Чёрный ящик - Most

Занятия проводятся в краевой библиотеке им. Горького каждый второй и четвёртый понедельник месяца в 18.30 - малый читальный зал.


ЧЁРНЫЙ ЯЩИК Литературного объединения «MOST»

     18 марта 2011 в краевой библиотеке им. Горького (18.30) собралось не так много народу, как я предполагал.
     Пришёл тридцатилетний Василий Авченко, журналист из «Новой газеты», автор нашумевшей книги «Правый руль». Подтянутый, аккуратно, неброско одетый, вежливый брюнет в очках. Взрослый, дисциплинированный, не стремящийся привлекать к себе внимание человек. В наших с ним телефонных переговорах он сказал, что не любит литературных тусовок, не считает их необходимыми для творческого развития и т.д., но я настаивал на его участии не столько в шумных и бестолковых сборищах, как в становлении альманаха «Мост» – и  он пришёл.
     Пришла Валерия Федоренко, черноволосая красавица в богемистой чёрной шляпе. Несколько лет назад она выпустила сборник стихов «С ненового листа»(2006) и с тех пор числится в надеждах приморской литературы. Накануне, в 15.00, мы участвовали с ней в литературной тусовке Союза российских писателей, которая прошла в библиотеке им. Чехова. Читали стихи по случаю надвигающегося на страну Дня поэзии (21 марта). Там произошёл любопытный эпизод. В самом конце выступлений из зала, где в основном сидели старшеклассники, неожиданно поднялась рука. Это ученик 10 класса 52-й школы Владислав Сингаевский потребовал внимания. Он пытался прочесть свою поэму, но после чтения нескольких четверостиший был безжалостно прерван, так как мелькнули «муди» Змея Горыныча, который напился «в говно».  Я б не писал об этом, если б не пригласил его прочесть свой шедевр в компании, вполне уже взрослых, людей нашего лито. И он пришёл вслед за утончённой Валерией – крепкий, мосластый блондин пролетарской наружности. Вместе с Лерой пришла Мария Саванкова, юная, пышная как сдобная булочка особа, не издавшая ни одного звука, ушедшая раньше времени, ничем мне не запомнившаяся.
     Анастасия Попова как знающая себе цену дама, озарённая победительной, не сходящей с лица улыбкой слегка опоздала. Она принесла свой «Политэкстрим», небрежно по-бульварному изданный в «Водолее» с двумя достойными на мой взгляд, остро социальными повестями. Настя работает в «Арсеньевских вестях», краевой независимой газете, которой руководит скандально известная на всю страну Ирина Гребнева. Во времена губернатора Наздратенко сидела в СИЗО за убеждения. Голодала. Выигрывала иски в Страсбурге.  Пресса классически жёлтая, люди работающие в ней определённо сумасшедшие – нормальные просто не выдержат журналисткой гонки. И вкус - не главное, что держит читателя в тонусе. Некогда пышные, если судить по фото, волосы Насти безнадёжно испорчены от перекрашивания. В одежде, в своеобразной журналисткой спецовке, преобладают  жёлто-оранжевые вперемешку с чёрным оттенки шершней. Настя громко вскрикивает, задавая вопросы, эгоистично требует внимания к себе любимой.
     Молодой учитель русского языка и литературы университетского колледжа Игорь Карнаухов, пишущий классически выверенную прозу и эссеистику, слегка опоздав, сел себе тихо и скромно. Ему явно не нравится визгливая цыганщина нашего балагана.
     Василий Мрачный (Царёв), студент 2-го курса филфака университета, в прошлом –  «король поэтов», победивший в публичном состязании главного владивостокского графомана - семидесятипятилетнего члена СП России Бориса Лапузина. Василий - поэт-фрезеровщик, как кто-то завистливо съязвил в его адрес из нашей пишущей братии, демонстративно сел на первую парту, бубнил, подавал реплики как и положено королю, не получающему сколько-нибудь заметного внимания у публики.   
