Самая точная в мире Книга 1

Продолжение
Начало см в сборнике Книга книг. Для тех, кому лень читать – http://vkontakte.ru/video104565139_159404603

Дорогой читатель! Если ты ознакомился с предыдущими статьями, то знаешь о Библии уже довольно много. Но это еще не все, что я хотела бы тебе рассказать.
Сегодня речь пойдет, ни мало и не много, о пророчествах. Причем, не просто о пророчествах, а о тех, которые записаны в Библии.
Молюсь о том, чтобы ты, мой внимательный читатель, увидел воочию поразительную точность  исполнения Библейских предсказаний (пророчеств).  Молюсь также о том, чтобы ты задумался, как это относится к тебе лично и сделал для себя правильные выводы.

Прежде, чем приступить непосредственно к теме, хочу еще заметить, что Бог говорил о 2-х видах пророков: истинных и ложных. Истинные – это те, которые были посланы Богом для возвещения Его воли народам (предваряя вопрос, добавлю, что Бог мог показывать пророку будущее в видении (как пророку Исайе),  во сне (мудрейшему царю Соломону), пророк мог слышать голос Бога (как пророк Самуил), Бог посылал Ангелов к человеку (Аврааму, Гедеону) или говорил с ним лично «лицом к лицу» (как, например, говорил с Моисеем))
Мир знает много пророков. Перечислять их нет нужды – ты, дорогой читатель, знаешь их имена не хуже, а может быть, и лучше меня. Есть  критерий, отличающий истинного пророка от ложного (необходимый, но не достаточный): если пророчество сбывается буквально – это пророчество от Бога. Но не все  слова, которые сбываются, обязательно исходят от Бога. Когда лжепророк делает предсказание, которое сбывается, это может быть испытанием для верующих людей. Многие «сбывшиеся» пророчества, которые приходят на память людям, не знающим Бога, делались различными предсказателями – экстрасенсами, гадалками, колдунами  и пр., и  пр. На все эти «виды деятельности» в Библии есть весьма суровый запрет, определяющий наказание смертью этим людям. Поэтому считать их истинными пророками (с точки зрения Бога, Который есть Верховный Законодатель и Судья) нельзя даже условно. Кроме того, поведение и проповедь таких «пророков,  часто безнравственна. Божьи же пророки всегда призывали к покаянию, праведности и послушанию Богу.
Все, вышесказанное – небольшое «лирическое отступление» от темы.
Основной же темой являются сбывшиеся пророчества Библии.
На свете существует множество людей, которые критически относятся к тому, что написано в Библии. Беда большинства тех, кто критикует пророческие предсказания, состоит в их заведомом убеждении в том, что мы живем в замкнутой системе, что Бог не существует, чудеса невозможны, а, следовательно, невозможны и пророческие предсказания. Встречая в какой-нибудь книге предсказание и убедившись в его исполнении через много лет, они заключают, что и предсказание было сделано значительно позже. Такой вывод основан не на археологических или исторических свидетельствах, а на предрассудках.
Джеймс Дейвис, выпускник Луизианского технологического института, который исследовал данный вопрос, "в свое время думал, что эти люди, возможно, и правы. Теперь эти сомнения рассеялись по мере того, как я видел, что археология и наука вновь и вновь опровергают эту точку зрения. В конце концов я убедился, что эти скептики - настоящие враги истины. Именно их отличают пристрастные методы и догматические предубеждения. Они сразу выплеснули все свои обвинения и неустанно их повторяют. Однако мало-помалу эти обвинения начали уменьшаться как в числе, так и в убедительности, ибо археология продолжала свой объективный и успешный поиск фактов. В конце концов я отказался от уступок этим критикам и полностью утратил всякое доверие к ним".

Итак, мой драгоценный читатель, приступим.
Сбывшиеся пророчества Библии.

