Перевал Каратюрек
«Всем тем, кто выбрал свою тропу
посвящается…».
Каратюрек – алт.:черное сердце
Тюнгур-Белуха 2005г.
…Позади оставалась очередная стоянка нашего лагеря. Мы шли по узкой скользкой каменистой тропе, медленно, но верно карабкаясь на отметку 3060 метров перевала Каратюрек. Впереди лежало высокогорное плато с великолепной панорамой горного Алтая, которое нам предстояло достичь к обеду.
Помню, что еще не проснулся, как меня мобилизовало чувство сложности предстоящего перехода. Кто-то как и я, не успел досмотреть сны. Однако, дружно и без всякой суеты позавтракав, мы, свернули палатки, упаковали свои вещи и под клич проводника, как настоящие профи, встали на тропу.
Солнце только взошло, было еще прохладно. Несмотря на мой фирменный спальник «Аляска» -5 градусов, помню, что ночью несколько раз просыпался от холода.
Через полчаса пути стал чувствоваться рюкзак. Лишних вещей не было, лишь без чего обойтись было невозможно, самое необходимое. На ночлеге в Замульте, на нашей базе, меня предупредили, и я «выкинул все лишнее» - ИМ, спасибо! Это «необходимое» плюс общественные продукты весьма ощутимо прижимали меня к земле и, с непривычки сбивалось дыхание. Удивительно, но по мере расхода продуктов на пути рюкзак почему-то легче не становился. Видимо сказывалось постоянное напряжение.
Усилием воли приходилось строго следить за тропой и, стараться ни о чем не думать. Стоило мне раз заглядеться на окружающее великолепие высокогорной тайги, замечтаться на мгновение, и… поймал себя на том, что чудом удержал равновесие и не свалился с 300- метровой высоты вниз. «Для желающих расстаться с жизнью – нет проблем», подумал я и тупо уперся в тропу, помня, что мечтать буду на стоянке, если на это хватит сил.
За перевалом на 2000-х нас ждет великолепная баня горного приюта «Ак – Кем». Эта мысль поднимала и несла меня по тропе, отметая в сторону сиюминутные желания и пустые размышления.
Иными словами нам предстояло подняться на высоту 3060м перевала Каратюрек и спуститься к метеостанции озера Аккем до 2000м, где километра через три, к ужину, успеть добраться до промежуточной стоянки перед приютом «Ак-Кем». На все про все - 11часов ходу по высокогорному серпантину, километров 25-28. По пути местом обеда предполагалось горное плато, откуда открывалась великолепная панорама южной части высокогорного Алтая.
Наша группа в 21человек, включая двоих детей до 9 лет, растянулась на тропе метров на 300. Идя маленькими группами по2-3,4 человека, каждый мог подобрать удобный ритм движения. Замыкал группу самый выносливый из нас. Это - Равиль. Он не давал отстающим расслабиться и помогал тем, кому было весьма «не просто» на высокогорной тропе. Короче на его долю выпала самая сложная работа, и справился с ней, на мой взгляд, он блестяще. Честь и хвала ему! А впереди шел проводник, прокладывая дорогу всей команде. Такой вот змеевидной группой часам к 3-м дня первые достигли горного плато перед перевалом.
Мне посчастливилось увидеть то, что представить себе просто нельзя, даже рассматривая кино и фотоматериалы.
Местами в облачной мгле проступали пики перевалов и горных вершин. Все это переливалось на солнце, высвечивая неповторимые краски и оттенки цвета. Внизу разнозеленым фоном фосфорецировала высокогорная тайга, просвечивались ледники, какие-то озерца, узкой лентой в ущелье шла горная речка. Я увидел, как прямо передо мной рождались облака. Дух захватывало.
Ко мне подошел наш проводник Слава. Спросил: «Ну что? Стоило взбираться? Игорь?» - «Стоило Слава, стоило» - тихо пробурчал я в ответ, пытаясь перевести свое дыхание в нормальный ритм, понимая, на самом деле то, что переживает он в эту секунду. «Ну что? Стоило?»- опять переспросил он, «Да»- не задумываясь и внятно, на этот раз, ответил я.
Через минут тридцать, вся наша команда закусывала сухим пайком под названием «Обед» разбредаясь в разные стороны, по только для себя объяснимым причинам. Спустя еще полчаса на фоне высокой облачности возникло темное сигарообразное пятно. Предчувствие резкого изменения погоды окутало всех. Не сговариваясь, все разом собрались и приняли решение незамедлительно двигаться на перевал. Впереди последние шестьсот метров подъема.
