Элевсинские мистерии

 

   
Несмотря на то, что мистерии прекратили своё существование много веков назад, интерес к ним не угасает до сих пор. События, происходившие в святилище, волновали и притягивали на протяжении сотен лет. Собственно, Элевсинские мистерии являлись одним из самых загадочных и значимых обрядов античного мира. Выдающиеся философы, историки и поэты античности называли мистерии переходом от варварства к культуре, цивилизации, просвещению... Писали о высшей добродетели, которая возникала в результате внутреннего созерцания самого себя и влияла как внутри, так и извне. Плутарх считал инициацию своеобразной смертью старого «эго» и возрождением как в психологическом, так и на социальном уровне.

Инициация объединяла Человека с Богом, позволяла простому смертному обрести Божественную силу и познать секреты бессмертия.

Основанные на мифах о Деметре, богине плодородия, мистерии воспроизводили возвращение Персефоны из подземного мира, символизируя воскрешение из мёртвых.
Итак, согласно мифу, дочь Деметры, юную красавицу Персефону похитил, не без ведома Зевса, влюблённый властитель подземного царства, мрачный Аид. На крик дочери поспешила Деметра, но тщетно - Персефона исчезла. Последующие девять дней Богиня бродила по Земле, разыскивая и оплакивая свою дочь. На десятый обратилась к богу Солнца, Гелиосу, умоляя его открыть ей, где находится Персефона. Гелиос, видя её муки, признался, что Персефона, с одобрения Зевса, была отдана насильно его брату в жёны. Разгневалась Деметра на Зевса, покинула Олимп, и, приняв вид простой смертной, принялась бродить по свету. Тут же прекратился всякий рост на Земле. Завяли листья, цветы, засохли виноградники, воцарился голод. Ничего не замечала Деметра. Блуждая, пришла она к городку Элевсин, где её приютили дочери царя Келея, приняв Богиню за простую старушку- нищенку. Тем временем, Земля оставалась бесплодной. Гибель грозила всему живому. В конце концов, Зевс упросил Деметру вернуться на Олимп, пообещав ей в обмен вернуть её Персефону. С тех пор, две трети года Персефона проводит с матерью, на Олимпе, и одну треть - в царстве Аида. Плодородие возвращается на Землю, оживает природа.. Но раз в год, когда Персефона покидает Деметру, всё вокруг погружается в печаль, желтеют и опадают листья, пустеют поля, начинается зима. Природа умирает, чтобы возродиться, как только дочь вернётся к матери..
Таким образом, миф о Деметре символизировал период умирания и период рождения-возрождения. Мистерии, в каком-то роде, являлись ритуалом, призванным смягчить сердце богини.

Центр культа Деметры – Элевсин, городок, расположенный в 20 км от Афин. Тайные празднества происходили дважды в год – осенью и весной. Малые мистерии приходились на февраль. Жрецы очищали кандидатов в посвящённые, приносили в жертвы свиней и очищались сами. Великие мистерии проходили в сентябре и длились 9 дней – ровно столько, сколько опечаленная Деметра искала свою дочь.
Итак, в первый день участники таинств, уже прошедшие обряды очищения во время Малых мистерий и подготовленные физически и духовно, собирались на античной Агоре. На новолуние, ночью, отправлялись пешком в Элевсин, воспроизводя блуждание Деметры в поисках Дочери.
 
Во второй день инициируемые очищались в море и приносили жертвы. На третий день постились и приносили жертвы в Афинах, скорбя об исчезнувшей Персефоне. На четвёртый - молились Богам в Асклепионе. Храмы Асклепия, надо сказать, были известны в античном мире тем, что там проводилась так называемая терапия сном. Подготовленный особым образом пациент погружался, при помощи служителя Храма, в «сон», в котором к нему приходил Бог, помогая обрести особые Знания, либо излечить от болезни.

Пятый день носил особый смысл. Всеобщее возбуждение к этому моменту достигало апогея. Рано утром, из Акрополя, прибывали «священные реликвии». Церемонию, "возглавляемую" деревянной статуэткой Иакха (одно из имён Диониса), встречали громкими возгласами «Иакх, Иакх!». По сути, речь идёт о первом массовом опыте, (возможно, под воздействием психотропных средств), при котором каждый испытывал, как его сущность... как бы наполнялась Божественным духом..

Шестой день был посвящён голоданию и очищению. К ночи начиналось действо. Голодание прекращалось, едва появлялись первые звёзды на чёрном небе. Тогда посвящённые выпивали вино «кикеон» (из настоя ячменя и мяты) и начиналась подготовка к таинству.
 
После серии различных испытаний, «избранные» входили в Телестирион, который вмещал до нескольких тысяч человек. Что именно происходило там, до сих пор скрыто за завесой тайны. Посвящённые верили, что им являлась сама Деметра. Участники мистерий давали обет молчания, который не нарушался никогда. Известно только, что обряд проходил в три уровня. Первый-воспроизведение мифа о Деметре, во втором экстазирующей толпе показывались «священные реликвии», и в третьем произносились мистические слова.

На седьмой день участники мистерии взывали к Небу и Земле, выкрикивая, соответственно, «Дождь», и «Зачатие». В тот же день деревянный идол Иакх возвращался в Афины.

И, наконец, на восьмой день участники таинств танцевали и пели, в то время, как Главный жрец, наполнив два кувшина вином, проливал их на две стороны света - восток и запад, бормоча таинственные заклинания. На следующее утро посвящённые возвращались домой, чувствуя, что пережили нечто незабываемое, изменившее навсегда жизнь каждого из них.

Собственно, так и происходило. Настолько сильным и значимым было то, что переживалось в течение восьми дней, что речь шла о совершенном изменении сознания, образа жизни, поведения в целом.
 
          Влияние мистерий, возможно, опиралось на три элемента:

   
1.Посвящённые на самом деле вступали в контакт с каким-то божественным существом.

2.Кикеон содержал наркотирующие вещества, вследствие чего посвящённые испытывали галлюцинации. Это подтверждает и изображение маков на спасённых фресках.

3.Религиозный опыт воздействует на нейроны головного мозга, тогда как сам ритуал влияет на изменение сознания. Массовое воздержание от пищи, танцы, многократное повторение некоторых ритуалов, экстаз и фанатизм настолько обостряли чувства, что происходил как бы эмоциональный взрыв, сознание открывалось для новых, неизведанных доселе, горизонтов, что приводило к полному «перерождению».

К тому же, согласно Аристофану, во время церемонии свет чередовался со тьмой, благодаря различным уровням строений (и, возможно, каким-то хитрым механизмам). Участники таинств то оказывались в мрачном царстве Гадеса, переживая приближение смерти, то ощущали появление Света и Богини-покровительницы.

Конец мистериям положило Христианство. С его приходом таинства «потеряли» не только блеск и величие, но и авторитет. Наконец, поджог Телестириона, уничтожение реликвий, убийства жрецов, а также указ римского императора Феодосия о запрете проведения мистерий довершили катастрофу. Элевсинские таинства, празднуемые ежегодно в течение двух тысяч лет, прекратили своё существование приблизительно в 396-ом году...








                В статье использованы материалы из изданий "Avaton","Arxaia Ellinika Mystiria"


Рецензии
Привет, Лена. А ты случайно не из Крыма?

Леонид Букреев   02.03.2011 16:00     Заявить о нарушении
нет, но бывала там, как и большинство народа, наверное.

Лена Тахтамыш   02.03.2011 16:18   Заявить о нарушении