Театральная жизнь
А.С. Пушкин
Практически всегда я ходила на спектакли с аншлагом. А однажды театр был так полон, что пришлось сидеть ... на полу, на коврике, в самом литерном ряду. Это случилось в начале лихих 90-х в Молодежном театре на Фонтанке. Ставили «Москва -2042» Вл. Войновича. Тогда уже допускали и такое... Герой пьесы, прототипом которого послужил сам Солженицын, живший тогда в штате Вермонт, маячил прямо перед моими глазами и, рассуждая о России, чуть не отдавил мне ногу. Зато казалось, что он обращается лично ко мне в своем кабинете.
Наш театр уже в последние годы застоя постепенно становился трибуном. Начиная с «Человека со стороны» Гельмана - мне удалось посмотреть её в Москве в театре Моссовета с С.Юрским и Г. Жженовым . Драматургия Радзинского, как-то : «Беседы с Сократом» с Юрием Толубеевым в главной роли и «Театр времен Сенеки и Нерона» продолжали раскачивать устои, будоража общественное мнение. Аналогии с происходящим в стране просматривались невооруженным глазом... В Петербурге появился мини-театр политической сатиры «Четвертая стена» с будущими знаменитостями - Жуком, Лосевым и Романцовым. Мне, как юмористке, доставляло огромную радость появление пьес театра-абсурда - МрОжека и Ионеско ("Стулья" и особенно - "Носорог").
Чуть позднее вернулась на сцену и запрещенная ранее классика: пьесы М Цветаевой «Феникс» и «Фортуна» ( здесь Казанову и герцога Лазэна играл Андрей Толубеев, прославившийся тогда же постановкой «Марат-Сада» в Университетском театре)., «Москва-Петушки» Венички Ерофеева, «Зойкина квартира» М. Булгакова и другие.
Вернулся на Родину из изгнания неутомимый Юрий Любимов, и «Таганка» раскололась на две труппы из-за разногласий в театральных и политических взглядах.... Как не хватало в те годы на сцене Владимира Высоцкого с его страстностью. Но своевременные "Гамлет" и "Пугачев" сделали свое дело. Последний раз в «Таганке» я смотрела «Подростка» Достоевского.
В Москве ещё ставил свои шедевры, непременно с Ольгой Яковлевой, Эфрос, а в Петербурге ушел из жизни гениальный Товстоногов. Но БДТ - выжил, и со сцены не сходили гениальные постановки «Мольера» и «Пиквикского клуба», «Истории лошади» и «ХанумЫ» с Копеляном, Стржельчиком, Лебедевым, Трофимовым, Лавровым и прочими «звездами». Теперь основные сборы дает «Калифорнийская сюита» с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили.
В этот период Лев Додин «поднял на щит» Малый драмтеатр - нынешний Театр Европы. После просмотра там «Клаустрофобии», воссоздающей уже атмосферу недавнего прошлого и настоящего, всё остальное кажется совсем не страшным...
Акимовский Театр Комедии переходил потом из рук в руки, но труппа оставалась уникальной: Татосов, Мазуркевич, Равикович, Игорь Дмитриев... Как-то раз в преддверии Дня Театра мы с мужем решили провести в компании с последним «Ночь в Венеции» - ведь были там когда-то лишь один день. Вот когда я поверила, что « театр начинается с вешалки». Очередь к ней едва не доходила до Невского. Было ясно, что половина зрителей сможет увидеть 1-е действие, после которого займёт очередь за получением одёжки обратно, а остальные посмотрят лишь второе действие, так как именно к его началу смогут освободиться от Оной...
Нам повезло: с 3-им звонком мы вошли в зал с биноклем. Это был бенефис любимого актера. Удивило полное отсутствие Венеции на сцене, даже в декорациях, да и ночи — тоже. С таким же успехом инсценировку могли назвать «Ночь в Париже» или «День в Жмеринке». Пьеса напоминала времена неореализма итальянского кино, но с современными атрибутами. Сюжет, правда, был необычен: двое решили подарить другу к выходу того на пенсию возможность пережить роман с молодой красоткой, которую они ему нашли, и что из этого вышло. Такой милый спектакль, заставляющий задуматься о многом, в том числе и о неотвратимости бега времени.
