Сон есть жанр

Без заблуждений существует
Кто сознает, что жизнь есть сон...

                Педро Кальдерон

Люди, рассказывающие утром свои сны, либо захлёбываются в эмоциях, либо путаются и сбиваются. В любом случае, редко можно увидеть у слушателя положительную реакцию: он или посмеется над нелепостью сна, или скажет «вот это бред», или испугается «пророчества», которое явилось рассказчику.

Вообще, сны — очень интересная тема для отдельного исследования, но можно рассмотреть её в литературном контексте. В чисто материальном, но литературном.

Сны стихами описывать проще: образы, приходящие в это время, зачастую нестандартны, интересны, их приятно обыгрывать. Более того, они психологически близки поэту, поэтому выкачать из них можно многое. Есть люди, которые говорят, что пишут стихи во сне, потом резко просыпаются и записывают их на бумаге, которая уже лежит у кровати. Никакой литературной ценности такие стихи не представляют, зато они любопытны с точки зрения психологии. Поэтому можно говорить о таком поэтическом жанре как «сон». Но соревноваться тут практически невозможно: лишь небольшая часть человечества может более-менее осознанно вести себя в сновидении. Поэтому над таким поэтическим жанром-феноменом как сон можно только наблюдать и делать выводы о психоэмоциональном состоянии автора.

Немного иначе можно понимать жанр «сон» в прозе. Ясное дело, вряд ли можно написать какой-нибудь осмысленный рассказ во сне, а тем более запомнить его и по-быстрому записать во всех подробностях. Максимум можно почерпнуть из сна тему или сюжет. Но нет в этом ничего необычного: сюжеты очень часто берутся «из воздуха». Под жанром сна в прозе нужно подразумевать произведения, в которых изображена попытка описать свой сон. Каждый первый человек с удовольствием начнёт писать о том, что он видел во сне, особенно, если это было что-то интересное. Но, скорее всего, уже через одно-два предложения у автора пойдут многоточия в конце и в середине фраз, а ещё неполные предложения и прочие свидетельства сомневающегося писателя (в данном случае). Кроме того, автор начнёт думать: «А что меня так в этом сне зацепило-то? Какой-то набор совершенно бессвязных картинок». К тому же, пока он будет думать, как облечь эмоции в слова, половина сна уже забудется. И всё. Приходится бросать это занятие.

Будет очень любопытно посмотреть на человека, который сможет описать свой сон связно и интересно, причём не добавляя никаких художественных элементов, кроме тех, что ему послал Морфей.


Рецензии
С тем, что сон есть жанр, я стопроцентно соглашаюсь.
Гениальные сновидцы мне в жизни встречались: двое.
Одна видела сюжетные сны, другой пророческие.

Я себя сновидческим гением назвать не могу, но произведения порой доводится видеть. Например, такое.

Мертвая курица

Я путешествую и останавливаюсь переночевать на кладбище, в сторожке смотрителя. Смотритель-старичок, и жена его - старушка - мертвые. У них живет мертвая курица. Старичок жалуется, что мертвая курица никак не может снести мертвое яйцо: все яйца, которые она несет - разбитые. До меня доходит, что мертвое яйцо и есть разбитое яйцо: целое яйцо - живое.

Когда я просыпаюсь, то понимаю, что это диландоговский вариант "Курочки Рябы".

Мария Москалева   20.07.2011 12:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.