Театральная жизнь

                «Театр  уж  полон,   ложи  блещут...»

                А.С.  Пушкин

       Практически  всегда   я   ходила  на   спектакли   с  аншлагом.   А   однажды   театр  был  так  полон,   что   пришлось   сидеть  ...   на    полу,   на   коврике,  в   самом  литерном   ряду.   Это   случилось   в  начале   лихих  90-х  в  Молодежном  театре  на   Фонтанке.  Ставили   «Москва -2042»   Вл.  Войновича.   Тогда   уже   допускали   и   такое...  Герой   пьесы,   прототипом   которого   послужил  сам   Солженицын,  живший  тогда   в   штате   Вермонт,   маячил   прямо  перед   моими  глазами  и,   рассуждая  о  России,   чуть  не   отдавил  мне   ногу.   Зато   казалось,   что  он   обращается  лично  ко  мне   в   своем   кабинете.
       Наш  театр   уже   в   последние   годы  застоя  постепенно  становился  трибуном.   Начиная  с «Человека  со  стороны»   Гельмана  -  мне удалось  посмотреть  её в   Москве в  театре  Моссовета   с  С.Юрским  и Г. Жженовым .  Драматургия   Радзинского,  как-то :  «Беседы  с  Сократом»  с Юрием   Толубеевым  в  главной  роли   и  «Театр  времен  Сенеки  и  Нерона»   продолжали  раскачивать  устои,   будоража общественное  мнение.  Аналогии  с  происходящим  в  стране  просматривались  невооруженным  глазом...  В  Петербурге  появился  мини-театр  политической  сатиры  «Четвертая  стена»   с  будущими   знаменитостями -  Жуком,  Лосевым  и  Романцовым.  Мне,  как  юмористке,  доставляло  огромную  радость  появление  пьес  театра-абсурда  -  МрОжека и  Ионеско  ("Стулья"  и  особенно - "Носорог").
       Чуть  позднее  вернулась   на   сцену   и  запрещенная  ранее  классика:   пьесы  М  Цветаевой  «Феникс»  и  «Фортуна»  (  здесь  Казанову  и  герцога  Лазэна   играл  Андрей  Толубеев,  прославившийся  тогда  же  постановкой  «Марат-Сада»   в  Университетском  театре).,  «Москва-Петушки»  Венички  Ерофеева,  «Зойкина  квартира»  М. Булгакова  и  другие. 
       Вернулся   на  Родину  из  изгнания  неутомимый  Юрий  Любимов,  и  «Таганка»  раскололась на две  труппы  из-за  разногласий  в  театральных  и  политических  взглядах....  Как  не  хватало  в  те  годы на  сцене   Владимира  Высоцкого  с  его  страстностью. Но своевременные  "Гамлет"  и "Пугачев" сделали свое дело.  Последний  раз  в  «Таганке»   я  смотрела  «Подростка»  Достоевского.
       В  Москве  ещё  ставил  свои  шедевры,  непременно  с  Ольгой  Яковлевой,   Эфрос,   а  в  Петербурге   ушел  из  жизни   гениальный  Товстоногов.   Но   БДТ  -   выжил,  и  со  сцены  не  сходили  гениальные  постановки  «Мольера»  и  «Пиквикского клуба»,  «Истории  лошади»  и  «ХанумЫ»  с  Копеляном,  Стржельчиком,  Лебедевым, Трофимовым,  Лавровым и  прочими  «звездами».  Теперь  основные  сборы  дает  «Калифорнийская  сюита»  с  Алисой  Фрейндлих   и  Олегом  Басилашвили.
       В  этот  период  Лев  Додин  «поднял  на  щит»  Малый  драмтеатр  -  нынешний  Театр  Европы. После  просмотра  там  «Клаустрофобии»,  воссоздающей  уже  атмосферу  недавнего  прошлого  и  настоящего,  всё  остальное  кажется  совсем  не  страшным...
