Пегасик-2011 впечатления куратора

КОНКУРС ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «ПЕГАСИК–2011»
Впечатления куратора конкурса

Текст Дианы Дорониной

В 2010-2011 годах мы проводили конкурс детской литературы «ПЕГАСИК» уже в третий раз.
В этом обзоре я постараюсь кратко обозначить все проблемы, с которыми мы столкнулись во время проведения различных конкурсных мероприятий. Опишу ряд своих впечатлений и проанализирую работу организационного совета – общение с участниками, тексты и анкеты участников, сопровождение конкурса. Кратко прорецензирую работы конкурсантов. В основном это будет критический разбор – какие ошибки были допущены участниками и всеми, кто имеет прямое или косвенное отношение к конкурсу, чего не надо было делать и что сделано не было.
В первую очередь хочу отметить, что наш конкурс – крупнейший в современной русскоязычной детской литературе. Этот проект – частная инициатива, которая до сих пор не поддерживается ни государством, ни крупными производителями товаров для детей, ни грантами и стипендиями Министерства культуры или Министерства образования (двух антагонистических организаций). Финансирование зависит от нас самих. Бюджет у конкурса скромный: грамоты и статуэтки организаторы делают за свой счёт, покупают подарки для номинантов, оплачивают услуги типографии при печати журнала «МОСТ» с публикациями номинантов. Средства, полученные за подписку на тематический том, позволяют осуществить подготовку диска – приложения к журналу (на нём размещается полная информация о конкурсе, аудио- и видеоматериалы, фотографии). Жюри работает безвозмездно.
В этом году было зарегистрировано 812 участников в различных номинациях, а произведений, представленных ими на конкурс, ещё больше. Это реальный конкурс с рядом поэтапных мероприятий: оповещение общественности о конкурсе, приём и обработка заявок, размещение текстов участников в Интернете («Стихи.ру»), организация голосования за участников, установление партнёрских отношений с литературными журналами России (для размещения информации о конкурсе, публикации текстов конкурсантов), периодические рассылки новостей участникам конкурса, организация выпуска тематического тома журнала «МОСТ – ПЕГАСИК–2011» (публикация текстов номинантов и лауреатов, проведение акции «МОСТ в БУДУЩЕЕ») и церемонии награждения в Санкт-Петербурге (вручение грамот, статуэток, призов). Почему реальный? Потому что у нас хорошее сопровождение конкурса. Рассматриваются абсолютно все заявки, которые поступают нам по электронной или обычной почте. Если обнаруживается неполнота сведений об участнике, если сведения об участнике вовсе отсутствуют, объём произведения не соответствует требуемому, к письму автор не приложил текст и тому подобное, мы сообщаем об этом, разъясняем, что нужно сделать. После размещения произведения в Интернете, каждый участник получает ссылку и текущую информацию о конкурсе. Тексты внимательно изучаются членами жюри, подсчитывается средний балл. Номинанты и лауреаты выявляются по среднему баллу (сроки, указанные в Положении, неукоснительно соблюдаются), а не назначаются заранее из числа «своих», как это делается в некоторых уважаемых изданиях. Жюри не обязано писать рецензии, но некоторые судьи делают это по собственной инициативе, и участники конкурса должны учитывать этот факт и данные рекомендации. Авторы своевременно получают всю информацию и разъяснения о конкурсе.
