Чужой русский язык. 42 стихотворения

Из учебника словоблудия

«Раздвинуть горизонт,
сознание расширить».
Ну, например, у кошки.
И её
вдруг «посетит»,
что дважды два – четыре
и «смысл» из фразы «каждому – своё».

А повезёт, и Шарикова встретит.
С расширенным сознаньем. Как она.
Но что потом, - история темна;
там никаким "расширенным" не светит.


__________________________________


Для пущей ясности народной

        "Утро вечера мудреннее".
         \Народная "мудрость", поговорка\.


Этот  -  мудрый,
а тут – "мудрец":
намудрёнил да понамудрил...
и "мудрёное" стало утро.

Станет мудрым ли наконец?


__________________________

В защиту смысла языка
                «Мы не жалеем своих трудов»
                /Виктор Живов,
                зам. директора Института русского языка
                в диалоге с Михаилом. Задорновым/


"Трудов"... что - в переплётах или сил?
Как Вас, простите, понимать, коллега,
где первое стоит в библиотеках,
второе – действие: глагол.
Кто вас учил?

Пусть даже не жалеть "кого, чего",
но здесь – падеж винительный. А значит,
"кого и что". Конечно, "труд". Иначе
падеж исчезнет, и ищи его!
 
Но если даже «не жалеем труд»,
неясна логика такого построенья:
себя
мы не жалеем, к сожаленью
и уваженью. Если нас прочтут.


__________________________

В словах
                В указанном алфавите слово "ЖИТО" -
                ЖИЗНЬ как жатва посеянного Сеятелем,
                заменена на слово "живот".
                Сразу ясно кто и с какой целью "перевёл".
                Будьте бдительны и критичны.


Порой мне кажется, нечестно
не ведать где берут тела,
откуда, где душа была
и Мир, чьи цели неизвестны.

Мы глупо называем «я»
свой образ у зеркальных стёкол.
А кратковременность хламья –
скажи, зачем она, Софокл?

«Мир окружающий»... кого?
Что он – без нас, - заряд и плотность...
чего?
Какая беззаботность –
забыть, что Слово – не его!

Забыть, что смысл – в головах.
Простой сачок, что ловит Космос.
Он кем-то сделан. Всё не просто:
он – тоже слово.

ВСЁ в словах.

__________________________

Инвалидам языка
                «Чтобы вид иметь похвальный
                и здоровья уберечь,
                пейте соков натуральных –
                укрепляет грудь и плеч»
                /В. В. Маяковский/

1.

- ЧЕГО ты хочешь?
- ЧТО я хочу?
Чтоб подумавши не «чевокали»;
мало ли этих чевоков, много ли,
с этим делом пора к врачу.

Вирус вырвут – язык оттает.
Чтоб не мучить слова в строке
как актёры в кино «хромают»:
палка вечно не в той руке.

Это словно рулить с невестой
на помятой машине в ЗАГС.
Потому, что язык – инвестор,
и не примет поддельный «бакс».

"Уступая стол" инвалиду,
я стою, уступая стул,
с миной вежливого индивида –
неприемлем, смешон, сутул.

2.

Между «какой» и «чей»


Среди "меланхолических" мышей,
а значит – "симпатических" мадамов
пьёт пиво "АрсенальНОЕ"
московНЫЙ гражданин.

Так забывается язык -
изысканный, Адамов –
незваный гость своих же именин.

А было девятнадцать падежей
во всепланетном солнечном Санскрите!
Сегодня "что", "чего", "какой" и "чей"
смешались в кучу. И не возродите!

- Подай мне ножниц.
Отвечаю: "Сколько?"
- Одни, ты что, тупой?
Я подаю,
конечно, ножницЫ: "Пожалуйста, изволь-ка".
- Подай мне ножниц, - я и говорю!

3.

Падеж падения

Между «кого, что» и «кого, чего»
разница – в целый падеж винительный.
Нет падежу ангелочка-хранителя;
скоро помрёт, и забудут его.

Где они, эти семь пядей во лбу,
чтобы хватило на школьную грамотность?
Сядьте, подумайте, если вы мамы-то.

И не корите за беды судьбу.


____________________________

Станция метро «Арсенальная».

1.

Чтоб «АрсенальНОЕ» исправить на бутылках
понадобится денег, что – не счесть!
А станцию метро?
Взорвать и сесть,
борясь за грамотность
«по хатам на Бутырках».


2.

Неоандертальское


Как только пиво станет «АрсенальСКИм»,
когда одежду станут «НАдевать»,
тогда, быть может, я начну мечтать
о чём-то лучшем – НЕОандертальском.