ТИР

Одно из самых необычных пророчеств в Библии касается судьбы древнего города Тира. Неудивительно, что этот пример используют едва ли не все книги, написанные в защиту христианства. Причина этого будет вам вскоре ясна.
(592-570 до Р.Х.):
Книга Иезекииля 26
3. ...За то, так говорит Господь Бог: вот Я на тебя. Тир, и подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои.
4. И разобьют стены Тира и разрушат башни его; и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою.
7. Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я приведу против Тира от севера Навуходоносора, царя Вавилонского, царя царей, с конями и с колесницами, и со всадниками, и с войском и с многочисленным народом.
8. Дочерей твоих на земле он побьет мечем и устроит против тебя осадные башни, и насыплет против тебя вал и поставит против тебя щиты...
11 И разграбят богатство твое и расхитят товары твои, и разрушат стены твои, и разобьют красивые домы твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду.
14. И сделаю тебя голою скалою, будешь местом для расстилания сетей: не будешь вновь построен, ибо Я, Господь, сказал это, говорит Господь Бог.
21. Ужасом сделаю тебя, и не будет тебя, и будут искать тебя, но уже не найдут тебя вовеки, говорит Господь Бог.

Предсказания

1. Навуходоносор разрушит расположенный на континенте город Тир (26:8).
2. Войной на Тир пойдут многие народы (26:3).
3. Город станет плоской, голой скалой (26:4).
4. На месте, где был город, рыбаки будут расстилать сети (26:5).
5. Остатки города будут сброшены в воду (26:12).
6. Тир никогда не будет вновь отстроен (26:14).
7. Его уже никогда не отыщут (26:21).


Исполнение
Как заметил светский историк, "гнев Иезекииля, в особенности в стихе 27:27, показывает, насколько значителен был древний Тир в глазах пророка, и насколько разнообразной и богатой была торговля этого города".

Навуходоносор
Навуходоносор начал осаду Тира через три года после пророчества. Британская энциклопедия отмечает, что "после тринадцатилетней осады (с 585 по 573 г. до Р.Х.) Навуходоносором II Тир пошел на уступки и признал власть Вавилона. В 538 г. до Р.Х. вместе с остальной Финикией этот город перешел под власть Персии, где правила династия Ахеменидов".
Когда Навуходоносор ворвался в город, он нашел его почти пустым. Большинство населения на корабле переправилось на остров, лежавший примерно в километре от берега, и основало там новый укрепленный город. Старый Тир был разрушен в 573 г. (предсказание 1), однако Тир на острове оставался могущественным городом в течение еще нескольких веков.

Александр Македонский

"В ходе своей войны с Персией, - пишет Британская энциклопедия, - Александр III, разбив Дария III в битве при Иссе (333г. до Р.Х.), двинулся на юг к Египту, призывая финикийские города открыть ему свои ворота. Общий замысел Александра состоял в том, чтобы прекратить использование этих городов персидским флотом. Граждане Тира отказались сдаться, и тогда Александр осадил этот город. Не имея флота, он разрушил старый Тир, располагавшийся на континенте, а из его обломков соорудил дамбу шириной в 60 м через пролив, разделявший старый и новый город. На дальнем конце дамбы он воздвиг башни и военные машины" (Предсказание 5).
Древний историк Курций писал, что при сооружении дамбы использовался лес с горы Ливанской (для балок), а землю и камни брали из старого Тира (Предсказание 5).
Из трудов греческого историка Арриана мы подробно узнаем о том, как совершалось нелегкое дело завоевания Тира. Этот город был частично расположен на континенте, а частью - на острове, где располагалась исключительно сильная крепость. Взяв континентальный город, Навуходоносор обошел островную часть Тира. Александр же, как повествует Арриан, намеревался взять целиком весь город. Предприятие было трудное. Остров был целиком окружен прочными стенами, достигающими самой береговой полосы. Жители Тира, как и враги Александра - персы под предводительством Дария, контролировали море, однако этот греческий военачальник решил построить искусственную косу, которая достигла бы крепости. Вначале работа продвигалась успешно, но по мере строительства дамбы росла глубина моря, а жители Тира совершали все более частые вылазки против нападавших. Из-за своих высоких стен они могли причинить значительный вред наступавшим, в особенности если вспомнить, что последние были подготовлены скорее к работе, чем к войне, и носили не доспехи, а обычную рабочую одежду. Вылазки жителей Тира на строящуюся дамбу серьезно замедляли ее сооружение. Чтобы противодействовать осаждаемым, Александр построил на дамбе две сторожевые башни с солдатами.
После этого жители Тира предприняли весьма успешный налет на дамбу. Они подожгли сторожевые башни с помощью специальных кораблей и высадили многочисленный десант, изгнав с дамбы греков, к причинив ей максимальный ущерб, на какой были способны. Далее Арриан пишет о морских сражениях. Понимая, что ему необходимы корабли, Александр потребовал их у завоеванных городов и областей. Флот его был таким образом создан; около 80 кораблей поставили Сидон, Арад и Библос, 10 - Родос, 3 - Соли и Маллос, 10 - Ликия, один большой корабль - Македония, и 120 - Кипр (Предсказание2).
С таким мощным флотом завоевание Тира Александром с помощью земляной дамбы стало лишь вопросом времени. Несмотря на помехи со стороны Дария, противника Александра, дамба в конце концов была построена, стены города разрушены и сам он разорен.
"Широкая дамба. - пишет Филипп Майерс, - соединяющая берег с островом, сохранилась до сих пор. Когда после семимесячной осады город был взят, восемь тысяч жителей было убито, а тридцать тысяч - проданы в рабство".
Немудрено, что жители Тира вызвали такую ненависть греков. Защитники города использовали все доступные методы - в том числе и не самые благовидные. "Оборона Тира и его полное падение перед греческими завоевателями - весьма печальное событие", - считает Джон К.Бек.
Вот интересная цитата из учебника истории, написанного светским ученым Филиппом Майерсом:
"Александр Македонский превратил Тир в развалины (332 г. до Р.Х.). Город в известной степени оправился от этого удара, однако никогда уже не занимал того места в мире, что раньше. Большая часть того места, где лежал этот некогда великий город, теперь похожа на голую скалу (Предсказание 3) - место, где рыбаки, до сих пор многочисленные в тех краях, расстилают для просушки свои сети" (Предсказание 4).
Джон Бек пишет о падении Тира в исторической перспективе: "История Тира не прекратилась после завоевания его Александром. Его вновь отстраивали и вновь осаждали до тех пор, пока, наконец, спустя шестнадцать веков. Тир не был разрушен окончательно и бесповоротно".

