ИЭ для Чайников. 11. Такие разные жанры

Из http://www.stihi.ru/2011/03/11/6825 (АлКора)

   Здравствуйте, дорогие мои читатели! В прошлый раз у нас с вами зашел разговор о гражданской лирике. «А почему только о гражданской?» - подумала я. Каждый жанр, в котором мы пишем свои стихи, заслуживает того, чтобы разобраться в его особенностях.

   При публикации нового стихотворения программа сайта обязательно задает нам один и тот же вопрос: к какому разделу отнести ваше произведение? Чего греха таить, многие из нас отвечают на него случайным образом, особо не задумываясь. Мы вообще не привыкли задумываться над чем-либо всерьез: ведь мы все - «гении», для которых лишние заботы всегда в тягость. Но, к сожалению, до гениальности нам далеко, а правильное отнесение стихотворения к определенному разделу – дело важное и полезное. Оно нужно читателям, пришедшим на сайт почитать стихи вполне определенного типа (нашим читателям и, возможно, нашим будущим друзьям!). Нужно оно и нам самим - как повод задуматься, правильно ли мы написали свое стихотворение, тем ли языком, по тем ли правилам.

   Стихира предлагает нам следующие разделы для публикации:

    1.  Лирика
    2.  Твердые Формы,
    3.  Свободные формы и проза
    4.  Пародии и юмор
    5.  Детские разделы
    6.  Музыкальное творчество
    7.  Переводы
    8.  Крупные формы
    9.  Низовые жанры
   10.  Без рубрики.

   О разделах с 5 по 8 мы пока говорить не будем – оставим их на будущее, остальные разделы (стихотворные жанры) хочется прокомментировать. Начну с конца.

    НИЗОВЫЕ жанры
 
   Сама я никогда в этих жанрах не писала, не пишу и писать не собираюсь. Но – убедительная просьба! – если в ваши стихи залетело по какой-то причине матерное выражение (а это, к сожалению, встречается на Стихире сплошь и рядом), и вам это слово дорого до такой степени, что и под угрозой расстрела вы не согласитесь заменить его более пристойным выражением – поставьте рубрику «матерные стихи». Это будет честно. Любители их почитать  найдут их по указанному вами разделу, а нелюбители - не почувствуют себя униженными и оплеванными. Что касается меня (впрочем, кто я такая, чтоб с моим мнением считались?), то единожды наткнувшись в стихах автора на «матерок», я больше на его страницу не захожу, сколь бы талантлив он ни был.

    ТВЕРДЫЕ ФОРМЫ

   Их не так много, но каждая из них пишется по своим правилам. На странице «Ликбез Для Начинающих» (http://www.stihi.ru/avtor/sogimos), как и на моей авторской странице, идет публикация  статей, посвященных написанию каждой из этих форм. Формы достаточно архаичны – особо хорошие стихи в их жестких рамках написать довольно трудно. И, если вы не любитель кропотливой работы – и не беритесь! В том числе, и за многочисленные ЯСы и хокку, ставшие очень модными, но ничего общего с настоящими ЯС-ами и хокку не имеющими.

   Мое отношение к этому увлечению (да простят его мне их любители!)  прекрасно отразил в своем ироничном «хокку» автор нашего сайта и мой большой друг – Сергей Сметанин:

            Хокку народ сочиняет.
            Издать на японском —
            Японцев не хватит читать!..

   Попытавшись однажды освоить трудный жанр восточной поэзии, я очень скоро поняла, что для настощих ЯС-ов и хокку надо сначала  очень глубоко проникнуть в культуру восточного стихосложения и, главное, их миропонимания. А еще то,  что не всякие три строчки из пяти и семи слогов делают трехстишие настоящим хокку, что редкая  тема годится для Яса и Хокку, а исполняться эта тема должна  совсем не так, как это шаловливо и беззаботно делают наши русскоязычные авторы.

   СВОБОДНЫЕ ФОРМЫ

    Здесь тоже есть множество подводных камней. Не умеет автор рифмовать, корявый и переменчивый получился у него ритм, и он, в худшем случае, называет  свое творение лирикой, считая ее форму  «новаторской». В более честном, но не в лучшем случае, он  обзывает его «вольным стихом», или «белым», или (ах, как же это красиво звучит!) «верлибром». Все это – свободные формы. Свободные-то они свободные, но тоже имеют свои правила написания и существенно отличаются друг от друга. И так же, как и все остальное в поэзии, они не терпят надругательства над собой и непрофессионализма. Почитать о них вы можете в любом учебнике, в том числе, и на нашем сайте на Странице «Ликбез Для Начинающих» http://www.stihi.ru/avtor/sogimos или на моей авторской странице.

   А теперь рассмотрим самые важные для нас разделы – ЛИРИКА и РАЗГОВОРНО-БЫТОВОЙ ЖАНР. Последний у нас в СТИХИ.РУ, к сожалению, в отдельный раздел не выделен, его частичным представителем может служить наиболее близкий к нему по типу лексики  раздел ПАРОДИЙ,  ЮМОРА, ИРОНИЧЕСКИХ СТИХОВ. А жаль. Нельзя обойти вниманием огромный пласт стихов разговорно-бытового жанра, которые все равно (хотим мы того или нет) на сайте присутствует и нахально маскируется под «лирику». Правильнее всего будет отнести эти стихи к жанру «БЕЗ РУБРИКИ», - ну, хотя бы для того, чтобы не смешивать их с Лирикой.

   Об отличиях и особенностях языка этих двух совершенно разных разделов (поэтических жанров ) мы поговорим с вами в следующий раз. 

    Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/03/21/3329(АлКора)



 


Рецензии
Немножко смущает насчет матерных выражений в стихах. Вот если стих требует такого выражения, но при этом автор ни в коей мере не собирается отщипнуть лавровый листочек от Баркова. Если само наличие матерка никак не определяет сущности стиха? Ну например, автору хочется написать стих, по сути относящийся к гражданской поэзии? Все равно определить стих как матерный?
Вот у Маяковского:
"Поэт как @#$ (в оригинале слово в явном виде - В.С.) рублевая
Живет с словцом любым.

Это же о поэзии, а не о мате?
Ну то есть, попадает стих в матерные, а самую-то целевую аудиторию теряет при этом (((

Во избежание скажу, что сам матом почти не пользуюсь (даже в "гражданских стихах" обхожусь без), но теоретически допускаю его применение по мере большой надобности.

С уважением,

Виктор Станчик   05.04.2011 08:15     Заявить о нарушении
Глубоко сочувствую тем поэтам, которые не способны выразить своих накипевших эмоций без использования мата. До такой степени не способны, что просто в замешательство приходят, поэзия у них иссякает, если это слово не употребить.
Несчастные люди...

Алкора   05.04.2011 08:20   Заявить о нарушении
Ну да, вот и Маяковский застрелился...

Виктор Станчик   05.04.2011 10:34   Заявить о нарушении
Одно дело писать стихи с матом для себя любимого и круга своих друзей (все классики- мужчины этим оттягивались), другое - издавать такие стихи. Замечу: Пушкин, на которого так часто матерщинники любят ссылаться, матерных стихов не издавал, издавали их его потомки, Пушкина не спрашивая...

Публикация на Стихире - то же издательство: читают не только друзья и "любители".

Алкора   05.04.2011 10:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.