Расскажу несколько забавных театральных случаев. Однажды в Москве на Арбате я попала в Студию Евгения Симонова на пьесу «Не играйте с архангелами» . В ней, между прочим, играла Габриэла Мариани - будущая графиня Монсоро... Купила билет только потому, что накануне её смотрел Чубайс. А в антракте был непредвиденный подарок — презентация «Шампанского» Ив Роше. Ну и напилась же я. Помнится, в Театре на Литейном заменили одну пьесу на другую, и я пошла « разбираться» к администратору. Он сказал: «Вы не пожалеете, а если не понравится спектакль - придите и плюньте мне в лицо». Я сразу осведомилась серьезно: «А Вы здесь будете?» Он ответил:"Да",- и мы дружно расхохотались. Но все обошлось - это был настоящий театр...
Была и ещё одна замена, на Рождество. Вместо моноспектакля «Свечи нагорели» в Театре антрепризы им. Андрея Миронова дали другой - «Любовные письма» по Герни. Худрук театра Рудольф Фурманов, друг Миронова, уговорил нас и наших друзей остаться. Прежде это был Театр «Эксперимент». Как часто я бывала здесь раньше в качестве почетного посетителя ( ведь когда-то придавила в нем дверью палец...). Помню, были гастроли варшавского театра "Стара Пороховня" с обольстительной Эвой Шикульской. Я сидела ( а вернее, стояла) на последнем ряду и пыталась что-то понять по-польски - это надо же так любить Театр! Наверху, в фойе, всегда играл камерный оркестрик и лежала груда вкусных черных сухариков.Теперь всё изменилось: не стало музыки, кривого зеркала и голограммы бутылки «Столичной». А вместо бесплатных сухарей - кофе и бутерброды за хорошие деньги. Наверху устроили музей Андрюши.
В зале сидело человек 20. Это было едва ли не лучшее, что я видела за свою театральную жизнь. С 5-го ряда, мы смотрели глаза в глаза ему (неподражаемому Андрею Толубееву и ей ( актрисе БДТ Марусяк). А там в письмах представали жизни их героев с детских лет и до развязки, называемой смертью (её), история их зарождающейся и не кончавшейся любви, которая не смогла их соединить, но осветила их полноценно прожитые жизни ( Она - художница, позднее — наркоманка из-за череды неудачных браков, а Он - сенатор, отец семейства). Кратковременная близость, доказавшая невозможность жизни друг без друга, уже не могла переменить их судьбы... Я была потрясена. Вот она, великая сила синтеза прекрасной литературы и великолепной актерской игры.
Нельзя не упомянуть отличный театр Игоря Владимирова - ныне «Открытый театр». После смерти мэтра он опять возродился благодаря режиссеру ПазИ. Там я пересмотрела всё: с Мигицко и Алексахиной, М. Боярским и Л. Луппиан и другими. Лучшие спектакли - «Маленькая девочка», «Приглашение в замок», «Поживем-увидим» и «Интимная жизнь». И там самый лучший буфет...Разве и не для этого мы иногда посещаем театр? Ведь это же - Праздник!
Хорошо, что по телевизору иногда дают замечательные спектакли МХАТа и Ленкома в постановке О.Табакова и Марка Захарова. Реже - Маяковки и Вахтангова. Теперь, правда, я приобрела DVD с записью шедевров БДТ и МХАТа и могу в любой момент увидеть игру Любшина, Л.Макаровой, Щербакова,Дорониной и даже - Смоктуновского и Ефремова... А вот в этот День Театра показали старую пьесу «Современника» в постановке Г.Волчек - «Обыкновенную историю» с молодыми А.Вертинской, Гафтом, Козаковым. Нет, она не устарела.
Совсем недавно москвичи привезли в Питер комедию с уникальным концом- «Женщина над нами» с И.Лифановым, Полицеймако, С.Шакуровым и Любой Толкалиной. Автора нет даже на афише... Если Вам предоставится возможность её посмотреть - не упустите случая. Вы, наконец, поймёте, что нужно мужчинам от женщин по большому счету. И совсем не то, о чем Вы подумали. А совсем другое: доказать своё превосходство, похвастаться победами, чаще выдуманными, отомстить им за всех других женщин, при возможности даже избавиться совсем, а потом... воспевать и молиться на них, глядя в небеса...
Театр - это волшебный мир, позволяющий нам, сопереживая, прожить не одну жизнь. Сейчас можно наслаждаться музыкальными шедеврами в постановке К. Серебренникова и В. Гергиева, драматическими импровизациями П. Фоменко, К. Гинкаса, Некрошюса и Галибина. Следя за новыми постановками, мы будем идти в ногу со временем. А это необходимо для полноценной жизни. Новых Вам встреч с Прекрасным!
27 марта 2011г.
Свидетельство о публикации №111032909838
Анна Хорватова 30.03.2012 00:03 Заявить о нарушении