Первое, о чём буду говорить, это объявление о начале конкурса. В первую очередь анонс появляется на сайте и основной Интернет-страничке клуба «Век искусства» («Стихи.ру»). Кроме анонса – Положение о конкурсе и Разъяснение к Положению. Затем анонс размещается на других ресурсах – в блогах организаторов и партнёров конкурса. Наиболее актуальная информация – на страничке клуба на сервере «Стихи.ру». Здесь она постоянно обновляется. Побочным эффектом этой интернет-жизни стало то, что, едва нами была объявлена дата начала приёма произведений, размещена вся документация по конкурсу, администраторы различных сайтов опубликовали анонс и Положение у себя. С одной стороны, нам – дополнительная реклама. Но с другой, эта реклама становится причиной многих проблем. С организаторами никто ничего не согласовывает, нас даже не оповещают о размещении информации о нашем конкурсе. Положение обычно сокращают, что искажает его суть. Дополнения и изменения не учитываются, после размещения информация больше не проверяется и теряет свою актуальность. Зачастую наши тексты перепечатывают, а адреса электронной почты не публикуют или публикуют в недоступном виде, а потенциальные участники не могут справиться с этой проблемой. В результате нам пришлось выполнить много лишней работы: приходилось неоднократно объяснять потенциальным участникам правила, разъяснять, какие требования предъявляются к работам, объёму представляемых произведений, как должна быть заполнена заявка; приходилось заходить на различные сайты и отвечать участникам на поставленные вопросы в комментариях. Мы получили в свой адрес различные упрёки: адрес указан неверно (действительно, после проверки сайтов оказалось, что пропущена буква или адрес вообще скрыт), телефон не отвечает (информация о телефонах дополнялась в зависимости от перемещения из города в город редакторов), темы не указаны (а оказывается, они есть), нет сведений об объёме, нет формы заявки, не понятно, как устроен конкурс и т.д., и т.п. Поэтому, дорогие участники, всегда заходите на основную Интернет-страничку организатора перед тем, как отправить произведения на конкурс, читайте внимательно все размещённые посты, задавайте вопросы нам, а не администраторам сайтов, которые ничего не смогут вам объяснить. Тут можно столкнуться с другой проблемой: часто Положение размещают, а ссылки на нашу основную страницу не дают. Людям, разумеется, трудно определить, кто и где размещал информацию о конкурсе: сами организаторы, их партнёры или просто люди, работающие над наполнением своих собственных ресурсов. Но нужно запомнить главное – обычно в размещённых не нами материалах хоть что-то да указывается (имена организаторов, адреса организаторов, ссылка на сайт конкурса). Нужно просто написать письмо в редакцию для уточнения информации или зайти на сайт организатора и прочитать внимательно Положение, чтобы не было лишних хлопот ни для вас, ни для нас.
В числе ресурсов, администраторы которых не нашли времени связаться с нами и всё согласовать, сайт Vsekonkursy.ru. Как я поняла, основное наполнение сайта – проводимые конкурсы, информация о грантах, стипендиях. Это раскрученный проект, в поисковиках ссылки на него идут первыми. Конечно, размещение информации о нашем конкурсе на этом сайте вызвало большой приток участников и очень популяризовало проект. Многие сайты, также поместившие анонс конкурса у себя, предлагали подробности получить на Vsekonkursy.ru. Однако подробностей там не было. Мало того, потенциальные участники могли пообщаться через форму комментария, и общались. Ссылку я получила из поисковика, так как периодически провожу мониторинг (как мы ни просим присылать ссылки на размещение нам, никто почему-то не считает нужным это делать). Естественно, модератор не мог ответить людям на их вопросы.
Не лучше обстояло дело с некоторыми печатными изданиями. К примеру, сланцевская газета «Знамя труда» опубликовала анонс конкурса. В объявлении указано, что клуб «Век искусства» работает при областной городской библиотеке города Сланцев Ленинградской области, что работы нужно приносить в библиотеку. Получается, что наш клуб приписали к библиотеке, да ещё и занимаются сбором текстов. Это неверно. «Век искусства» – петербургский литературно-музыкальный клуб. Да, мы имеем связи с данной библиотекой, но это ещё не повод полностью ассоциировать нас с ней.
Этих двух примеров достаточно.
Первые работы пошли сразу же. У нас ещё не было такого количества работ на конкурсе. В феврале – более 460 участников. Активность наблюдалась до Нового года, осенью. И в самый последний день приёма произведений – 28 февраля. Было ощущение, что люди отложили всё на последний момент. Так вот – так делать нельзя! Обычная ситуация: авторы, педагоги, родители не могут правильно подать сведения о себе, оформить тексты, мало того в последний день начинают задавать вопросы, как и что делать. Естественным становится отклонение подобного рода заявок. И если авторы не успевают исправить всё в тот же день и прислать в редакцию тексты, они просто не попадают в конкурс. Кроме того, такой большой приток работ в один день не позволяет их все обработать сразу же, некоторые тексты не были размещены в Интернете вплоть до 10 марта. Я в течение трёх дней занималась форматированием и размещением работ участников, с девяти утра до девяти вечера, с перерывовм на обед. Это нормально? Большая просьба на будущее: высылайте свои тексты заранее!
