Стрела и Амурчик

Оригиналы изображений находится здесь:
http://hea.iki.rssi.ru/~nik/photo/pict/ast/a0709220170.jpg
ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Фалькон...
(для просмотра ссылки нужно скопировать полностью)

Изображение слева – область созвездий  Стрела-Лисичка. Видны планетарная туманность "Гантель"  М27 и шаровое звёздное скопление М71. Самые слабые звёзды, которые можно различить на снимке кадра имеют блеск примерно 10m. Фотограф Николай Александрович. Обозначения и контуры созвездий выполнены мною.

Изображение справа- Этьен Морис Фальконе (1716-1791) - Амур. Франция, после 1757, Мрамор. Поступление в Эрмитаж в 1931, ранее в собрании Строгоновых. Фотограф George Shuklin (собственная работа).

Созвездие  Стрелы (латинское название Sagitta)  - созвездие Северного полушария, находится на Млечном пути и является одним из самых маленьких на небе,  третьим после Южного Креста и Малого Коня. Занимает на небе площадь в 79.9 квадратного градуса и содержит 28 звезд, видимых невооруженным глазом, но только две из них ярче четвертой звездной величины и  только одна звезда – альфа  Стрелы, имеет собственное имя - Шам.
 Созвездие очень древнее и  у древних греков было еще меньше и занимало всего 4 градуса.
Впервые упоминается в трудах астронома Евдокса Книдского в IV веке до н.э. Оно включено в каталог звёздного неба Клавдия Птолемея «Альмагест».

   Соединенные мысленно линиями, самые яркие звезды созвездия Стрелы образуют фигуру, в которой без особых усилий воображения можно увидеть летящую стрелу.
В этом созвездии отсутствуют интересные объекты, доступные для наблюдения невооруженным глазом или с помощью обычного телескопа. Заслуживает внимания звезда S Стрелы - долгопериодическая цефеида. Блеск ее изменяется от 5,8 m до 7m за период 8,38 суток.
В созвездии находится переменная FG Стрелы, которая дала название самостоятельному типу переменных звезд. Эта интересная переменная изменила за 100 лет свою температуру от 50 000 до 4 600°К. Химический состав атмосферы звезды также изменился. Звезда FG Стрелы выбрасывает огромные облака пыли из углерода, переживая стадию вспышки, которая сопровождается расширением ее оболочки. Между звездами гамма и дельта Стрелы расположено шаровое скопление М71 (NGC6838), имеющее блеск 8,З m . Скопление находится на расстоянии 13000 световых лет от Земли и имеет ширину в поперечнике 27 световых лет. Скопление было открыто Филиппом Луисом Шезо в 1746 году и внесено в каталог Мессье 4 октября 1780.

Созвездие Стрела  можно  обнаружить в ясную безлунную ночь, поскольку оно лежит внутри известного астеризма - «Летнего треугольника», образованного звездами  Денеб альфа Лебедя, Веги альфа Лиры и Альтаир альфа Орла. К последнему Стрела примыкает с севера. Восточнее расположился неяркий, но очень приметный Дельфин, а на западе - Геркулес. С севера созвездие граничит с тусклой Лисичкой, находящейся под другим известным астеризмом - «Северным крестом» Лебедя.
Место расположения Стрелы очень красочно выглядит в атласе Яна Гевелия:
http://alebedev.narod.ru/gevelius/11.html
По этому поводу там  дается информация:
«Лисичка с Гусем. Созвездие, образованное Яном Гевелием. Давая ему название, Гевелий писал: "Я хочу поместить Лису с Гусем на хорошо пригодное для этого место неба, так как это животное хитро, хищно и гордо".
Однако, на мой взгляд , «заботливый» Гевелий явно ущемил жизненное звездное пространство Стрелы .
Да еще Лисичка своей лапкой «притормозила» Стрелу.
То ли дело здесь, Стреле вольготно «дышится» :
http://modelmen.ru/school/do/astronomiya/sozvezdiya_gif.php
Стоит  посмотреть эту  яркую современную  разрисовку созвездий ( здесь  много анимированных созвездий).

О созвездии Лисички упомяну вскользь. Введено оно Гевелием в 1690 г. под именем Vulpecula cum Ansere, "маленькая лисичка с гусем". Находится к югу от Лебедя. Занимает на небе площадь в 268.2 квадратного градуса и содержит 72 звезды, видимые невооруженным глазом. Ярких звезд не имеет, хотя и лежит в Млечном Пути.

А теперь самая интересная мифологическая сторона о созвездии «Стрела».
Однозначной версии нет, их имеется несколько.
1.Согласно древнегреческому мифу, созвездие представляет собой стрелу, пущенную Гераклом в стервятника, истязающего кентавра Хирона.
2. Этой стрелой Геракл убил орла-стервятника, терзавшего прикованного Прометея ( одиннадцатый подвиг Геракла).
3. Если поверить в версию, что Орел и Лебедь - это стимфалийские птицы третьего подвига Геракла, то Стрелой Геракл  поразил этих птиц.
4. Эратосфен считал, что это Стрела, использованная Аполлоном для мести одноглазым великанам Киклопам, давшим Зевсу молнии, которыми тот убил Асклепия, сына Аполлона.
5. Латинское название созвездия: Стрела Купидона (Sagitta Cupidineus), дает основания  полагать , что это стрела амурных дел.

