Стихотерапия и стихотворчество

Человечество пока делает только робкие попытки в области самопознания, но пройдет время и многое изменится. То, что казалось уделом немногих, станет общей потребностью - мы видим, как это происходит на наших глазах. То, о чем догадывались одиночки, поднимаемые на смех, получает постепенно всеобщее признание.

Стихотворчество есть естественная потребность логоцентрического сознания в многомасштабной нелинейной инсталляции и усвоении глубоких понятий, помещаемых в тот или иной фабульный контекст (от обыденного до комического или драматического), прошивке смысловых конструкций в понятийном и лексическом аппарате индивида, возникающих от такого соединения, и, в результате, создании логическо-образных, право-левополушарных связей.

В этом смысле можно говорить о стихотворчестве не только как о самотождественной естественной потребности здорового сознания, не нуждающейся в сведении к чему-либо еще, но и, в узком смысле слова, как о своего рода практике преобразования сознания в его логической и эмоциональной составляющих. Эта практика может быть как конструктивной (энергетически взбадривающей, освежающей, укрепляющей цельность рассудка и личности в ее многообразной деятельности) , так и деструктивной, депрессивной, т.е. обернуться своей противоположностью, нанося разрушающие повреждения сознанию и всему поведенческому комплексу индивида, понятийным, семантическим установкам сознания, приводя к временным или постоянным нарушениям процессов мышления, поведения, творчества, а в тяжелых случаях и к психическим заболеваниям.

Таким образом, стихотворчество может излечивать сознание, например, от шизофренического разъятия право- и левополушарного мышления, а может, наоборот, углублять такие комплексы. Заметим, что стихийное распространение получили сеансы коллективной стихотерапии, когда пациенты читают перед аудиторией таких же страждущих как они сами свои (или чужие, понравившиеся) заготовленные заранее стихотворные речевки или импровизации, нередко сопровождая это возлияниями и разного рода неформальным общением без обычных шаблонов и ограничений. Такие совместные радения, так же, как и индивидуальные стихотворные практики, могут иметь как конструктивный (оздоравливающий), так и негативный характер, приводить к потере ориентировки личности в мировоззренческом и социальном планах, а, значит, имея в виду и психосоматические связи, наносить вред и физическому здоровью как самого поэтизирующего индивида, так и его окружения.

Если бы данные практики были достаточно разработаны, то курсы лечения стихотворчеством могли бы стать эффективным средством, например, борьбы с шизофренией, депрессией и другими психическими и психосоматическими заболеваниями. Надо также отметить, что творчество в области точных наук, надлежащим образом поставленное, может иметь сходные результаты.

Медицинское стихотворчество, помимо обучения основам лингвистической практики, которое может проводиться на филологических факультетах, в литкружках и литинститутах разного калибра, должно ввести, прежде всего, понятие о дозе, т.е. разумной количественной мере стихотворных отправлений поэтизирующего индивида. Здесь необходимо ввести понятие о стихоемкости жизненного цикла, которое определяется при установлении первичного диагноза больного. Ориентировочная стихоемкость цикла – порядка 100 стихотворений в течении 2-3 лет, которыми подводятся своего рода итоги предыдущего жизненного пути и осмысляется вероятное будущее, излечиваются фобии, оздоровляется эмоциональная сфера. Здоровому индивиду присуще ощущение насыщения в конце цикла, после чего курс лечения целесообразно прервать и посоветовать индивиду заняться другими формами творчества со своими мерами здоровой емкости – перейти на прозу – рассказы, романистику. Те же, кто подсаживается на стихотворчество, не чувствуя насыщения, рискуют превратиться в так называемых графоманов, производящих словесные конструкции, не дающие ни исцеления, ни удовлетворения, не имеющие эффекта позитивного последействия, но требующие в глазах их создателя признания окружающих.

Традиционное публичное поэтическое действо выродилось, перестав приковывать внимание значительных слоев общества. Вместе с тем, стихотворные практики стихийно овладели массами, являясь порождением естественной потребности индивидуальных сознаний миллионов людей, противостоящих шизофреническим явлениям в социальной и политической жизни. Это стремление надо поощрять, потому что это путь преодоления того социального распада и фрагментации, которые мы наблюдаем, это путь наведения порядка в наших умах и чувствах. Пушкин сетовал, что угораздило его родиться с душой и талантом в России. Он забыл о том, что душу и талант дало ему собственное стихотворчество, от которого были отрешены 99,9% населения. Но, по Гоголю, Пушкин - русский человек в его развитии, которым он явится лет через 200, т.е. в наше время. И этим великий Гоголь наметил нам путь к овладению душой и талантом, а значит и умом. У каждого из нас изначально есть стихоемкость по крайней мере на 100 невыдуманных стихотворений, которые сделают нас лучше во всех отношениях, и 1000 выдуманных стихов, которые нам писать не следует.

Лечебные стихотворные практики должны проводиться под контролем специалиста – медика-лингвиста с большим опытом. Перспективным может оказаться перепрофилирование некоторых филологических кафедр и кафедр творчества в отделения психической терапии страждущих логоцентриков, которым по прохождении курса будет выдаваться диплом установленного образца.


Рецензии
Полезная познавательная статья. А я вал гоню стихотворный, графоманю.

Виктор Козлов-Самарский   16.11.2014 22:50     Заявить о нарушении