В итоге в этом году было зарегистрировано 812 участников. Для сравнения: в 2009 году у нас было 188 зарегистрированных участников, в 2010 – 213. За два года о конкурсе узнали, много участников пробуют свои силы уже в третий раз. Правда, большинство из них не учитывают опыта прошлых конкурсов, ошибки те же – ни наши рекомендации, ни наша аналитика участниками в учёт не принимаются.
Надо отметить, что родители работы своих детей присылали в этот раз исключительно редко, основная масса – участники от домов детского творчества, школ. Доля самостоятельно выставленных работ – второе место (в основном взрослые авторы). И меня, и других членов организационного совета удивляет факт, что педагоги берут на себя обязанность присылать работы своих учеников. Вместо того, чтобы обучать их компьютерной грамотности. Некоторые педагоги вообще решили, что это их, учительский, конкурс, некоторые занимаются самолюбованием (отмечу в рецензиях). Нас как раз интересуют дети, детское творчество, не заглаженное правленое, не дописанное и переписанное на новый лад учителем, не школьные сочинения. Кроме того, большинство педагогов дают свои адреса или адреса учреждений для отсылки призов, грамот и журнала «МОСТ» с публикацией, если их ученик стал номинантом или лауреатом. Связи с детьми нет, а потому мы не можем выяснить, вручены ли статуэтка, грамота и журнал ребёнку или они пошли в фонд учреждения. Мы не можем предоставить ребёнку разбор его текста, указать на ошибки, помочь советом, поддержать – получается, что наша работа не нужна, и результат достигнут не будет. Ведь есть очень запущенные тексты, есть интересные, но с недочётами, и видно, что рядом просто нет человека, который может научить ребёнка пользоваться различными приёмами и методами, принятыми в литературе. Самое главное: многие тексты, которые нам прислали педагоги, были выполнены в ходе учебного задания, о чём говорят общая тематика или одинаковые названия произведений детей. Тут я должна указать на Гражданский кодекс и главы об авторском праве, которые ограничивают права автора на подобный текст. Права на такой текст принадлежат и учебному заведению. Следовательно, учебное заведение имеет право на получение экземпляра с публикацией в случае, если ученик станет номинантом или лауреатом. Мы высылаем один экземпляр в подарок, и нет уверенности, что он попадёт в руки ребёнка (также и грамота, статуэтка). А ведь задача нашего конкурса – поддержка талантливых детей, а не учебных учреждений! 
Порой авторы присылали тексты, не указывая своих имени и фамилии. А потом заявляли, что они даже не подумали об этом. Интересно, неужели не понятно: если вы выставляете свой текст на конкурс, то нужно представиться, ваш текст будут читать и судьи, и читатели на сайте, что на конкурс вообще не принимаются не подписанные произведения?
Часто под письмами нет никаких подписей – кто прислал, как обращаться к человеку. Это говорит об отсутствии элементарного этикета. Учитывая, что переписка редакции с авторами многотысячная, невозможно запомнить все электронные адреса, нет времени постоянно консультироваться с имеющейся базой адресов. И самое главное, не подписанное письмо снижает доверие к человеку, отношение ухудшается. Пишешь в пустоту.
Были претензии в самый последний день или последующие дни после окончания приёма текстов: а вот мы посылали текст такой-то девочки или такого-то мальчика ещё в январе, вы его разместили? А мы его не разместили, потому что письмо не дошло, и никто при этом не интересовался конкурсом и тем, почему не приходит оповещение из редакции. Как следствие – обиды. Уважаемые авторы, педагоги в особенности, если через две недели вы так ничего и не получили из редакции, значит, нужно поинтересоваться, в чём дело.
Вовсе не понятно, для чего люди отправляли свои тексты обычной почтой, если у них есть постоянный выход в Интернет. Письма идут долго, иногда почта их теряет, а потом приходит электронное письмо с вопросами, что да как, – приходит обычно или в последний день, или тогда, когда конкурс уже завершился. Уважаемые конкурсанты, если у вас есть возможность отправлять письма по электронной почте, пожалуйста, воспользуйтесь этим, потому что перепечатка ваших текстов отнимает много времени и сил. Почтовый адрес только для тех, у кого вообще нет выхода в Интернет. В следующем году мы планируем принимать заявки и тексты только по электронной почте.