      Акимовский   Театр  Комедии   переходил  потом  из  рук  в  руки,  но  труппа  оставалась  уникальной:  Татосов, Мазуркевич,  Равикович,  Игорь  Дмитриев...   Как-то раз   в  преддверии  Дня  Театра  мы  с мужем   решили  провести  в  компании   с  последним  «Ночь  в  Венеции»  -  ведь    были  там когда-то  лишь  один  день.   Вот  когда  я  поверила,  что « театр  начинается  с  вешалки».    Очередь  к  ней  едва  не  доходила  до Невского.  Было  ясно,  что  половина  зрителей  сможет  увидеть  1-е  действие,  после  которого  займёт  очередь  за  получением  одёжки  обратно,  а  остальные  посмотрят  лишь  второе  действие,  так как  именно  к  его  началу  смогут  освободиться  от  Оной...
       Нам  повезло:  с 3-им  звонком  мы  вошли  в  зал  с  биноклем.  Это был  бенефис  любимого  актера.  Удивило  полное  отсутствие  Венеции  на  сцене,  даже  в  декорациях,  да и  ночи — тоже.  С  таким же успехом  инсценировку  могли назвать «Ночь  в  Париже»  или «День  в  Жмеринке».  Пьеса  напоминала времена  неореализма  итальянского  кино,  но  с  современными  атрибутами.  Сюжет, правда, был необычен:  двое  решили  подарить  другу  к  выходу того на пенсию  возможность  пережить  роман  с  молодой  красоткой,  которую  они  ему   нашли,  и  что  из  этого  вышло.  Такой милый  спектакль,  заставляющий  задуматься  о  многом,  в  том  числе  и  о неотвратимости  бега  времени.
       Расскажу  несколько  забавных  театральных  случаев.  Однажды  в  Москве  на  Арбате  я  попала  в  Студию  Евгения  Симонова  на  пьесу  «Не играйте  с  архангелами» . В ней, между прочим, играла  Габриэла Мариани - будущая графиня Монсоро...  Купила  билет  только  потому,  что  накануне  её  смотрел  Чубайс.  А   в  антракте  был  непредвиденный  подарок — презентация «Шампанского»  Ив  Роше.   Ну  и  напилась  же  я.  Помнится,  в  Театре  на  Литейном  заменили  одну  пьесу  на  другую,  и  я  пошла « разбираться» к  администратору.   Он  сказал: «Вы  не  пожалеете,  а  если  не  понравится  спектакль -  придите  и  плюньте  мне  в  лицо».  Я  сразу  осведомилась серьезно: «А Вы  здесь  будете?»  Он  ответил:"Да",-  и  мы  дружно  расхохотались.  Но  все  обошлось  -  это  был  настоящий  театр...
   Была и  ещё  одна  замена, на  Рождество.   Вместо  моноспектакля  «Свечи  нагорели»  в  Театре  антрепризы  им. Андрея  Миронова  дали  другой -  «Любовные  письма»  по  Герни.   Худрук  театра  Рудольф  Фурманов, друг  Миронова,  уговорил  нас  и наших  друзей  остаться.    Прежде  это был Театр  «Эксперимент». Как  часто  я  бывала  здесь  раньше  в  качестве  почетного  посетителя ( ведь  когда-то  придавила  в  нем  дверью  палец...).  Помню,  были  гастроли  варшавского  театра  "Стара  Пороховня"  с  обольстительной  Эвой  Шикульской.  Я  сидела ( а вернее,  стояла)  на  последнем  ряду и  пыталась  что-то  понять  по-польски - это  надо  же  так  любить  Театр!  Наверху, в  фойе,  всегда  играл  камерный  оркестрик  и   лежала  груда  вкусных  черных  сухариков.Теперь  всё  изменилось:  не  стало  музыки,  кривого  зеркала  и голограммы бутылки  «Столичной». А  вместо  бесплатных  сухарей  -  кофе и   бутерброды за  хорошие деньги.  Наверху  устроили  музей  Андрюши. 