Созвездие кратко упоминается у Арата в "Явлениях":
" А впереди по небу Стрела, отдельно от лука,
Мчится сама по себе» (311).
 В другом переводе : «Луком безвестным Стрела запущена в небо ночное".

Таким образом, множество мифов объясняет появление стрелы на небе в виде одноименного созвездия. Это древнее оружие упоминается как неотъемлемый атрибут многих героев, сражавшихся со своими врагами.
В греческой мифологии стрелы встречаются постоянно. У златокудрого бога солнца Аполлона, сына Зевса и Латоны, любимыми вещами были лук и стрелы. Чтобы спасти свою мать от преследования мстительной богини Геры, Аполлону пришлось убить золотыми стрелами дракона Пифона, которого наслала на нее ревнивая жена Зевса.
 Богиня Артемида, родилась одновременно с Аполлоном, также  прекрасно владела луком и стрелами, от которых на охоте не могло спастись ни одно животное. По одной из легенд меткий выстрел Артемиды поразил охотника Актеона (у римлян Ориона), ставшего невольным свидетелем ее красоты, когда он увидел богиню обнаженной.
Геракл поражал своих врагов стрелами, отравленными желчью гидры. Однажды такая стрела по нелепой случайности поразила кентавра Хирона, учителя Геракла.
Больше всех известны стрелы бога любви - Эроса (у римлян это Амур или Купидон). В руках Эроса золотой лук с золотыми стрелами, которыми он поражает сердца людей. Эти стрелы несут с собой радость и горе, счастье и муки любви.
Амур («любовь»), в римской мифологии  или Эрот, Эрос , в греческой мифологии – это божества любви.  Аналогичен им Купидон ( от латинского cupido, «сильная страсть»).
Объединив различные мифы о Психеи, Апулей (древнеримский писатель II в. н э.) создал  поэтическую сказку о  странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью. Это произведение называется  «Метаморфозы» (IV. 28-VI. 24)
Психея или  Психе, в греческой мифологии олицетворение души, дыхания.
В « Метаморфозах» повествуется, что с  помощью Зефира Амур получил в жены царскую дочь Психею. Но однажды Психея , послушав совет своих сестер, нарушила запрет никогда   не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью, сгорая от любопытств , она зажгла  светильник и восхищенно смотрела на юного бога, не замечая горячей капли масла , упавшей на нежную кожу Амура. Амур в обиде  исчезает и Психея должна вернуть его к себе, пройдя  множество испытаний. Преодолев их и даже спустившись в преисподнюю за живой водою, она после мучительных страданий обретает Амура, который просит Зевса на брак с возлюбленной и примиряется с Афродитой (своей матерью), злобно пресекающей Психею.
Афродита, а греческой мифологии  богиня любви и красоты.  В Риме  Афродита почиталась  под именем Венеры.  Мужем Афродиты являлся Гефест – самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов.   Любви Афродиты домогались Посейдон и Арес (в греческой мифологии бог войны, в римской мифологии ему соответствовал Марс). О любви Ареса и Афродиты ( Марса и Венеры) повествует ряд источников и среди детей этого незаконного брака есть  Эрот.
 Эрот, в греческой мифологии бог любви, понимавшийся как особое мировое божество и как безотлучный спутник и помощник Афродиты. Одно из четырех космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром (Гесиод, Теогония, 116-122).  По  мифографу 5 в. до н.э. Акусилаю, Эрот, Эфир и Метида были детьми Никты и Эреба, происшедших от Хаоса. У Парменида Эрот мыслится древнейшим божеством, которое создала Афродита.
Эрот – смелый стрелок, крылатый, многоискусный, владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мертвых и тартара ( «Орфические гимны» ).  В позднейших преданиях Эрот обыкновенно называется сыном Афродиты и Ареса, так что он постепенно принимает черты "златокрылого" бога, знаменуя постепенный переход к изящному, легкому и капризному Эроту эллинистической поэзии (Симонид Кеосский, Фрагменты, 24; Аристофан "Птицы", 1738; Сафо, Фрагменты, 50).
Эрот стал, как отмечено у Аполлония Родосского, прекрасным своенравным и жестокосердным мальчиком, полным хитрости и лукавства, жестоким мучителем богов и людей. Он повсюду летает на своих золотых крыльях, бездумно пуская стрелы, возбуждающие любовь не только между мужчиной и женщиной, но и однополую. Эрот господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее — со стрелами любви или пылающим факелом. Художественное развитие тип Эрота получил под резцом ваятелей младшей аттической школы — Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Скопасу принадлежала статуя Эрота, находившаяся в Мегарах; Пракситель изваял Эрота для мизийского города Пария при Геллеспонте и — шедевр греческой скульптуры — для Феспий, где находилась также статуя Эрота работы Лисиппа. Культ Эрота существовал в Парии и главным образом в Феспиях, где первоначально грубый камень служил изображением бога. В Феспиях через каждые четыре года устраивались в честь Эрота празднества — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями.