Крайне некрасивый поступок, на мой взгляд, писать на страницах различных сайтов, что организаторы конкурса сделали что-то не так. Это может просто показаться. Пример: нам отправили ещё в начале конкурса тексты ребёнка, и вот конкурс завершился, а имени нет даже в списках участников! Письмо отправили обычной почтой, как выяснилось. Как я уже говорила, почта письма иногда теряет, у нас были такие случаи в прошлые годы. Но на этот раз письмо было получено без проблем. Текст ребёнка перепечатан и размещён, в списке имя и фамилия стоят под таким-то номером, список опубликован в нашем журнале и вывешен на интернет-страничке конкурса. Сообщить об этом мы не имеем возможности – адрес электронной почты предоставлен не был, хотя мы просим его сообщать в обязательном порядке (заявку мы всё равно рассмотрели и автора к участию в конкурсе допустили, хотя из-за неправильного оформления заявки могли просто не принимать текст). Если адрес не предоставлен, на промежуточных этапах конкурса обычной почтой мы ничего никому не отправляеми, если есть номер телефона – не звоним. Очереди на почте – если будем в них стоять, кто же будет работать? Звонок в другой город – дорогое удовольствие, услуги мобильной связи мы оплачиваем сами. Список огромный (участников 812!), родители смотрели невнимательно, имя своего ребёнка пропустили, контекстным поиском по сайту пользоваться не умеют. Вместо того, чтобы написать куратору письмо и поинтересоваться, что случилось, об этом пишут даже не в рецензиях на интернет-страничке конкурса, а на левом сайте в комментариях (случайно оказывается, что я подписана на получение оповещений о новых комментариях). Пожалуйста, все вопросы решайте с организаторами конкурса в частном порядке, адреса нашей электронной почты указаны во всех конкурсных материалах. Не нужно устраивать скандалы и склоки. 
Мне очень не нравятся авторы, которые отсылают свои тексты на все конкурсы, в том числе присылают и нам. Они путают конкурсы, забывают, где участвовали. Конкурсами не интересуются, очень удивляются, когда получают нашу рассылку, задают много лишних вопросов.
Также мне не нравятся авторы, которые невнимательно читают Положение о конкурсе или вообще его не читают (я уже не говорю о текущей информации, которая постоянно обновляется в Интернете, а новостные блоки своевременно рассылаются по адресам участников). Некоторые такие авторы высказывали возмущение: почему наши тексты размещены на сервере «Стихи.ру»? Читайте Положение, так чёрным по белому написано, что если автор присылает материалы на конкурс, он соглашается с тем, что они будут размещены: 1) на сайте организатора; 2) опубликованы в журнале «МОСТ» в случае победы; 3) могут быть упомянуты в обзорах, при написании рецензий и рекомендаций по исправлению текстов. В следующем году мы планируем помещать тексты участников на официальном сайте клуба «Век искусства» в специальном разделе.
Наш конкурс – это общение: участников с организаторами, друг с другом, с читателями. Наша область – литература, возможности творчества. А потому мы ждём, что авторы будут активно участвовать в этом процессе. Однако часто наши надежды не оправдываются. Или оправдываются, но активность имеет иную направленность, чем бы нам хотелось. Пример: мы заранее оговорили возможность получения сертификата участника в случае, если конкурсант не стал номинантом или лауреатом. Наш сертификат имеет произвольную форму, и мы высылаем его только по электронной почте. У нас нет печати, так как наш клуб – объединение литераторов-энтузиастов, любящих литературу. Подпись на сертификат мы не ставим. Если такой вариант всё-таки устраивает участника или его представителя, то нужно заранее договориться о том, чтобы мы выслали сертификат. Такое требование связано с тем, что у куратора конкурса огромный объём работы (и не только по конкурсу, не забывайте, что я – ещё и главный редактор журнала «МОСТ»). Одно дело, когда вы присылаете заявку на конкурс и указываете, что вам нужно подтверждение участия, и мы тут же высылаем вам такое подтверждение, это удобно, заявки не накапливаются. Другое дело, когда авторы или их представители узнали, что номинантами и лауреатами стали другие участники – и вот они-то и получат грамоты. И тут же все бросились писать в редакцию – хотим сертификат немедленно. И таких писем много! Как только этот текст будет опубликован, мы перестанем высылать подтверждения – правила нужно соблюдать. К тому же главное подтверждение участия – это публикация благодарственного письма с включением ФИО педагогов и списка участников конкурса с указанием баллов в тематическом томе «МОСТ – ПЕГАСИК–2011», подписаться на который мы предлагали всем, но подписались только некоторые участники, за что мы их благодарим!