Антигон

"Возвращаясь с победоносных войн в Вавилонии, - пишет Нина Джидеджиан, - Антигон легко покорял финикийские города, пока не натолкнулся на упорное сопротивление Тира. Прошло восемнадцать лет со времени завоевания этого города Александром, и он успел стремительно возродиться... Для покорения Тира Антигону потребовалось провести пятнадцатимесячную осаду".
Простая арифметика показывает, что эти события происходили в 314 г. до Р.Х. Согласно Международной стандартной библейской энциклопедии, царь Птолемей II (Филадельф) правил с 285 по 247 г. до Р.Х.
Джидеджиан продолжает:
"Когда Птолемей Филадельф построил Береникейскую гавань на Красном море, проложил дорогу с селениями и колодцами к Коптосу и заново открыл канал, связывающий Пелузийский рукав Нила с Суэцким заливом. Тиру был нанесен роковой удар. Суда, принадлежавшие Тиру, раньше плавали от Красного моря и Индийского океана через порт Элот к Риноколуре в Финикии через Петру, а затем - к различным портам
Средиземноморья. Теперь моряки плыли через канал к Александрии, куда и направлялось все богатство, которое в былые времена приходило в Тир".
Исследовательница приводит рассказ персидского путешественника Насира-и-Хусрав, посетившего Тир в 1047 г. от Р.Х. "Город свой они построили на скале, в море, таким образом, что городская управа расположена на континенте, на участке протяженностью около ста метров, остальная же часть возвышается прямо из воды. Стены сооружены из тесаного камня, швы прослоены смолою, чтобы сквозь них не проникла вода. Площадь города достигает тысячи квадратных аршин, караван-сараи его построены в пять-шесть этажей, возвышаясь друг над другом. В городе много фонтанов, базары его чистые, и богатство велико. Этот город Тир вообще знаменит среди сирийских портов своим богатством и могуществом. У городских ворот воздвигнут Машхад, храм, посвященный мученикам, где можно увидеть великое множество ковров, висячих украшений, ламп и светильников золотых и серебряных. Сам город стоит на возвышении. Вода в него приходит с горы, по акведуку, доходящему до городских ворот".

