Долина Иссы Чеслава Милоша. Глава 2

ГЛАВА 2
Долину Иссы, отличает также большее, чем где-либо количество чертей. Быть может трухлявые вербы, мельницы, заросшие берега, особенно выгодны существам, попадающимся на людские глаза, только тогда, когда они хотят этого сами.
Те, кто их видели, рассказывают, что черт сам по себе небольшой, ростом с девятилетнего ребенка, что он ходит в зеленом фраке и жабо, волосы заплетает в косичку, носит белые чулки и с помощью туфлей на высоких каблуках, старается скрыть копыта, которых стыдится. К этим рассказам нужно относиться с некоторой осмотрительностью. Правдоподобно, что черти, зная о суеверном восхищении жителей перед немцами, людьми торговли, изобретений и науки – пытаются себе прибавить важности, одеваясь как Иммануил Кант из Кенигсберга. Недаром, другое название нечистой силы над Иссой – «немчик», подтверждающее, что черти на стороне прогресса.
Однако трудно допустить, что бы они носили такой наряд ежедневно. Например, любимым их развлечением являются танцы в трепальнях и пустых сараях, где веется лён, стоящих отдельно от прочих хозяйственных построек: как же могут они во фраках поднимать клубы пыли и зерна, не заботясь о сохранении пристойного вида? И зачем, если они обладают каким-никаким, а бессмертием, они выбрали костюм именно восемнадцатого века?
Точно неизвестно, до какой степени способны они изменять свой облик. Когда девушка, зажигает две свечи в канун Святого Андрея и смотрит в зеркало, где она может увидеть будущее: лицо мужчины, с которым она соединит свою жизнь, или иногда лицо смерти. Что это – превращение черта или работа других волшебных сил? И как отличить существа, появившиеся здесь вместе с христианством, от других, древних туземцев: от лесной колдуньи, подменяющей детей в колыбелях, или от маленьких людей, выходящих по ночам из дворцов под корнями черной сирени? Может быть, черти и те, другие существа заключили между собой договор или же просто сосуществуют друг с другом, как сосуществуют сойки, воробьи и вороны? И где та страна, в которой укрылись и те, и другие, когда почву начали мять гусеницы танков, когда над рекой копали неглубокие могилы те, кто будут расстреляны, а среди крови и слёз, в ореоле Истории, вставала Индустриализации?
И разве трудно представить какой-нибудь съезд, в пещерах, глубоко под землей, возле жидкого ядра планеты, съезд, на котором сотни тысяч маленьких чертей, во фраках, важные и печальные, слушают докладчиков Центрального Комитета Ада? Докладчики объясняют, что в интересах дела, покончено с танцами в лесах и на лугах и что с этой минуты, высококвалифицированные специалисты будут действовать так, что бы об их присутствии не подозревали умы смертных. Раздаются аплодисменты, однако натянутые, потому что присутствующие уже поняли, что были нужны только на подготовительном этапе, что прогресс отправил их в мрачные пещеры, и что они никогда больше не увидят ни заход солнца, ни полёт зимородка, ни искристые звезды, ни другие чудеса необъятного мира.
Крестьяне над Иссой ставили у порогов домов, мисочки с молоком для ласковых водяных ужей, не боявшихся людей. Затем, они стали ревностными католиками, и присутствие чертей напоминало им о борьбе, которая ведется за окончательную власть над человеческой душой. Кем станут они завтра? Рассказчик не знает, какое выбрать время, настоящее или прошедшее, как будто то, что прошло, прошло, но не совсем, пока оно еще длиться в памяти поколений – или, единственного летописца.
Может быть, черти, выбрали Иссу из-за её воды? Говорят, что она может влиять на нрав людей, рожденных на её берегах. Склонные к скрытности и эксцентричности, далекие от спокойствия, а их небесные глаза, светлые волосы и несколько медлительная натура – только иллюзия нордического здоровья.


Рецензии