Но самым неприятным в переписке с представителями детей – педагогами бывают необоснованные требования и жалобы на жизнь. Во-первых, когда учитель пишет нам без всякого стыда, что он участвовал в конкурсе только для того, чтобы получить сертификат, ведь надо продвигаться по карьерной лестнице – получать звания и квалификации. Мы прекрасно понимаем, в каком положении находятся учителя, но есть основания предполагать и то, что система их поглотила и им это удобно. Во-вторых, когда учитель жалуется, что его зарплата очень маленькая, а участие в конкурсе помогает получить надбавку, только нужно подтверждение, а подтверждение требуют с печатью и подписью. В таком случае, пожалуйста, внимательно читайте, что представляет собой конкурс и кто его проводит. Неужели два человека, которые самостоятельно организовали и провели конкурс, которым никто вообще никакую зарплату не выплачивает и которые очень хотят, но пока не находят возможности для издания сборника работ конкурсантов за все годы, могут поддержать ещё и учителей всей России? Обращение не по адресу.
Меня очень порадовало, что география конкурса такая обширная. И что много участников из деревень, сёл, посёлков.

Далее о содержании текстов.
Качество некоторых произведений снижает то, что они выполнены в ходе школьного задания – прямо на уроке или дома. Да, задание творческое, но к литературе оно имеет косвенное отношение. Для закрепления знаний ученики пишут стихотворения на заданную тему или сочинения. В работах используются различные литературные приёмы, но ставятся очень жёсткие рамки, так что не остаётся места полёту фантазии и собственным размышлениям. Всё это ставит под сомнение желание поддержать русскую культуру, провести с учениками работу, вложив душу. Такие тексты не позволяют оценить потенциал конкретного ребёнка, его литературные способности, умения, талант. Работа выполнена учителем, порой добросовестно. А что остаётся нам – людям, которые профессионально занимаются литературой, издательским делом, журналистикой? Мы должны оценить работу педагога, его познания в литературе, то, как он научил ребёнка пользоваться рифмами? Цели у педагогов совсем иные, нежели у организаторов конкурса. Я думаю, этой категории даже не интересны все наши замечания, комментарии, рекомендации. Провести работу с ребёнком мы не можем, потому что мы не знаем, что сделал он сам, а что – его педагог. Доступа к ребёнку мы не имеем – контакты исключены. Да, собственно, в этом случае контактировать и незачем. Сугубо подотчётная деятельность. И даже есть специальный учебный термин: «техника исполнения – литература» (цитирую одну из работ).
Гораздо интереснее тексты детей, присланные руководителями литературных и журналистских кружков при домах детского творчества, досуговых клубах. В этих текстах не чувствуется давления, обязательности, схематичной тематики работ. В общем, педагоги дополнительного образования находятся в более выгодном положении, а их ученики более свободны в выборе тем, в работе над своими текстами. Тут больше разнообразия, некоторые тексты довольно интересные. Как поработал педагог, тоже видно. Но задачи тут другие – и тексты другие. У этой категории педагогов большая заинтересованность в развитии именно литературного творчества и таланта детей. Иногда это вообще личная инициатива педагогов – участие в том или ином конкурсе. И тут совпадают цели с организаторами «ПЕГАСИКА». Нам интересна литература во всех её проявлениях, литература как таковая. Это творчество, а не сочинение на заданную тему, которую нужно осветить так, а не иначе. Свободы больше.
