Пылись стекло...

На зеркале скопилась пыль... сотру...
Взглянув глаза немому отраженью.
Я выгляжу израненной мишенью.
А может быть сегодня поутру
Из зазеркалья вышел мой двойник,
Чтоб показаться миру без утайки?
Морщинки собрались у века в стайки.
Нет... Это я... Господь меня храни
От двоедушья дней и лжи ночей,
Бессонницей терзающих сознанье.
Все наши выборы идут по грани
Меж двух дорог:к оврагу и к праще.
Пылись, стекло... Тебе ль хранить тепло
Живого взгляда с выдохом наружу?
Я в жизни многое, поди нарушу...
Но выбором не потревожу зло.   

           24.03.2011

Краткий анализ стихотворения
Тема: внутренний мир лирической героини, её самоосмысление через отражение в зеркале; борьба с внутренними противоречиями и выбор нравственного пути.
Основная мысль: человек постоянно сталкивается с двойственностью бытия и необходимостью морального выбора, но должен сохранять внутреннюю целостность и не поддаваться злу.
Композиция:
зачин — наблюдение за пыльным зеркалом и начало саморефлексии;
развитие — мотив двойника, размышления о возрастных изменениях;
кульминация — молитва о защите от двоедушия и лжи;
развязка — утверждение нравственного выбора («выбором не потревожу зло»).
Тип речи: лирическое размышление (внутренний монолог) с элементами вопрошания и обращения.
Стиль: художественный (поэтический), с ярко выраженной эмоциональной окраской.
Средства связи:
лексические повторы («пыль», «зеркало», «выбор»);
местоимения («я», «мой», «тебе»);
синтаксический параллелизм («От двоедушья дней и лжи ночей»);
риторические вопросы и восклицания.
Средства выразительности:
метафоры: «выгляжу израненной мишенью», «морщинки собрались у века в стайки», «выборы идут по грани»;
олицетворение: «пылись, стекло», «хранит тепло живого взгляда»;
антитеза: «меж двух дорог: к оврагу и к праще» (выбор между падением и борьбой);
эпитет: «без утайки», «терзающих сознанье»;
архаизм/высокая лексика: «Господь меня храни», «двоедушье»;
символика: зеркало и двойник как образы саморефлексии и внутренней раздвоенности.
Размер и рифма:
свободный ритм с преобладанием трёх; и четырёхстопных строк;
перекрёстная и смешанная рифмовка (отраженью;–;мишенью, двойник;–;утайки, стайки;–;храни и др.);
чередование мужских и женских рифм.
Настроение: тревожное, исповедальное, с оттенком смирения и нравственного стоицизма.
Символический подтекст: зеркало как граница между внешним и внутренним миром; двойник как проекция скрытых страхов и желаний; пыль как метафора забвения или времени.


Рецензии
Признаться, я почти верю в Зазеркалье...
И тема эта меня не оставляет равнодушным.

Владимир Корсак-2   28.03.2011 09:36     Заявить о нарушении
Интересно будет почитать Ваш размышления)
Я здесь почти не публикую подобного рода стихи и рассуждения)
Эти то не очень читают)
А там, можно и до "зауми" дойти)
Смеюсь конечно)
Рада родственной душе)
Мне кажется иногда, что это мы "зазеркалье"...а том, на другой стороне отражения существует то, что мы безуспешно пытаемся понять здесь...
кажется меня сейчас "занесёт"....
СПАСИБО)
С уваженим.Ольга

Ольга Сергеевна Василенко Красни   29.03.2011 23:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.