Мусульмане

Поскольку город был в свое время взят мусульманами, за него сражались и крестоносцы, в конце концов захватившие остров. Во время крестовых походов он служил важным опорным пунктом, но все же был отбит мусульманами. Вот как описывает это историк Жозеф Мишо:
"Взяв и разрушив Птолемаиду, султан направил одного из своих эмиров с отрядом войск, чтобы завоевать Тир, и город, охваченный ужасом, без сопротивления открыл свои ворота... Эти города, не давшие никакой помощи Птолемаиде в решительной схватке, полагали, что находятся под защитой перемирия. Но население их было перебито, рассеяно, продано в рабство: ярость мусульман распространялась даже на камни этих городов, и казалось, что они стремятся уничтожить саму землю, по которой ступали христиане. Их дома, храмы, памятники, их хозяйство и все, составляющее гордость христиан, - все это было истреблено вместе с жителями с помощью огня и меча" (Предсказание 6).
"В 690(1291) году город был снова взят мусульманами одновременное Акрой и другими приморскими городами. Разрушенный, он до сего дня лежит в развалинах", - писал арабский историк Абулфиела в 1321 г.
Лестранж цитирует другого арабского историка, Ибн Батуту, который в 1355 г. посетил развалины Тира. "В поговорку вошло могущество этого города, который с трех сторон омывало море. Ныне от древних стен и порта остались лишь развалины, и сохранилась от старых дней цепь, перегораживающая устье порта" (Предсказание 6).
Плиний Старший, которого мы цитируем по Нине Джидеджиан, подводит следующий итог:"Тир... некогда знаменитый, какмать городов Лептиса, Утики, Карфагена, великого соперника Рима в борьбе за мировое господство, а также Кадиса, основанного за пределами обжитого мира; но все богатство и слава Тира состоит ныне в лангустах да пурпурной краске, добываемой из ракушек" (Предсказание 7).

Нынешнее положение Тира

Нина Джидеджиан описывает сегодняшний Тир (ныне Сур): "Этот порт используется и в наши дни. Здесь становятся на якорь малые рыбачьи лодки. В фундаменте бывшего города видны гранитные колонны римского времени, которые были использованы для укрепления стен, построенных крестоносцами. Порт превратился в рыбацкую гавань и место, где рыбаки сушат свои сети".
"Как предсказал пророк. Тир должен был превратиться в место для сушки рыбачьих сетей, - пишет другой исследователь. - Сегодняшний Сур - городок, построенный на побережье на некотором расстоянии от древнего. На месте же старого Тира теперь стоит рыбацкая деревушка, что является не опровержением, но окончательным исполнением пророчества. Тир, царь морей, ремесленный и коммерческий центр мира на протяжении веков, погиб, чтобы никогда больше не возродиться. Рыбаки, расстилающие свои сети на скалах, некогда служивших основанием древнего города, последнее звено в цепи пророчеств Иезекииля, сделанных двадцать пять веков тому назад" (Предсказание 4).
Нина Джидеджиан в своей замечательной книге пишет в заключение, что "камни Тира можно обнаружить в таких отдаленных местах, как Акра и Бейрут. И все же свидетельства его великого прошлого весьма многочисленны. Недавние археологические раскопки обнаружили несколько последовательных слоев этого гордого финикийского порта... Великий древний город Тир покоится под слоями накопившихся развалин. Над землей были найдены лишь остатки акведука, несколько разбросанных по всей территории колонн, да руины христианской часовни... Заглянув в воду, можно увидеть массивные гранитные колонны и каменные блоки, раскиданные по морскому дну. До недавнего времени над уровнем земли почти не было никаких развалин Тира".