____________________________________

Перевод в переводе на русский


Переводчики как обычно
перепутали «чей» с «какой»:
«Ваш поступок не героичный»,
(героический – не такой).

___________________________

Похожее слово


«По ходу» - по пути, похоже.
По ходу топает прохожий.
На то ПОХОЖЕ, что идёт.
По ходу я направил ход.


______________________________

Ложь

Очередная ложь промчалась стороной:
«Конец» не скоро. Ложь проторжествует
пока банкует меж тобой и мной,
пока горят лучи и ветер дует.

Она растёт, питаясь откровеньем,
надеждой, верой, правдой и добром,
заполнив жизнь и все её мгновенья,
умы, сердца детей и каждый дом.

*

«Язык людей, слова... - затем, чтоб лгать?»
Мы скажем: «Нет», качая головами,
и вновь солжём. Солжём словами,
слегка сморгнув, поклявшись не моргать.

И нас, отторгших речь, услышит Кто-то,
увидит взгляд «невинности» пустой
и улыбнётся, добрый и простой,
избавив от «языческого гнёта»,

чтоб замолчать среди пустых зеркал,
с таким уменьем искривлённых нами
в чужих Мирах, с чужими именами.

Так обретает каждый что искал.



_____________________________

Новостная студия


Городские расписные,
по провинциям – сквозные,
при занозах, заказные,
при заносах – запасные,

все уловки «новостные»
по головкам наносные:
слово к слову наросло,
пудрой на нос нанесло,

и – в экраны! И назло
языку растёт число
безъязыких простофиль.
Новым людям – новый стиль!
 
Где разруха, в душах глухо,
портит шкуру, режет ухо
«НАНОСНАЯ СТУДИЯ»
школы словоблудия.

____________________

Знанья впрок


Когда я слышу слово "Оконцовка",
я слышу: "Гадом буду, если нет".
И за словами вижу распальцовку
в татуировках до скончанья лет.

"Конец", как я читал, - мужского рода:
конец войны... и света, наконец.
"Конец срока`м" - и вот она, свобода!
... А с ней жаргон добрался до сердец:

нет "РАСПИСАНИЙ", "ВРЕМЕНИ РАБОТЫ",
нет "РАСПОРЯДКА" - заменил "РЕЖИМ".
Мы столько лет вокруг тюрьмы кружим -
принадлежим. Навечно. Без остатка.

Обычный для техничек перерыв
уже - "ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ" (научный);
(там с 3-х до 4-х уборщиц учат, -
они строчат, конспектики раскрыв...)

СлавЯНе ли, АрмЯНе, РоссиЯНе -
от слова "Янус". Интерликий бог.
А я, зловед, язычником останусь:
мне жить да жить, мне эти "знанья" - впрок.


__________________________________

"Интеллигентное" "ку-ку"


- Вы не хотите ли коньяку?
- Не отказался бы, да не могу.
- В общем, решили: по коньяку
с универсальнопадежным "Ку-ку".


____________________________

Переводчикам «Еlektri4ki»


Место отбытия – «место отбычи».
Логика бычья. Язык общежитий
с общей привычностью до неприличия,
стимулом поиска новых «открытий».


____________________________

Чужеродность


«Этот фильм, он - ОТ режиссёра».
«От» - отчалил? Удрал? Сбежал?
Отторженье. Эпоха вздора.
А ведь фильм-то ПРИНАДЛЕЖАЛ!

Раньше спрашивали: «ЧЕЙ ребёнок?»,
а не то, чтобы «от кого».
Чужеродность дурного тона.
Антимир. И язык его.

______________________

Про село Рзанской области

               /Последние новости из паспортного стола/.
1.

Вот – село «ОТ Рязанской области»
или «ПО»... её.  Как ничьё.
В нём – неслыханные подробности:
черти, гении и бычьё.

Может, Вы и в Москве живёте, -
ПО Москве... НА Москве... - так как?
Ваше «ПО» в паспорта суёте,
дядя двоечник, как же так?

Ваше «ОТ» – что протез в известиях, -
«ОТ Америки» на слуху.
Вы в каком углублённом месте
«научалися» языку?

2.

Театр новостей


Бери газету, хватай бесплатно!
ОТ Палаты, ОТ депутатов:

"Новый закон... в исполненье Думы",
над Думой –
звезда в исполненье Ночи,
где часть исполнима по замыслу суммы,
там - маски как кубики,
кирпичи;

слева – театр «Последних Известий»:
лица и новости – в исполнении,
справа – спор в исполнении мнения
(«Нет» - по очереди, «Да» - вместе).

Пустой огород в исполненье козла,
Подвиг в Чечне в исполненье солдата...
Тут авторов нет,
как актёрам числа:
один Режиссёр -
исполнительный Фатум.