«Образ Амура чрезвычайно характерен для французского искусства XVIII в., для стиля рококо. «Амур» Этьена Мориса Фальконе  был исполнен для украшения будуара в парижском особняке маркизы Помпадур. Имея огромный успех на выставках, статуя привлекла внимание коллекционеров и многократно повторялась скульптором. Маленький бог любви изображен сидящим на облаке. Лукаво улыбаясь, он достает стрелу из колчана. Скульптор обрабатывает мрамор с таким совершенством, что нежная шелковистая поверхность детского тела и мягкие вьющиеся волосы Амура кажутся почти материальными. С таким же мастерством переданы капризно изогнутые лепестки розы, лежащей у его ног» «Грозящий Амур», не единственный шедевр Фальконе.
«Талантливый скульптор, прославившийся у себя на родине произведениями как драматического («Милон Кротонский»), так и сентиментально-пасторального характера («Пигмалион», «Грозящий амур», «Купающаяся нимфа» и др.), теоретик, близкий идеалам и идеям Просвещения, мыслящий самостоятельно, не боящийся и в адрес Винкельмана высказать критические замечания («Древние не в такой мере нас превосходили, они сделали все не так отлично, чтобы нам не оставалось кое-что сделать...»), Фальконе философски осмысливал и барочные, и классицистические тенденции, не допуская догматического отношения ни к тем, ни к другим. Близкий энциклопедистам и особенно Дидро, именно по рекомендации последнего через Д. А. Голицына скульптор и получил заказ императрицы на памятник Петру Первому.
Фальконе работал над памятником двенадцать лет. Первый эскиз был исполнен еще в Париже в 1765 году, в 1770 году была выполнена модель в натуральную величину. Другу во Францию он писал, когда была готова модель: «Совершил я свою главную работу! О, если бы приведенный мною к концу памятник достоин был и великого мужа, им изображаемого, если бы памятник этот не постыдил ни художества, ни моего отечества, тогда бы и я мог с Горацием сказать: «Не весь я умру!»
Вот и «откопала» своим звездным исследованием памятник Петру Первому на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. 1762—1782

Литература и источники для написания:
1. Ф.Ю.Зигель. Сокровища звездного неба. М.: «Наука», 1987 г
2. Мифологический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1990 г.
3. http://hea.iki.rssi.ru/~nik/photo/pict/ast/a0709220170.jpg
4. ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Фалькон...
5. http://www.astronet.ru/db/msg/1165783
6. http://www.walkinspace.ru/index/0-431
7. http://www.prao.ru/Constellations/mif/strela.html
8. http://alebedev.narod.ru/gevelius/11.html
9. http://modelmen.ru/school/do/astronomiya/sozvezdiya_gif.php
10. 11. http://www.astromyth.ru/Constellations/Sge.htm
12.Арат. «Явления» http://hbar.phys.msu.ru/gorm/ahist/aratus.htm
13. http://godsbay.ru/hellas/erot.html
14.
13.03.2010 г.


Рецензии
Хочется добавить несколько слов про упомянутое шаровое звёздной скопление М71. Это несколько необычное скопление - в телескоп оно выглядит не как "классическое" шаровое, а, скорее, как богатое рассеянное! Т.е. это не привычный круглый "звёздный рой" с яркой центром и чётким падением яркости к краям, как, например, в М13 (в Геркулесе) или М15 (в Пегасе), а весьма "растрёпанная" и хаотичная кучка звёзд. Тем не менее, данное скопление официально считается шаровым, хотя и со слабой концентрацией звёзд к центру. Из ярких шаровых скоплений, доступных для наблюдения в средних широтах северного полушария, это, наверное, самый известный пример такой слабой концентрации! А ещё замечательно, что, несмотря на не слишком большую общую яркость (8 зв. величина), даже в сравнительно небольшие телескопы с объективами 200-250 мм в этом скоплении уверенно видны отдельные звёзды! Во всяком случае, в свой 300-мм телескоп я неоднократно наблюдал это зрелище, и притом - на засвеченном небе Подмосковья!

Николай Алекс-Ич   25.01.2013 12:19     Заявить о нарушении
Коля, созвездие маленькое, но я свою Стрелу монтировала из двух снимков, в диапазон объектива фотоаппарата через бинокль не вошли яркие, звезды у меня получаются одиночные, а у Тебя вон как густо засеяно звездами небесное поле, гуще, чем в Старкалке.
В будущем тоже буду рассматривать звездные скопления, только бы время и возможность были. Большое спасибо за информацию.
С уважением, Света

Светлана Блоха   28.01.2013 20:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.