Конкретное исполнение пророчеств

Такова история древнего города Тира. Посмотрим, как она соотносится с конкретными предсказаниями Иезекииля.
1. Навуходоносор действительно разрушил старый (континентальный) город Тир.
2. На Тир пошли войной многие народы.
"Особенность волн - то, что они идут одна за другой, оказывая разрушительное действие за счет последовательных непрерывных ударов, - замечает Джон Бек. - Пророчества Иезекииля, таким образом, следует понимать как предсказание целого ряда завоеваний на протяжении длительного периода времени.
В свете такого истолкования легко раскрывается содержание ст. 4-6. Прежде всего, "и разобьют стены Тира, и разрушат башни его" (завоевание Навуходоносором). Затем "и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою" (осада Александром Македонским). И, наконец, "будет он на расхищение народам" (история вслед за осадой Александра Македонского)".
3. Александр Македонский, строя срою дамбу для осады островной крепости, разрушил старый Тир, превратив его в "голую скалу".
4. Расстилание рыбачьих сетей на месте старого Тира неоднократно отмечалось исследователями, включая светских ученых и историков. "Бледно-бирюзовые рыбачьи сети сушились на берегу..." - пишет о поездке в Тир Нина Нелсон.
"Вряд ли лежит на своем месте хотя бы один камень древнего Тира, - писал Ганс-Вольф Ракль, - каки предсказывал пророк. Тир превратился в место, где рыбаки сушат свои сети".
5. Строя свою дамбу, Александр сбросил в воду то, что оставалось от города.
"Пророчество Иезекииля, касавшееся "камней, дерев и земли" Тира, которые "бросят в воду", - пишет Джозеф фри, - исполнилось в точности, когда саперы Александра Македонского строили осадную дамбу, используя в качестве материала обломки древнего Тира, расположенного на материке, и укладывая их в воде".
Нина Нелсон в своем "Путеводителе по Ливану" отмечает, что "руины древнего Тира уникальны, потому что лежат в самом сердце моря".
6. Город Тир никогда не будет отстроен заново.
"Не будешь вновь построен", - предсказывал пророк. В своей книге "Основы христианской веры" Флойд Хамилтон подчеркивает, что другие города не раз отстраивались заново после завоеваний. "Иерусалим был не однажды разрушен, но всякий раз подымался из руин. Ничто не указывало на то, что именно город Тир восстановлен не будет. И однако двадцать пять столетий назад еврейский пророк в своем вавилонском изгнании заглянул по велению Господа в будущее и начертал слова "и не будешь вновь отстроен". Прозвучал глас Божий, и древний Тир доныне пребывает голой скалой, брошенной человеком! Любому, кто хочет узнать местоположение бывшего города, покажут на участок побережья, где не сохранилось ни единого участка развалин. Город исчез с лица земли и никогда не был восстановлен".
На месте древнего Тира находится Реселайн, обильный источник пресной воды, несомненно в свое время питавший древний город. Этот источник до сих пор находится там же, и столь же обилен, однако воды из него стекают в море. По измерениям специалистов, сток пресной воды достигает около 37 млн. литров в день. Этого количества достаточно для снабжения даже крупного современного города - и тем не менее Тир никогда не был заново отстроен, иными словами, пророчество Иезекииля не нарушено уже более 2500 лет.
7. Город уже никогда не отыщут.
Большинство комментаторов сходятся на том, что реальное местоположение разрушенного Тира установить уже невозможно. Вероятно, более точно можно истолковать эти слова в том смысле, что люди будут искать не место, где располагался Тир, но возвращения городу былого богатства и славы. Трудно поверить в невозможность отыскания руин города, который некогда занимал целый остров и был окружен стенами, спускавшимися до самой воды.
Кое-кто до сих пор не принимает исполнение пророчества о том, что Тир никогда не будет отстроен заново, - ведь на его месте располагается рыбачья деревушка. Существование деревушки отрицать невозможно, но не стоит на этом основании отрицать само пророчество. Действительно, если вспомнить его целиком, мы обнаружим, что Тир должен превратиться в место для растилания рыбачьих сетей, что и произошло. Для расстилания сетей нужны хозяева этих сетей, то есть рыбаки. Им, в свою очередь, необходимо где-то жить, и если они расстилают сети на месте древнего города, согласно пророчеству, то вряд ли они станут строить свою деревню в 10 километрах от него - жить они будут там, где расположены их сети.
Когда в 1291 году Тир был разрушен, он погиб и уже никогда не был заново отстроен. Поселение, возникшее на его месте, напоминало древний Тир не больше, чем, скажем, город Сиэттл или Владивосток.
"Я посетила Сур летним днем, - вспоминает Нина Нелсон. - Город был сонным, спокойствие царило над гаванью. Бледно-бирюзовые рыбачьи сети сушились на берегу".
Ганс-Вольф Ракль в "Подводной археологии" отмечает, что "вряд ли лежит на своем месте хотя бы один камень древнего Тира... Поселенцы, появившиеся после разрушения города, использовали его руины для строительства собственных хижин. Как и предсказывал пророк. Тир превратился в место для сушки рыбачьих сетей".
В книге "Путешествия по Ливану" Филипп Уард признает, что "С тех пор (1261) земледелие и рыболовство, два занятия людей мирных и скромных, впервые превратили Тир в захолустный уголок".
В своем статистическом анализе Питер Стоунер использует семь предсказаний Иезекииля, шесть из которых совпадают с приведенными в этой главе (1-6). "Если предсказания Иезекииля в свое время были сделаны на основе человеческой мудрости, - пишет исследователь, - то вероятность осуществления всех семи пророчеств составляла бы один шанс на 75 миллионов. Тем не менее, все они сбылись вплоть до малейших подробностей".

