Непонятное мытарство...
Знать устала бедолага.
Под руку украдкой кошкой
Тихо подползла бумага...
Карандаш приметил руку
И остался в ней без страха:
Тишь улавливает ухо,
Лист словам готовит плаху.
И посыпались загадки
Мира мысленных вояжей
В память... смысл играет в прятки
С фразою, почти что каждой.
Что-то выйдет из затменья
Непонятного мытарства...
Проза иль стихотворенье...
О любви иль о коварстве.
Хитро вытканы узоры
Строк рождённых тайной властью.
Тяжесть ящика Пандоры
Угрожающа для счастья.
Моет дождик тротуары,
Не забыв смочить и крыши.
Мы живём под страхом кары.
Что-то слышим... чем-то дышим...
Пишем... ждём вопросов мудрых...
Ищем истину по свету...
Ночь прошла... настало утро.
Есть вопросы без ответов.
11.03.2011
Краткий анализ стихотворения
Тема: творческий процесс и экзистенциальные размышления. Текст раскрывает таинство рождения текста (прозы или поэзии), сопряжённое с внутренними поисками, страхом и неопределённостью. На фоне этого — размышления о жизни, судьбе, истине.
Основная мысль: творчество — это одновременно дар и бремя, сопряжённое с тревогой и поиском смысла; жизнь полна вопросов без ответов, но человек продолжает искать истину и выражать себя.
Композиция:
зачин (1–2 строфы) — образ ночи как времени творчества, «рождение» текста;
развитие (3–5 строфы) — раздумья о содержании будущего произведения, мотив тайны и опасности («ящик Пандоры»);
кульминация (6 строфа) — образ дождя как метафора очищения и одновременно напоминание о страхе («под страхом кары»);
развязка (7 строфа) — итог: ночь сменяется утром, но вопросы остаются без ответов.
Тип речи: лирическое размышление с элементами повествования (динамичные глаголы: «присела», «подползла», «посыпались», «пишем», «ждём»).
Стиль: художественный (поэтический), с ярко выраженной образностью и символикой.
Средства связи:
лексические повторы («ночь»;;;«утро»; «пишем»;;;«ждём»;;;«ищем»);
местоимения («её», «это»);
синтаксический параллелизм («Пишем… ждём… Ищем…»);
анафора («Что-то…» в двух строках);
ассоциативные связи (ночь;;;творчество; дождь;;;очищение/страх).
Средства выразительности:
олицетворение: «Ночь присела», «Тишь улавливает ухо», «дождь моет»;
метафоры: «лист словам готовит плаху», «мысленных вояжей», «ящик Пандоры», «хитро вытканы узоры строк»;
эпитеты: «мысленных вояжей», «мудрых вопросов»;
сравнения: «под руку украдкой кошкой» (сравнение бумаги с кошкой);
антитеза: «ночь»;;;«утро»; «проза»;;;«стихотворенье»;
символы: ночь (тайна, творчество), дождь (очищение, судьба), ящик Пандоры (опасность, неизведанное);
инверсия: «Тишь улавливает ухо», «Моет дождик тротуары»;
многоточия: создают эффект незавершённости, раздумий;
риторические конструкции: «Что-то выйдет…», «Есть вопросы без ответов».
Размер и рифма:
стихотворный размер — вольный ямб (чередование строк с разным количеством стоп);
рифмовка — перекрёстная (АБАБ) и смешанная, с чередованием мужских и женских рифм;
рифмы в основном точные, но есть и приблизительные («прятки»;;;«каждой»).
Настроение: созерцательное, тревожно;задумчивое, с оттенком экзистенциальной тревоги и надежды.
Ключевые мотивы:
творчество как таинство и риск;
поиск смысла и истины;
страх перед неизвестным («ящик Пандоры», «страх кары»);
цикличность времени (ночь;;;утро);
неопределённость исхода («что-то выйдет», «вопросы без ответов»).
Свидетельство о публикации №111031105089