Самые лучшие тексты прислали сами дети. И самостоятельно сочинили. Это видно. Они ищут, экспериментируют, подражают – учатся создавать тексты. Главное, у них есть желание творить, и они находят силы сесть, записать, придумать сюжет, героев, характеры. Да, не всегда гладко написано, много ошибок, недочётов, проявления незнания каких-то литературных приёмов, неправильное словоупотребление. Но зато есть, с чем работать. Знаешь, что подсказать. Есть тема для общения!
В этом году тексты более грамотные, но, к сожалению, встречаются совершенно нелепые произведения (опять-таки чаще у взрослых авторов), с кучей ляпов – не знаешь, плакать или смеяться. В который раз обращаюсь ко всем взрослым авторам: если ваш текст предназначен ребёнку, то он должен быть максимально грамотным – стилистика, пунктуация, орфография. Ведь ребёнок учится грамоте, читая тексты. К тому же это просто невежливо присылать на конкурс непричёсанный текст. А потому оценки некоторыми судьями безжалостно снижались.
Хочется ещё сказать о составлении заявок. Нам достаточно кратких сведений. Но некоторые авторы присылали такие длинные биографии… С педантичным перечислением множества конкурсов и фестивалей, лауреатами и дипломантами которых они стали. Приводили огромнейший и подробнейший список своих публикаций (указывали даже названия произведений, которые  опубликованы там-то и там-то). Присылали и ссылки на публикации о себе самом, что лично мне представляется не очень корректным. Согласитесь, что эта информация не будет интересна ребёнку, а у взрослых может вызвать раздражение. Публикации нужно перечислять только основные и желательно за последние годы. Ведь у нас конкурс текстов, а не автобиографий. А получается, что ваши тексты заслоняет ваша яркая биография, после неё уже можно ничего не читать.
Часто авторы присылали огромные файлы, снабжённые большим количеством фотографий и рисунков. Хотя нигде не говорится, что мы принимаем на конкурс рисунки и фотографии (в будущем планируем сделать конкурс детского рисунка, но для этого нужна специальная подготовка, профессиональное жюри). Порой нам присылали тексты, загнанные в презентации или просто сфотографированные. Уважаемые конкурсанты, пока человеческая мысль не дошла до того, чтобы извлекать текст из графического файла, его остаётся только перепечатать, мы этим не занимаемся. Из презентации текст извлечь можно, но у нас просто нет времени на это. Кроме того, эти файлы большого размера, тяжело проходят по Интернету. Пожалуйста, не усложняйте работу организаторов, ведь каждое письмо с разъяснениями – это время, которое так дорого. Притом, что многие конкурсы вообще не отвечают на письма, если присылают тексты не в нужном формате, не в соответствии с требованиями конкурса по объёму. Мы отвечаем всем.
Несколько раз участники просили поменять биографию, убрать биографию, повесить новый вариант стихотворения, заменить тексты, дополнить тексты новыми, исправить ошибки в текстах. Мы обрабатываем тексты один раз и один раз вывешиваем на «Стихи.ру». Тексты в неизменном виде висят до 20-25 марта, затем удаляются. У нас просто нет времени вносить изменения. Вы можете использовать форму рецензии на сайте и самостоятельно внести изменения, чтобы читатели видели. Биографию лучше не присылайте, если не уверены. Выставленные на конкурс тексты не заменяем и не дополняем. Тем более не исправляем ваши ошибки (если автор станет номинантом или лауреатом и его текст будет публиковаться в нашем журнале, мы исправим все ошибки, если таковые обнаружатся). Услуги корректора – это дорогое удовольствие. Так что лучше учите русский язык и пишите грамотно. За безграмотность судьи снижают оценки.
Просим обратить внимание, что выбор номинации и темы должен осуществлять автор. Если автор не определился или вообще не учёл этот факт, номинацию мы ставим сами, а вот в разделе тема пишем «свободная». И если ваш текст можно было отнести к одной из обозначенных тем, жюри может снизить оценку за несоответствие теме.
На этом всё. Официальный отчёт о конкурсе читайте в томе №27-28 журнала «МОСТ». Там же опубликовано благодарственное письмо, список участников, список населённых пунктов, тексты номинантов. На диске – приложении к тому информации ещё больше. 


Рецензии