Предчувствие не обмануло. Чуть в стороне от Белухи часть неба сделалась черно-серого цвета. Вся эта свинцовая махина медленно двигалась в нашу сторону. Спустя часа полтора, наша небольшая группа, человек семь, вплотную подошла к гребню перевала Каратюрек. Тропа на подходе к пику троилась. Несколько человек двинулось вправо по почти вертикальной тропе. Это было безопаснее.
Ваня, Галина, Лена и я остановились, призадумались. Левую тропу занесло снегом, уклон где-то градусов 35-40. Метров пятнадцать влево – километровая пропасть. Страховки никакой. А возвращаться и карабкаться правее радости не прибавляло. Подошел Слава. Что-то прикинув, дал «добро» идти через снежник, сам остался ждать появления замыкающего группы. Я шел след - в след за Галиной.. Внезапно Галина резко остановилась, и закричала. Неадекватная обувка ее скользила по снегу и мешала ей держать равновесие. У меня страха не было, не было ни какой паники и у Галины. Но чувство опасности присутствовало. На крик вернулся Ванюха, к этому времени он успел сбросить свой рюкзак на маленькой площадке за перевалом и, слава Богу, успел взять Галин рюкзак и помог провести ее на площадку за перевал. Мои ботинки скользили на снегу из-за вынужденной остановки. Держать равновесие на снежном уклоне под рюкзаком, было не просто. Очень осторожно, задерживая дыхание, я продвигался следом за ними туда на площадку, где встречали нас первые. Передо мной открывалась панорама Белухи. Это было великолепно. Но в воздухе плавало какое-то непонятное ненормальное напряжение, и поругать было некого. Напряжение было весьма странным, поскольку здесь не было той сложности, как в восхождении пару дней назад.
Тем временем чернота постепенно захватывала оставшуюся часть неба. Вовремя подоспели остальные вместе со Славой. Не помню, что двигало мной в те минуты – я вдруг вслух прочитал молитву. В воздухе, как предупреждение, что-то зловеще прогудело…
И лишь несколько дней спустя мы узнали, что в те самые минуты, когда на нас, на перевале Каратюрек, надвигалась снежная буря, рядом на леднике у Белухи трагически терпят бедствие наши коллеги из Белоруссии.
Здесь, на мой взгляд, уместно сказать, как накануне отъезда в Барнаул мне позвонила сестра, Наташа. Сама не раз ходила по Алтаю, она криком отговаривала меня от поездки, что на нее, в общем, похоже не было. Нечто аналогичное произошло со мной и в начале 90-х, когда партнер по бизнесу накануне вылета самолета в Стамбул внезапно и категорически стал против согласованной поездки, отказавшись лететь. Тогда я не придал значения этому, разве что разочарование в партнере, хотя и принял к сведению.
И, только лишь перевалив через Каратюрек, я осознал значимость благославления О.Г. , будто коснувшись тех духовных ценностей, которые вынесла на себе экспедиция Рерихов.
…внезапно налетевший шквал ветра со снегом прервал мои размышления. Команда проводника «под рюкзак» быстро вернула реальность, впереди не простой трехчасовой спуск на Аккемское озеро и выход на ночлег. Мы встали на тропу, снежный буран не давал нам расслабиться …
P.S. Приношу искреннюю благодарность всей нашей команде и
организаторам экспедиции на Южный Алтай.
Хочу особенно поблагодарить Славу, проводника нашей группы за
теплый и радушный прием, за гостеприимство на базе в Замульте, за
ответственный подход и безсловестную поддержку каждого из нас на
тропе.
Большое спасибо Равилю, за его молчаливую стойкость и выдержку, за
его решение технических вопросов в организации нашего похода.
Большое спасибо Радику, он меня научил профессиональной экипировки
моего старенького рюкзака и помогал перед выходом на тропу.
Хочу выразить благодарность Ване и Виктору, чей юмор и
своевременная помощь на тропе придавали особую окраску дружеским
отношениям между нами.
Спасибо нашим мужественным женщинам, Елене Шеиной
и Татьяне Михайловой, за их мужество и замечательные фото, есть чему
у них поучиться.
Большое спасибо Аркадию из Новосибирска, который вовремя накормил
нашу команду соевым мясом накануне подъема на Каратюрека и
составил компанию для интеллектуальных бесед.
Большое спасибо Евгению Геннадьевичу, за его настойчивое решение
пригласить Московскую группу на Алтай.
Спасибо всем тем невидимым помощникам, которые предоставили нам
возможность пообщаться друг с другом и вынести для себя много
нового опыта.
Свидетельство о публикации №111030403511