       В  зале  сидело  человек  20.  Это  было  едва  ли  не  лучшее,  что  я  видела  за  свою  театральную  жизнь.   С  5-го  ряда, мы  смотрели   глаза  в  глаза  ему  (неподражаемому  Андрею  Толубееву  и  ей  (  актрисе  БДТ  Марусяк).  А  там  в  письмах  представали  жизни  их  героев  с  детских  лет  и  до  развязки, называемой  смертью (её),  история  их  зарождающейся  и  не  кончавшейся   любви,  которая  не  смогла  их  соединить,  но  осветила  их  полноценно  прожитые  жизни (  Она  -  художница,  позднее — наркоманка  из-за  череды  неудачных браков,  а  Он  - сенатор,  отец  семейства).  Кратковременная  близость,  доказавшая  невозможность  жизни  друг без  друга,  уже  не  могла  переменить  их  судьбы...  Я  была  потрясена.   Вот  она,  великая  сила  синтеза   прекрасной  литературы  и  великолепной  актерской  игры.
       Нельзя  не  упомянуть  отличный  театр  Игоря  Владимирова -  ныне  «Открытый  театр».  После  смерти  мэтра  он  опять  возродился  благодаря  режиссеру  ПазИ.   Там  я  пересмотрела  всё:  с  Мигицко  и  Алексахиной,  М. Боярским  и  Л. Луппиан и  другими. Лучшие  спектакли -  «Маленькая  девочка»,  «Приглашение  в  замок»,  «Поживем-увидим» и «Интимная  жизнь».   И  там  самый  лучший  буфет...Разве  и  не  для  этого  мы  иногда  посещаем  театр?  Ведь это же -  Праздник!
       Хорошо,  что  по  телевизору  иногда  дают  замечательные  спектакли  МХАТа  и Ленкома  в  постановке  О.Табакова  и  Марка  Захарова. Реже -   Маяковки  и  Вахтангова. Теперь, правда,  я  приобрела  DVD  с  записью  шедевров  БДТ и МХАТа и  могу в любой момент  увидеть  игру  Любшина, Л.Макаровой, Щербакова,Дорониной  и  даже - Смоктуновского и Ефремова... А  вот  в  этот  День Театра  показали  старую пьесу «Современника» в постановке Г.Волчек - «Обыкновенную  историю»  с  молодыми  А.Вертинской,  Гафтом, Козаковым. Нет, она  не  устарела.   
       Совсем  недавно  москвичи  привезли  в  Питер комедию  с  уникальным концом- «Женщина  над  нами»  с  И.Лифановым,  Полицеймако,  С.Шакуровым  и  Любой  Толкалиной. Автора нет даже на афише...  Если  Вам  предоставится  возможность  её  посмотреть -  не  упустите  случая.   Вы,  наконец,  поймёте,   что  нужно  мужчинам  от  женщин по большому счету.  И  совсем  не  то,  о  чем   Вы  подумали.   А   совсем  другое: доказать своё превосходство, похвастаться победами, чаще выдуманными,  отомстить  им  за  всех  других  женщин, при  возможности  даже  избавиться  совсем, а  потом...  воспевать  и  молиться  на  них,  глядя в небеса...
       Театр  -  это  волшебный   мир,  позволяющий   нам,  сопереживая, прожить  не  одну  жизнь.   Сейчас  можно  наслаждаться  музыкальными  шедеврами  в  постановке  К. Серебренникова  и  В. Гергиева,   драматическими  импровизациями  П.  Фоменко, К. Гинкаса, Некрошюса  и  Галибина.  Следя  за  новыми  постановками,  мы  будем  идти  в  ногу  со  временем.  А  это  необходимо  для  полноценной  жизни.    Новых  Вам  встреч  с  Прекрасным!

                27  марта  2011г.
      


Рецензии
Прочитал с огромным удовольствием!

Вадим Константинов 2   29.03.2012 22:28     Заявить о нарушении
Ну и терпение у тебя))). Я, правда, даже перечитала))))). С улыбкой.

Анна Хорватова   30.03.2012 00:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.