______________________

Космический изгой


Новый русский австралиец
знает больше, чем кино:
он – азиец и англиец,
и такому всё равно

надевать ли, одевать ли,
кто – из школ, и кто – со школ…
Он – в вагон, а ум сошёл,
и догонит нас НА-в-ряд ли.

Носом - в шпалы падежей,
(чей предмет или какой)
он не выяснит уже, -
он космический изгой.


______________________________

"Гению" русского языка

1.

Уж коль «на встречу», то тогда – «АврорЫ»
а где «навстречу», там – АврорЕ, брат.
Глаза открыть возможно, но не «взоры».
Я с детства слишком многому не рад.

«Критическое», стало вдруг  «критичным»,
«волнительным» - волнующее нас...
Чужой язык уму не идентичен,

И "победит"
уже в который раз.


2.

«...гений и злодейство
несовместны»

                А.С.Пушкин.


Что – "несовместно",
что – "несовместимо"?
Совместно,
да не совместимо, жаль.
НЕСОВМЕСТИМОСТЬ –
крепкая причина
кровавых бед.
И от того – печаль.

А гений и злодеи так ранимы!
Живут совместно, да несовместимы.


_______________________

О доблестях
                "О доблестях, о подвигах, о славе
                я забывал на горестной земле..."
                А. Блок.


Как много «доблестей» на горестной
Земле! –
как «информаций» в дикторских наречьях –
во множественном смысле и числе
назло умам и знаньям человечьим.


________________________________

Слишком


Я напьюсь, когда это кончится –
чтобы кАбели – не кабелЯ,
чтобы слЕсари – не слесарЯ!

... Мне порой слишком много хочется.

____________________________

Наш язык


Наш язык – давно не язык.
Он без слов-паразитов пуст.
Он когда-то был златоуст
и свободен.
А нынче – "зык".

______________________

Мы не ищем...


Мы не ищем ключи от знаний,
зашифрованных в языке.
Путешествуем в океане,
безъязыкие, на доске.

Нам круги с кораблей бросают –
одиноким среди стихий.
... Тонем «грамотно»: не читаем.
И плывут по волне стихи.


__________________________

ТВ-канал  «Союз»


Проповеди косноязычников
апломбом жрецов смешны.
Я вырос в среде отличников,
и требую тишины:

проси не «того» и «этого»,
а «это» проси и «то».
Не путай падеж, нето
заставят  читать поэтов.   


____________________

Прилежный ученик


Я галстук Одеваю -
несу ему пиджак
и туфли НАдеваю.

Все поступают так.


____________________

Брат уму


НАдеть НАряд,
поставить В ряд.
- Навряд ли, -
люди говорят.
- А можно сразу,
чтоб – навряд:
 
"ложи" навстол,
засуй навшкаф? -
«наш час пришёл,
мы каждый прав».

Ужель язык уму не брат!
НАдень наряд,
в наряде – в ряд,

И во в нутро... - это так излишне!
Как во в дверь войти во в метро.
... Отдаляются в Хаос «ближние».
В тьму.
«Вовнутрь», в его «ZERO».


________________

Триколор


«Триколор» торчит ОТ России.
«Чьё»-«какое»… - ну что за разница! –
«Арсенальное»! - глупость дразнится
«пеной мужества». Как просили.

Или: "Как я провёл этим летом"...
где, кого провёл и куда?
Новый признак конца планеты:
самодельные "Господа".

Разнесчастный язык измученный –
всё «вовнутрь» в нём да «навряд ли» -
разблатнённый да недоученный
на «козле» стоит да на «дятле» -

на кривых умишках нечистого,
на спивающемся народе.
Знанья были в нём... ан – не в моде!
А без знанья никто не выстоит.


____________________________

Реальность и действительность


«Реальность» нереальности «реальна» -
зачинщик моды не щадит слова,
что «правомерно»
как игра в слова:
"банален... фатализм, 
фатальна ли банальность?"

На эстетизм
логику сменив,
мы ищем...
популярности у масс,
что бродят,

про ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ забыв –

про СУММУ ДЕЙСТВИЙ
в ОТНОШЕНЬЕ нас,

которые мы жёстко разделяли
на БИОЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СИЛ,
где принимали и не принимали

всё то, что Мир
реально подносил.


_________________

Искусственность


И повернулся же плашмя язык когда-то,
к мозгам пристёгнут не был, не пришит:

аспирантурианский эсперанто!
Да не прижился он, и не спешит.

_____________________________

Синтаксис


Машинописная строчка леса
ровной вязью в листе зимы
с запятыми подков безвестных
исчезает с приходом тьмы...


