Неразгаданные тайны древнего городища

Такой жути испытывать еще не доводилось — откуда-то сверху, из непроглядной, скрывающей кроны деревьев темноты ночного леса, стали раздаваться голоса. Они приближались со всех сторон, будто окружая  в кольцо. Несмотря на незнакомое наречие, по резким, экспрессивным  интонациям пришла догадака, что разговор идет обо мне. Одни голоса звучали зло,  будто обвиняя и настаивая на возмездии, а другие, как бы заступались, увещевая своих соплеменников. Быть может это только кошмарный сон? Я стал щипать себя за руку, боль от щипков подтверждала реальность происходящего, а стрелки часов, показывали первый час ночи...
ДАЕШЬ ГОРОДИЩЕ!
Городскому жителю, чей ежедневный маршрут  укладывается в привычную схему «дом — работа — магазин», очень трудно уверовать в какую-либо мистику. Если и происходит что-то аномальное, то происходит оно почему-то, не здесь и не с нами... Событие, участником которого я стал, заставило уверовать в то, что необъяснимые события могут случаться не только где-нибудь в глухой сибирской тайге, а совсем рядом — на территории Хвалынского национального парка.
Вы бы отказались от предложения, совершить небольшое путешествие на автомобиле по сакральным местам, да еще с гидом-краеведом, автором интереснейших книг и публикаций о краеведении и археологии? Вот и я не отказался! В поездку меня пригласил мой давний друг Николай Юрьевич, работавший в ту пору директором одного из хвалынских домов отдыха.  «Эксклюзивная» краеведческая экскурсия была организована по просьбе одного из отдыхающих — высокоставленного чиновника. «Большая шишка», как называл его Юрьич, оказался очень скромным, любознательным и приятным в общении человеком, в поездке его сопровождали жена, двое детей-подростков, а еще небольшая, веселого нрава собачка — любимица семьи.
В поездке нас сопровождал краевед Виктор Алексеевич, проанонсировав нам все пункты маршрута, (мы должны были посетить знаменитые достопримечательности «Пещера монаха» и «Святой источник»). Однако, спустя некоторое время, он вдруг предложил отказаться от намеченного плана, и взамен, показать нам место раскопок древнего финно-угорского городища.
Нужно заметить, что рассказчиком он оказался исключительным: исторические сведения, рассказы об археологических находках и открытиях на Хвалынской земле,  сыпались, как из рога изобилия — только успевай смотреть, слушать и запоминать. А потому, все экскурсанты с энтузиазмом восприняли  предложение — даешь древнее городище! Миновав деревеньку Подлесное и ее старое клабище, по потрескавшейся от жары грунтовке, наш микроавтобус держал курс к подножью поросших лесом черемшанских гор.
Место для стоянки перед предстоящим восхождением оказалось настолько живописным, что некоторое время мы зачарованно любовались сказочным пейзажем, будто сошедшим с картин Васнецова! Посреди огромной поляны, росла почерневшая от старости, исполиных размеров береза, невдалеке от нее переливалось изумрудными бликами старое, заросшее ряской озерцо, с замшелыми старыми столбиками торчащими из воды. Достаточно редкое лекарственное растение душица - произростала здесь в изобилии, легкий ветерок волнами гнал пьянящие ароматы разомлевших от солца трав. Пока мы отдыхали в тени березы, наш гид рассказал предисторию обнаружения городища.
В конце 19-го века признаки городища обнаружил один из самых блестящий краеведов того времени, создатель Хвалынского краеведческого музея Михаил Алексеевич Радищев (один из потомков А. Н. Радищева). Михаил Алексеевич к тому времени имел исключительные по своему значению коллекции, известные в Москве и Санкт-Петербурге.  Охотник и краевед, обследуя лесные окресности с. Подлесное, на вершине одной из гор, он обратил внимание на два десятка провалов в земле: они имели правильную четырехугольную форму и были расположены в  геометрическом порядке. Результаты организованной им археологической экспедиции показали, что данное поселение относится к  фино-угорской группе, жившей здесь 4 тысячи лет назад. Революция и последующие исторические события, отвлекли внимание ученых от городища, и только в 70-е годы ХХ века, группа саратовсих археологов и студентов исторического факультета, вернулось к открытию А.М. Радищева. В составе той группы оказался тогдашний студент и наш сегодняшний гид Виктор Алексеевич. Раскопки нескольких землянок дали интересные результаты: среди находок оказалось много костей диких и домашних животных, но не было найдено ни одного фрагмента человеческих останков. Это подтверждало теорию о том, что в традициях племен фино-угров было сжигание умерших на деревьях.