       Евгения Борщевская, стильная молодая женщина, дизайнер и библиотекарь, пишущая внешне скромные, но чувственные стихи о любви, сидела тихо, «потупив очи». Боюсь, что её утончённой натуре тоже не понравилась атмосфера полусвета.
       Было ещё несколько человек, не имеющих отношения к объединению. Член пен-клуба Александр Белых, Эльвира Кочеткова - кандидат математических наук из колледжа морского университета и поэт из команды Владимира Михайловича Тыцких – гостя нашего заседания.
     Присутствовали журналисты Валерий Малиновский – летописец литературного процесса в Приморье и безвестная журналистка из «Арсеньевских вестей», очевидно, подружка Насти Поповой, просто свидетель действа. Забрёл даже какой-то дед с палочкой, со школьной тетрадью. Наверное, тоже поэт. Но этого никто не узнал: он исчез так же внезапно, как и появился.
       Мне не удалось в начале заседания внятно прокукарекать свои манифесты. Они сводились к тому, что я скорее не педагог,  не преподаватель, а тренер, знающий кратчайший путь к успеху. По аналогии со своей  предыдущей деятельностью детского тренера по борьбе самбо. В литературной борьбе много сходного. Свой арсенал приёмов, техник. Своя табель о рангах. Свои мастера, кандидаты в мастера и разрядники;)
Я предложил сосредоточиться на издании молодёжного альманаха «Most» - нашем ответе Питеру и Москве. Али мы не третья столица? С мостами-то, которые лепят кремлёвские дантисты на месте выпавших имперских клыков?  Или вы считаете, что Свердловск и Новосибирск имеют больше прав и надежд?
     Владивосток – определённо столица русского футуризма, основного метода  русской революционной мечты. С течением времени это станет очевидностью, не вызывающей сомнений. А пока ждём окончания строительства мостов и федерального университета. И готовим к выпуску первый альманах.
      Настя Попова, как избалованное вниманием дитя, мешала монологу, задавала дурацкие вопросы.
      - А можно манифест группы «Мост» написать матами?
      - Нет, нельзя.
      - А какие эстетические взгляды будет проповедовать альманах?
      - Сообщу после выступления гостя - поэта, редактора журнала «Сихотэ-Алинь» ТыцкихВ.М.
      Концепт нашего литобъединения предполагает знакомство с местной профессиональной в кавычках литературой. Своих соперников нужно знать. И относится к ним с уважением. Тем более, что именно Тыцких в начале 90-х дал возможность неформалам из «Серой Лошади» заседать в помещении СП России.
      К сожалению, выступление поэта закончилось исполнением двух шансонов. Стихи прочесть не удалось. Завязалась дискуссия на тему ненормативной лексики. Спор спровоцировала раскрасневшаяся, как именинница, Настя Попова. Тыцких мужественно, но излишне витиевато, интеллигентно и самозабвенно, как глухарь, защищался. Что-то в пользу литературного использования мата бурчал Вася Мрачный, ссылаясь на авторитет Сорокина. Стреляющая крупнокалиберными очередями своих сине-зелёных глаз направо и налево Валерия Федоренко неожиданно поддержала подружку, добавив хаоса. Литературный гурман сорокашестилетний Саша Белых, застенчивый мастер инвектива, тоже поучаствовал, добавив жару.   Во всей сорокаминутной речи приморского мэтра Тыцких был прекрасный образ, которым бы я, будь на его месте, ограничился. Все мы ходим в туалет по-крупному. И это естественно. Но никто не делает этого публично, на площади, так как это некрасиво. Автор эссе «Русский язык. Вчера. Сегодня. Завтра» Игорь Карнаухов с места  в пустоту проговорил свой вариант. Все люди занимаются любовью, и это естественно. Но никто не делает этого публично, на тротуаре. Вряд ли он был кем-то услышан, кроме меня.
