Какие стихи могут писать дети

Какие стихи могут писать дети.
Природа и человек в стихах школьников.

Хочу поразмышлять вместе с моими читателями над тем, каке стихи могут сочинять дети. На протяжение всей своей работы в школе мне приходилось не раз давать открытые уроки. Готовились мы с моими учениками к открытому уроку, как к большому празднику. Да эти уроки и были праздниками детского творчества и детских достижений. Помимо костюмированных инсценировок по конкретному литературному произведению, изученному на данный момент, помимо песенных и даже танцевальных номеров, силами самих учащихся, помимо оформления кабинета детскими рисунками, мною обязательно включалась в урок оригинальная поэтическая страничка: дети читали стихи собственного сочинения по данной теме и интерпретировали и анализировали их. Я оставляю за рамками этой статьи отчёт о той работе с детьми, что предшествовала созданию ими своих стихов, являющихся рефлексией на литературное произведение. Надо сказать, что предоставленные мне моими учениками листочки со стихами всегда вызывали во мне, наряду с горячим любопытством, о чём же они напишут, восхищение, трепет, изумление, благодарность. Порой стихи вручались мне теми детьми, от кого я и не ожидала ничего подобного. Часто это стихотворение так и оставалось первым и последним в биографии шестиклассника или восьмиклассника, но и до сих пор, сохранённое мною, оно - свидетельство яркого переживания ребёнком текста и высокого духовного взлёта моего ученика.  Конечно, где-то приходилось что-то подправлять, являться редактором, корректором, но замысел и воплощение в целом оставались принадлежностью юных авторов. Опережая некоторое возможное недоверие к самостоятельности созданного моими учениками, поясню, что их родители никакого отношения к предоставленному мною здесь материалу иметь никак не могли: мой намётанный глаз сразу отсекал взрослое штампованное вмешательство, если оно изредка попадалось. Проведя не один  подобный урок ( избранные художественные произведения и тема урока никогда не повторялись), я убедилась в следующем: дети могут сами, художественно осмыслив прочитанное, создать поэтический, небольшой, но ёмкий текст, используя свежие, нешаблонные средства выразительности, достаточно глубоко формулируя мысль, давая своему учителю повод для глубоких размышлений о том, что же есть детство...


А.С. Пушкин в моей жизни. Стихи, написанные учащимися 7-го класса после знакомства с жизнью и творчеством поэта. Январь, 1986 год.

1.
Я думаю о Пушкине...
Что в жизнь мою он внёс?
И Пушкин отвечает
На мой любой вопрос.

Я говорить с ним рада,
К его стихам спешу.
Как жить мне дальше надо,
Я у него спрошу.

Рыбальченко Ира.


2.
Пушкин и декабристы

Стоял декабрь, морозом обжигая,
А декабристы шли, как на парад.
И шли они на площадь, твёрдо зная,
Что не вернутся многие назад.

Как часто долгими и тёмными ночами,
Не зная сна, ты думал об одном:
И телом и  душой ты рядом был с друзьями
И видел их, стоящих за окном.

А за окном гуляли лишь метели,
Сидел на ветке, съёжившись, снегирь,
И ты не знал ещё, что пятеро не уцелели,
А остальные будут сосланы в Сибирь.

Белякова Ира.

 




Творческие работы детей по стихотворению М.Ю, Лермонтова " Парус". 6-й класс. 05.02.1992

1.
Стихи и проза Лермонтова восхищают.
Они невольно в душу западают.
Волнует краткой точностью строка,
Где покоряющая поэтичность,
Где задушевность , мысли глубина
И удивительная мелодичность.

Вот томик: " Лермонтов. Стихотворенья"...
Найдёте здесь о жизни размышленья,
Об одиночестве, любви, добре и зле
И о глубокой грусти на земле.

Хворостухина Юля.

2.
Средь чёрного неба одна
Желтеет луна.
Как хочется ей, как комете,
Вниз полететь,
Чтоб дети нашли её в белом снегу
И ей любовались на каждом шагу!
Но это всего лишь мечты...

Парус жёлтый, луна,
В небе чёрного неба ты.

Кривова Настя.


3.
В тумане моря, средь играющих волн,
Парус плывёт одинокий...
Что-то в жизнь мою он странного внёс,
Грустный, мятежный, далёкий...

Что же? Мне трудно это понять...
Но парус не хочет меня отпускать.

Кокина Женя.




Стихи детей по повести М.М.Пришвина " Кладовая солнца". 6-ой класс. 03.04.1996.

1. Ель и сосна

Когда-то, лет двести прошло уж,
Деревья корнями сплелись:
То к солнцу сосна потянулась,
То ель устремляется ввысь.

Мешают подруги друг другу,
Но им не расти уже врозь-
И толстые сучья деревьев
Пронзили друг друга насквозь.

Варфоломеева Даша.



2. Блудово болото

Заманила тропинка в болото,
Заманила своей красотой.
Только страшно в лесу стало что-то,
И не рад красоте уже той.

Ведь к болоту ты стал приближаться,
Чуть наступишь - проглотит оно.
Значит, с жизнью придётся расстаться,
Но болоту - ему всё равно.

Савченко Олег.



Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева " Бирюк". Стихи учащихся 8-го класса, январь, 2002 г.


1.
Спустились тучи, ветер свищет,
И молния горит огнём -
Хоть кричи - тебя никто не ищет,
Природа и я стоим вдвоём.

Ветер затих на мгновенье,
Кузнечик стрекочет в избе...
Природа даёт своё благословение,
Воспользуйся этим в беде.

Иванова Аня.


2.
Сравнение Бирюка с героями других произведений

Бедная Лиза ( как жаль! ) погибает.
Станционный смотритель дочь свою ждёт.
А Бирюк, крепостной, в лесу доживает,
Но от горя он не умрёт.

От людской суеты
Лес спасает Фому:
Травы, звери, цветы -
Вот что нужно ему.

Иванова Аня.



А вот стихи ученицы 9з класса Фахритдиновой Эльвиры. Она просто поделилась ими со мной. Май, 2008 год.

1.
Опять они поссорились в тамвае,
Не сдерживаясь, не стыдясь других.
Но зависти невольно не скрывая,
Взволнованно глядела я на них.

Они не знают, как они счастлИвы -
И слава богу - ни к чему им знать.
Подумать только! Рядом оба, живы,
И можно всё исправить и понять.

2.
А в душе пустота,
Холод, сырость и слякоть...
Почему я не дождь?
Ведь могу и заплакать.
Почему я не свет?
Ведь могу и пролиться.
Почему я не сон?
Ведь могу и присниться.

3.
Любовь искали
И не находили.
Любовь теряли
И не берегли.
"Любовь не существует," -
Люди говорили,
А сами умирали от любви.


19.03.11


Рецензии
Какие талантливые дети! Так самостоятельно мыслят!
Спасибо, Кира, с удовольствием почитала.

Галина Рудакова   28.10.2015 19:23     Заявить о нарушении
Галя, мои размышления о талантливости детей даны во Вступлении к их, мною размещённому, творчеству и во всех ответах на рецензии к данному материалу.
Уметь бы нам только поддерживать эти божьи искорки...
Спасибо Вам,
Кира.

Кира Костецкая   28.10.2015 21:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.