Места для городищ выбирались на самых верхних частях лесных отрогов, причем только с восточной стороны плато. Крутые склоны защищали места поселений с двух, а иногда с трех сторон. Кроме того места проживания по периметру защищались валами из земли и камней, глубокими рвами, а затем огораживались бревенчатым частоколом. Городище к которому мы должны совершить восхождение имело порядковый номер 10, а всего было открыто 20 городищ. Расположенные цепочкой протяженностью около 20 километров (от д/о «Черемшаны-2» до поселка Алексеевка) они по сути занимают всю центральную часть национального парка.
ВОСХОЖДЕНИЕ и БЕГСТВО...
Если смотреть снизу, то гора, на вершине которой нас ждало городище не кажазалась крутой и высокой, однако в пути мнение кардинально поменялось. После десяти минут энергичного подъема, оказалось, что мы прошли лишь треть пути. Подножье горы густо заросло высокими липами и кленами, которые постепенно сменили могучие сосны. Наконец подъем закончился и мы оказались на месте. Виктор Алексеевич начал экскурсию в этом древнем музее под открытым небом.
Мы с интересом слушали его «рассказ с показом» о том, где находился частокол, рассматривали остатки рва, и места раскопок — два десятка землянок. Места расположения землянок, (каждая из которых вмещала по 20 человек), выдавали провалы в земле, расположенные в строгом армейском порядке. А а самом центре лагеря находилась довольно глубокая яма.
 - Скорее всего, здесь находилась тюрьма, типа «зиндан», где содержались пленники или провинившиеся соплеменники, - пояснил наш гид. Представляете, какой изначальной глубины была яма, если она была вырыта за 2 тысячи лет до Рождества Христова, а природа, так и не смогла залечить эту «дырку»? - разогревал нашу фантазию Виктор Алексеевич.
Из каких-то ребячьих побуждений мне захотелось «побывать на «киче», где сидели древние пацаны», и... спрыгнул в яму. Оказавшись в «древней тюрьме», я стал испытывать необычные ощущения: волнами пошло нарастющее чувство панической тревоги, (наверное то же самое испытывают квартирные воришки, которых застали  врасплох, внезапно вернувшиеся хозяева). Я попросил Юрича подать мне руку, чтобы выбраться из ямы, и застал сотоварищей в смятении чувств. Каждый почувствовал  чувство необъяснимого страха, будто сейчас должно произойти нечто ужасное. Маленькая собачка до этого весело крутившая хвостом, бросилась в ноги хозяина,  поскуливая, тряслась мелкой дрожью и просилась на руки. Тревога нагнеталась, и не сговариваясь, мы поспешили покинуть это место.
По мере того, как мы мы удалялись от городища, отступали и страхи. Наш гид чуть приотстал, задумчиво спускаясь по склону. Я обратился к нему с вопросом, а не происходило ли нечто подобное, во время археологических раскопок с его участием?
Ничего сверхестестевественного с участниками группы не происходило, тем более, что лагерь был  разбит внизу, под березой, там же происходили ночевки, но чуть позже, сам невольно стал то ли свидетелем, то ли участником необъяснимых событий. Об этом я никому и  никому не рассказывал, так сам упертый материалист, и услышав что-либо подобное от другого человека, покрутил бы пальцем у виска... И вообще о проишедшем старался не вспоминать,  долгое время обходя это место стороной.
РАССКАЗ ВИКТОРА АЛЕКСЕЕВИЧА
Это случилось в конце 70-х годов. Во время студенческой практики мы занимались археологическими изысканиями не так далеко от городища. Кажется, была суббота, и я отпросился у руководителя группы, чтобы навестить родителей в Хвалынске и помыться в бане. Местность была хорошо знакомая, и я решил, срезать путь, расчитывая засветло поймать попутку на Алексеевской дороге. Но случилось непредвиденное: когда я оказался в окресностях городища, то  довольно сильно поранил ногу. В рюкзачке оказалась только двухграмовая ампула йода, в кедах хлюпала кровь, и остановить ее при ходьбе было невозможно. В лесу быстро темнеет и спускаться с обрывистой горы по бурелому, когда каждый шаг отзывается болью, было сумашедствием. Я решил переночевать здесь, устроившись в одной из ям городища. В недрах рюкзака нашлись краюшка хлеба и два куска целлофана, которые я приспособил, как подстилку и одеяло. Перекусив, я постарался заснуть. Но сон не шел, боль заставляла все время искать удобное положение для раненой ноги. Так продолжалось несколько часов, пока меня не стали тревожить странные звуки.