       Я предложил Насте быть её литературным агентом, и она публично согласилась (подозреваю, не понимая смысла словосочетания «литературный агент»). Молодая звезда раздала свои книжицы «Политэкстрим», который мы предполагаем обсудить на следующем сборище. 
       Василий Авченко получил от меня именной, с автографом «Владивосток» сборник «Все слова на «А». Сославшись на занятость, он вскоре исчез.
       Настя Попова была единственным покупателем литературного журнала «Сихотэ-Алинь». Надеюсь, что этим не ограничится её вклад в дело процветания местной литературы.  У неё определённо есть литературное дарование, правда, уже изрядно подпорченное журнализмом – впрочем, не безнадёжно. Лично мне бросается в глаза противоречие между поцелованной Богом в детстве Настей и крашеной рыжеволосой Анастасией, жаждущей внимания через скандал, эпатаж. Говорят, в клубе БиэСБи презентовала свою книгу «топлес», то есть сиськами наружу. Хорошо, что я этого не видел, иначе мне трудно было бы относится к написанному ей со вниманием.
        Я занимаюсь литературой искренне и всерьёз. Я считаю, что именно непокупаемая литература, а не телевидение, купленное с потрохами – надёжный маяк России. Маяк подаёт сигнал, предупреждает. Литература создаёт образы, многозначные и глубокие, требующие медленного чтения. Настоящие поэты и писатели – последние честные из сколько-нибудь влиятельных людей нашей многострадальной Родины. Остальная элита – с порохами продалась золотому тельцу. Нам не платят – и слава Богу! Это – гарантия, что писать будут только призванные. Нам нужно быть прочитанными, услышанными. У литературы есть свои самодостаточные цели – красота как забытая человечеством истина, как дзен – дающий личное просветление, и в первую очередь - пишущему. Cегодня талант писателя востребован, может быть, как никогда, изголодавшимся по правде и красоте, растерянным, окошмаренным населением нашей страны. Вот и вся эстетика. Пишите искренне, но глубоко и целомудренно, как летописцы монастырей. А я буду вашим тренером и литературным агентом. Учителем – это если повезёт, впрочем, я – не гуру, и не имею его амбиций. Я просто чуть старше, чуть опытнее, чуть больше мастер – и всего лишь. Зовите меня по имени. Я не американец, но отсутствие отчества при  обращении меня не коробит. Отчество – если честно, даже смущает. Ибо я не чувствую своих лет. Люблю парадоксальные четверостишия, но не с целью эпатажа, а с целью обратить внимание слушателя к сложной проблеме. Парадокс, хочешь – не хочешь, заставляет думать, искать выход из противоречия.
   Забыл сказать, что школьник Владислав Сингаевский прочёл всё-таки свою историческую поэму на темы 11 века нашей истории, изложенной современным стёбом. И минута славы состоялась. Прозвучали оценки "прикольно", "клёво". Журналистки "Арсеньевских вестей" даже взяли рукопись для публикации. Потребность в скандале - родовые признаки жёлтой прессы. Я вообще-то, зная пиарскую (чуть не оговорился - пиратскую) силу скандала, предпочитаю классические цвета.
Оно и по-мужицки надёжнее, и аристократически благороднее.   
       Ваш Иван Шепета


Рецензии
Редкий случай честного посрамления и похвалы соседей по дому литературы. Это труднее, чем дать по шее столичным. Читается на одном дыхании, и очень поучительно.

Учитель Николай   20.07.2011 19:39     Заявить о нарушении
У меня не было цели ни срамить, ни хвалить. Я стараюсь по возможности честно свидетельствовать по завету главного провинциала страны Виктора Астафьева (работать в режиме чёрного ящика).

Иван Шепета   21.07.2011 00:36   Заявить о нарушении
Памятник надо ставить не Жукову,
а Астафьеву Виктору, друг...

Александр Тимошин   24.06.2014 14:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.