбить ее, больше чем вознелюбить.

Март 2011
Санто!!! Вот фрагмент из моей книжки:

"Есть интереснейшие свидетельства о пребывании Наполеона в Москве другого француза Шевалье д'Изарна, изданные в "Русском архиве" в 1869 году. В 1810-х годах Шевалье жил в этом районе недалеко от церкви св. Людовика. Когда французские войска заняли Москву, в ночь с понедельника 2 сентября на вторник вспыхнул пожар. Загорелись Солянка и Китай-город, но огонь быстро потушили. В среду утром огонь вновь вспыхнул, теперь уже на Покровке, на Арбате и в Китай-городе. д'Изарн пишет: "Жители смотрели, как горят их дома, с полным хладнокровием, которое могло быть внушено только верой или фатализмом. Некоторые выносили из домов образа, ставили их перед дверью и уходили; другие, когда их спрашивали, почему они не препятствуют распространению пожара, отговаривались страхом, что французы убьют их, если они будут тушить. Понятно, что при таком настроении жителей, только благодаря тишине и отсутствию ветра, не весь город сразу был охвачен огнем". Но вскоре поднялся ураган, который со страшной силой разнес огонь по всему городу. "Вся полоса воздуха над городом превратилась в огненную массу, которая изрыгала горящие головешки; а вследствие расширения воздуха от теплоты буря еще более усиливалась; никогда небо в своем гневе не являло людям зрелища ужаснее этого: огонь решительно всюду, грабители преследуют своих жертв, а бежать некуда!... ".
Шевалье д'Изарн подробно рассказывает, как ему удалось избежать смерти в этом аду. Он увидел, как огонь перекинулся через стены Китай-города и уже через полчаса приближался к забору его дома. Вместе с соседями он разобрал дощатый забор, но загорелись деревянные постройки. Решив покинуть свое жилище, Шевалье посчитал нужным осмотреть дом, в котором жили постояльцы. И не напрасно. В одной из комнат он обнаружил старика господина Трассена. "Желая вывести его из опасности, я пошел с ним через комнаты, уже полные дыму, по маленькой лестнице, находящейся в этой стороне, ведущей к колодцу, рассчитывая, что мы можем спрятаться в погребах.. я спустился первый, рискуя быть задавленным железными листами+. Каков же был мой ужас, когда я увидал, что огонь охватывает уже дверь этого погреба". С трудом вернувшись они увидели, "что долее оставаться там невозможно; но с другой стороны жар от строений, горевших на дворе, уничтожал всякую возможность бегства. Что нам было делать! Мы уже решились храбро ждать смерти, как вдруг г-ну Трассену пришла счастливая мысль посоветовать мне открыть заслонку в печи, чтоб иметь возможность в ее устье дышать свежим воздухом; и действительно это несколько помогло против душившего нас дыма. К несчастью огонь перешел с балкона на наружную дверь, дошел до нашей комнаты, и пламя готово уже было достигнуть нас. Я бросился к окну, разбил его снизу, выбросил матрац на раскаленные до красна листы железа и, взяв с г-на Трассена обещание следовать за мной, спрыгнул вниз, а потом принял своего товарища на руки. Но что делать в этом раскаленном жерле? Я побежал было к наружной двери дома, но не успел еще пройти и половины двери, как г-н Трассен закричал мне: "Это невозможно!" - Но куда же нам идти? - "Пойдемте в простенок. Мы скоро достигли его (он находился между садом и деревянным флигелем, где я жил). Там, в углублении между двумя стенами, мы беспрестанно подпрыгивали, чтобы подышать откуда-нибудь свежим воздухом". ...
Я погрузился в грустные размышления, из которых меня выводил только г. Трассен; он рассуждал об одном: какой большой опасности мы подвергались? "Скажите по правде", говорил он, "неужели вы думаете, что в Можайском сражении (Бородинском - автор) мы рисковали бы собой больше, чем теперь?"
Спасение от пожара стало только началом мытарств несчастных горожан. Теперь настала очередь грабежей. Жители попрятались, кто где мог, а на улицах города появились военные, которые разбивали окна, двери, залезали в погреба, магазины, дома и грабили, грабили, грабили. д'Изарн отмечает определенную систему этого занятия, что приводило его еще в больший ужас: "Первый день принадлежал старой императорской гвардии; следующий - молодой гвардии; за нею следовал корпус генерала Даву и т.д. Все войска, стоявшие лагерем около города, по очереди, приходили обыскивать нас, и можете судить, как трудно было удовлетворить являвшихся последними. Этот порядок продолжался восемь дней, почти без перерыва". Сам он, блуждая по этой части города, разыскивая знакомых и ища пристанища, тоже не избежал нападений, пока ему не пришла в голову счастливая мысль "поднять на дороге какую-то кожу и надеть ее на себя, чтобы иметь вид мародера. О! сила талисмана! Под его прикрытием я мог ходить повсюду, не подвергаясь нападению".
Прошли недели, и Шевалье с болью описывает состояние любимого им города: "Как изменилась вся Москва! Она превратилась в огромные пространства развалин, между которыми едва можно было различить прежние улицы; везде - на улицах, на дворах, валялись трупы, большей частью бородатые; мертвые лошади, коровы, собаки; далее встречались трупы повешенных: это были поджигатели, которых сначала расстреливали, и потом повесили; мимо всего этого проходили с неестественным хладнокровием. Несчастье так изменило всех, что встречавшиеся не узнавали друг друга. Но что еще более надрывало сердце, это то, что беспрестанно встречались люди, которые, заливаясь слезами, говорили, что они и их семейства сидят без хлеба".

И вот после всех этих ужасов Москва всегда, всегда преображается, становится другой, меняется. Да, это очистительный огонь, который уносит с собой, в себе все то, с чем не может справиться город, что мешает его жизни. ЖИЗНИ! И Москва становится краше! У Грибоедова Скалозуб: "пожар ей послужил во многом к украшенью". В советской интерпретации эти слова были верхом гнусности и цинизма. А я так не считаю. И Грибоедов не считал. Люди, тогда жившие, (думающие, разумеется) прекрасно видели все невероятно благоприятные последствия для города. Огонь унес и прежних духов, призраков, и всю ту ветхость, затхлость, которая накопилась за лет двести. И жизни унес, конечно, и прекрасные библиотеки, и "Слово о полку Игорево". И это жертвы - и о них сожалеешь несказанно! Но Москва очистилась!
Огонь очень важен для Москвы! Она как та самая птица Феникс. И деревянность ее, кривость и беспорядочность в этом отношении только на пользу.
Что сделал Петр I, строя Петербург? Он лишил Москву камня на долгие годы - ура! Он лишил изначально Питер дерева и возможности всеобъемлющих пожаров. Вода - вот его бедствия. Но она не способна очистить. Смыть - да, но не очистить. Она разлагает, а не возносит. Она не порождает флогистон.
Не было в Питере очистительных пожаров. Бродят по нему призраки всех времен. А блокада просто перенаселила.
А Москва горит себе. Когда избрали Путина президентом, то на Манежной площади у стен Кремля горел Манеж. Ну что может быть более впечатляющим и показательным и предупредительным. И как это было потрясающе - в прямом эфире радостные вопли и писки по поводу президента на фоне полыхающего Кремля! Класс!
И этот наш дым, конечно, туда же. Огонь вокруг, а дым внутрь. Очистил, унес, дал пространство для нового. Хоть и понесли мы жертвы, хоть и тяжело пришлось.
Вот."
Санто, я о Москве могу бесконечно. Хочешь - еще напишу?
***


Рецензии