Это не были обычные звуки ночного леса, к которым за много лет экспедиций я давно привык, это были человеческие голоса. Они приближались со всех сторон, и несмотря на непонятное наречие, по резким, экспрессивным  интонациям я вдруг догадался, что разговор идет обо мне. Одни голоса звучали зло,  будто обвиняли меня во всех смертных грехах, настаивая на возмездии, а другие как бы заступались, увещевая своих соплеменников. Быть может это только кошмарный сон? Я стал щипать себя за руку, боль от щипков подтверждала реальность происходящего, а стрелки часов, показывали первый час ночи...
Постепенно к мужским голосам присоединились женские и детские, отчетливо слышалось мычание коров и лай собак — было ощущение, будто находишься в деревне. Невольно подумалось, что от потери крови у меня начался жар, и начались галлюцинации, но жара не было, кровь остановилась — дубовая кора и трава, которыми я обернул ногу сделали свое целительское дело. Я крепко зажал уши руками и звуки прекратились, значит они все-таки были вне меня. Продолжать оставаться в этом зачарованном месте было реально страшно, и я, как летчик Маресьев, пополз подальше от этого кошмара. Чем дальше я отползал, тем тише становились звуки... И вот спустя много лет, мне захотелось вернуться на это место. Я умышленно не говорил вам о необычности этого места, наблюдал за вашими ощущениями и реакцией. Лес был и остается особой средой очень сильного возлействия на человека по всему спектру его психоологической организации. Даже у народов с исконно лесным образом жизни и менталитетом лес вызывал трепетное почтение и страх. В этнографии финно-угорских народов, например, нашей мордвы возникает ощущение, что быт народа — это история лесных духов, которые окружали человека с момента его рождения, до сметри и после смерти (традиция хоронить умерших на деревьях, приносить еду духам и т.д.).
НЕ МЫ ПОСЛЕДНИЕ...
Вернувшись домой, и рассказав домашним о необычном месте в лесу, тут же нашлись желающие испытать на себе городищенские чудеса. На следующий день на том же микроавтобусе приехала новая партия искателей острых ощущений. Вот и озерцо со старой березой, гора со старым городищем — идем практически по своим следам, но оказываемся в другом месте. Вторая попытка — такой же результат! Мистика какая-то, городище будто не хочет пускать к себе праздно настроенных людей... Опытный Юрьич (охотник и геолог в прошлом), ничуть не сконфузясь, неопределенно резюмировал: «Водит... Лес есть лес, и такое бывает...». Решили не искушать судьбу и вернуться.
В 2004 году вышла в свет книга «Хвалынский национальный парк»,  приуроченная к дате его десятилетнего юбилея. В книге нашел авторский раздел краеведа Виктора Алексеевича Непочатых, где в числе прочих лесных тайн,  он припомнил  историю с голосами и нашей экскурсией. Кроме того, оказалось, что для чистоты эксперимента, он приводил на 10-е городище и другие группы людей, и... странное дело, попав на то место все начинали чувствовать и вести себя как бы по одному сценарию. Говорят, что у этой местности особая, очень сильная энергетика, которую нельзя не почувствовать...особая, очень сильная энергетика, которую нельзя не почувствовать...

Алексей, спасибо за рассказ. Я очень люблю лес и всегда относилась к нему трепетно и с уважением:)

Я люблю этот дивный и сказочный лес,
Там, где сосны взлетают до самых небес.
Там где птицы, как ангелы песни поют.
Там надежды и древние сказки живут.
Здесь царит тишина, и вселенски покой,
Ты войди в этот храм и тихонько постой.
И услышишь вокруг удивительный мир,
Без проблем повседневных, забот и машин.
Слейся с ним воедино, почувствуй его.
Здесь природа творит для тебя волшебство.
Распахнутся врата в удивительный край,
Может это и есть наш прижизненный рай?

Я рада, что Вам понравилось то, что Вы прочитали на моей страничке, спасибо за отзыв:)
Знаю, как трудно ориентироваться в чужом творчестве, поэтому, если можно, хочу предложить от себя "Витраж", "И падал снег" - на мой взгляд удались лучше других:)
И есть два произведения "Кошка" и "Кошкин дом" - маленькие рифмованные зарисовки, может быть сможете дать свое профессиональное заключение?
С уважением, Ирина.

Ирина Богданова Хг   05.12.2011 09:34     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.