Парки

Фемида от Зевса распутного трех дочерей народила
И всех воспитала она в трудолюбии и прилежании.
Была им Богами назначена тяжкая служба:
Трём Паркам (их греки по-своему Мойрами звали)
Судьбой надлежало снабжать человеков
И прясть ту судьбу из тончайших волокон.
Старшая – Клото – свивала кудель в бесконечную нитку –
Пальцы в мозолях, нельзя отвлекаться, чтоб нить не порвалась:
Тянется пряжа тончайшая ровно, и нет в ней изъяна.
Лахезис – средняя, тщательно нитку делила на части,
Чтоб человеку внизу, на земле, каждому был бы отрезок:
Жизненный путь тем отрезком ему ограничен Богами.
Антропос – младшая, лезвия ножниц держа наготове,
Трио сестер на бессменном посту в облаках замыкала
И отрезала назначенный смертному нити участок
Точно по метке, поставленной ранее средней сестрою.
Каждый живущий из смертных, хоть сам он об этом не знает,
Жизненный путь свой проходит вдоль нити, ему отведенной.
Правда, одним доставались отрезки почти что прямые,
Ну а другим – завитые в крутые изгибы и петли,
Что не мешало им, сетуя на повороты ворчливо,
Жить в благоденствии общем и мирном довольстве друг другом.
Славно людей проживанье текло по небесным законам –
Парки в те поры нитей длину щедрой рукой отмеряли.
Люди, болезней не зная, подолгу труду предавались
Иль безмятежным забавам на лоне природы цветущей,
Женщин прекрасных любили, потомство рожавших исправно,
Больше ничем не заботясь до смерти нескорой и тихой.

Стали умнеть человеки и сильно умом возгордились.
Может быть, труд послужил изменению в людях причиной?
Разума в стаде людском появления Зевс не заметил:
Видно, грешил с пышнотелой богиней на облаке дальнем –
Очень блудлив Громовержец и в похоти долг забывает.
Паству совсем ненадолго надзора лишил греховодник –
Много ли надо, чтоб разум в людской голове зародился?
(Здесь, справедливости ради, заметить нелишне попутно –
Чтоб потерять его, времени меньше стократно потребно).
Начали смертные мучиться смыслом деяний обычных,
Кои недавно естественны были и неоспоримы:
Критике начали все подвергать и сомненью ехидно,
Даже к бессмертным Богам устремить свои взоры дерзнули.
В небе ж они разглядеть умудрились трудящихся Парок –
Видимо, люди в ту пору весьма дальнозоркими были.
Нити тончайшей, подобной тенетам, увидев отрезки,
Смертные дара небесного очень прельстились соблазном –
Бросились кучей, давя и терзая друг друга нещадно.
Спутались нити, от взоров закрытые Парок усердных,
Этим нарушив порядок и мирное жизни теченье.
Лопалась пряжа в узлах на короткие очень обрывки –
Время кровавых сражений и свар на земле наступило.
Жизнь же людей становилась трудней и короче гораздо.
Смертные мыслить наверно в своей суете разучились
Или коварным их сделался разум и злым, и жестоким.

Жителям горним над злыми людьми надоела опека:
Дрязги и склоки людей опостылели им и обрыдли.
К жизни своей, эмпирейской, внимание их обратилось –
Дел и проблем нерешенных, насущных скопилось не мало:
Явно назрела в пределах небес перестройка крутая.
В пище амброзией начали все тяготиться повально –
Агнецов нежное мясо вкушать возжелали: их в жертву
Люди  привычно приносят Богам каждодневно обильно.
Традиционные яблок румяных нектары и соки
Враз заменили бананами, киви, кокосами, манго.
Облик в хитонах богинь или нимф обнаженных привычный
Очень им вдруг надоел, не менявшийся много столетий.
Женам одежду такую носить повелели отныне,
Чтоб еще больше вводила она в искушенье соблазном
Прелестей женских, чем были б они обнаженными вовсе.
Дабы телесных частей привлекательность глазу усилить,
Красок и лаков, и теней им впредь примененье вменялось,
Ярких расцветок волос и причудливых кудрей укладок.
Много и менее важных проблем обсуждалось Богами,
Кои и денно, и нощно в агоре Олимпа сидели,
Друг перед другом в искусстве речей упражняясь без меры.
Так небожители в мире своем перестройку вершили.

Парки ж усердные нитку по-прежнему пряли прилежно,
Только отпала им надобность резать ее, отмеряя,
Так как земным обитателям стала она не потребна:
Сами на горе себе люди жизненный путь выбирали.
Залежи пряжи скопились на складах – на тучах соседних.
Пагубна сырость для нитей во влажных хранилищах горних.
К этому Парки никак не могли отнестись равнодушно:
В тлен рассыпались от влаги упорных трудов результаты.
Обеспокоенность трех дочерей понимая прекрасно,
С глаз ненадолго стащила Фемида повязку тугую
И, отложив ее в сторону вместе с весами-безменом,
Ловко Арахну к конфликту с Афиной блестящей склонила.
Парок ушей своевременно слухи достигли о ссоре
Между Арахной - ткачихой искусной, ни с кем не сравнимой,
И из главы Громовержца чудесно рожденной Афиной.
Обе хвалились узорные выткать Богам покрывала
С искусством таким совершенным, чтоб Боги, глаза протерев,
Пришли в восхищенье и честно одну из них первой признали.
Спорщицам Парки тотчас передали тончайшие нити,
Радуясь очень, что славное нитям нашлось примененье.
Долго ли длилась работа искусниц – то кануло в Лету.
Зорко все Боги с Олимпа за ней наблюдали пристрастно.
Первенство же присудили Афине, конечно, по блату.
В раже победном Афина соперницы ткань изорвала
И в паука превратила Арахну божественной волей.
С этой поры пауки бесконечную нить выпускают
Все, пока живы – такой уж удел их потомков навеки.
А называться с тех давних времен арахнидами стали.

 
                Ноябрь 2003 г.


Рецензии