________________________

"Бронь" и "броня"


"Бронь" перепутали с "бронёй",
и забронированный в панцырь,
ползу по трапу дино-странцем,
скользя трёхпалой пятернёй.

______________________________

Уберу и уберусь


"Уберусь" - не здесь:
"Уберусь" - отсюда!
Не язык, а смесь
с чем-то ниоткуда,
чтоб по псевдорусски
"уберясь" извне –
"Почему ты грустный?",
удивляться мне.


___________________________

Недословизм неопрононса


Как много развелось говорунов,
что завершают слово твёрдой буквой!
Но «Дь» - не «Ть», а «Г» - не «К» как будто,
что были окончаниями слов.

_________________________

Во весь голос


- Кого приступим голосовать?
- Видно, этого, - безголосого,  –
молчаливого, безволосого.
Им указано чё сказать.

_______________________________

Нация


«Для нации – новостные
Сенсации». Наносные:
семь сообщений, семь новостей
или известий – слова забыты.
«Семь информаций», - сопит элита, -
для этих... слушателей... от властей.

И – всё равно, на каком языке.
Мы на любом языке умеем.
Чип-приёмник зашьём в виске, -
все поумнеем и онемеем.

_____________________________

Показатель указателей

                (Вдоль Киевского шоссе)

Деревня «Дакудава»
с речкой «Дасудава».
Станция следующая –
«Рассудово»:
сиди, суди,
кто назвал их так,
склонившийся к карте...
штабной дурак?

На указателе –
«Станколитовец»*.
Наверно,
и «Станкоэстонец» есть.
Что-то не вяжется тут,
нездоровится...

Всё тут «своё»,
да язык не весь.


_____________________
* Образовано необразованными от "завод "Станколит" -
"Станколи`товец". Ударения на указателях не ставят.
/Авт./

*

Нравится
портить язык,
нравится –
много в нём
«разниц»
да «информаций»...

дразнится
бес языком,
дразнится:
нравится бесу,
что с ним -
не справиться.


___________

Там... в будущем

Там где-то «лёдчик» рубит лёд,
а дядя-слесарь вышел «с леса».
И школы там – «по интересам»,
что Бог безграмотный пошлёт.


________________________

*

Слова не для того,
чтоб строить карусели
да красить витражи
в заброшенных церквах:

кто украшает мир,
не принимая цели,
его Земля стоит
на трёх пустых словах.


__________________

Мой странный труд
                «Не ждите Страшного Суда, -
                он происходит каждый день».
                \Альбер Камю\


Зелёный лист кленовый станет красным.
И красота погаснет, отгорит.
Мой странный труд
сто лет как стал напрасным.
Здесь смолкнет всё
и тот, кто говорит.


________________________

Мысли вслух


Можно чувства разбавить водкой –
остроту залить остротой
и, споткнувшись на запятой,
не умея сменить походку,
семенить
по значеньям слов,
опустевших наполовину.
Как мне выяснилось, у камина
пишут хуже, -
ведь Мир суров.

И с моста висеть над рекой,
сея брызги аллитераций,
став Бальмонтом,
ища оваций.

Мир не слышит.
Ведь он такой.

Не найдя ни себя, ни Бога,
сея строчки меж дивных дев,
можно долго писать и много
от интриг любви
обалдев.

Только в камерах и окопах
пишут лучше.
В ответ судьбе.
Там не веруют в добрый случай,
навсегда забыв о себе.
Кто-то предал кого-то где-то... -
жить хотелось. И страх помог.
Был поэтом он да не ведал,
что за это
лишится строк.

А вокруг – мельтешня амбиций;
конкурсанты, жюри, пиар... -

даже если и застрелиться,
Мир не вздрогнет;
он глух и стар.

________________________


Рецензии
Владимир, уж позвольте и мне подложить свою кнопочку под Ваше высказывание ...
"Я галстук Одеваю -
несу ему пиджак
и туфли НАдеваю.
Все поступают так"
Давайте-ка Вам галстук ПОвяжу,
Себя Одеть уже не успеваю.
Надену туфли, ах, уже спешу,
Лучу, бегу к последнему трамваю))

Пономарева Елена Александровна   04.05.2013 08:38     Заявить о нарушении
Я думаю, найдутся и такие, кто напишет: "Давайте, я Вам галстук НАвяжу"
:-)))
Кнопочка принята.
Спасибо.
С уважением,

Владимир Мальчевский   04.05.2013 09:19   Заявить о нарушении
И отчасти будут правы: ведь можно Навязать узлы...)))

Пономарева Елена Александровна   04.05.2013 09:24   Заявить о нарушении
"Отчасти" правоты не бывает.

Владимир Мальчевский   04.05.2013 13:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.