 НИНЕВИЯ
Следующие две группы пророчеств следует рассматривать более или менее совместно, так как они весьма сходны друг с другом. Ниневия и Вавилон были двумя главнейшими городами древности. Как вы убедитесь ниже, оба они обладали невероятным могуществом, огромным населением, оба являлись центрами военных империй и отличались крайней военной агрессивностью. И, однако, на вершине их могущества и влияния против обоих городов, окруженных неприступными стенами, прозвучали пророчества обреченности - и вскоре они пали. Ниневия держалась всего три месяца, а Вавилон был взят без боя.
Вначале рассмотрим пример Ниневии, греховной столицы Ассирийской империи. Пророк Наум, посланный проповедовать раскаяние и не услышанный ниневиицами, изрек волю Господа об этом городе.

Писания

(661-612 г. до Р.Х.)
Наум
1:8 Но всепотопляющим наводнением Разрушит до основания Ниневию, И врагов Его постигнет мрак.
1:10 ...Ибо сплетшиеся между собою как терновник
И упившиеся как пьяницы, Они пожраны будут совершенно,
Как сухая солома.
2:6 Речные ворота отворяются,
И дворец разрушается.
3:10 Но и он переселен, пошел в плен;
Даже и младенцы его разбиты
На перекрестках всех улиц,
А о знатных его бросали жребий,
И все вельможи его окованы цепями.
3:13 Вот, и народ твой - как женщины у тебя:
Врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей,
Огонь пожрет запоры твои.
3:19 Нет врачества для раны твоей, Болезненна язва твоя.
Все, услышавшие весть о тебе,
Будут рукоплескать о тебе:
Ибо на кого не простиралась Беспрестанно злоба твоя?

Предсказания и их объяснение

1. Ниневия будет разрушена в состоянии опьянения (Наум 1:10).
2. Разрушение "всепотопляющим наводнением" (Наум. 1:8; 2:6).
3. Сожжение (Наум 3:13).
4. Город будет навсегда покинут жителями и останется опустошенным ("Нет врачества для раны твоей") (Наум 3:19).

Датировка

"Наиболее ранние и поздние даты книги Наума, - пишет Джордж Э.Майсингер, - можно установить с помощью самого пророка. Самая ранняя дата определяется в стихе 3:8, где пророк пишет о завоевании Ноамона (Фив), как о свершившемся событии. Из ассирийских летописей можно узнать, что Ашшурбанипал захватил Фивы в 663 г. до Р.Х... Что до самой поздней даты, то она становится ясна из контекста книги Наума, поскольку падение Ниневии для него является будущим событием. Вавилонские хроники, хранящиеся в Британском музее в Лондоне, определяют год падения Ниневии как 612 г. до Р.Х."

Некоторые исторические сведения о Ниневии

Реки вокруг Ниневии, как будет показано ниже, сыграли важную роль в истории города.
"Сеннахирим, дед Ашшурбанипала, - пишет Уолтер А. Мэр, - жаловался на то, что эта река не только неоднократно на протяжении веков выходила из берегов, но и подмывала фундаменты некоторых дворцов, из-за чего они, по всей видимости, и разрушились. В дни его правления река представляла собой такую угрозу, что царю пришлось изменить ее русло, устранив некоторые излучины, чтобы облегчить течение. Он также укрепил основание храма могучими известняковыми балками, чтобы фундамент его не ослаблялся в половодье".
Ниневия обладала внушительными оборонными укреплениями. О них пишет древний историк Диодор и Международная стандартная библейская энциклопедия. Ниневия обладала:
- самыми крупными размерами среди городов древности,
- внутренней стеной 30-метровой высоты (как десятиэтажный дом) и 15-метровой толщины. По такой стене свободно проезжало три колесницы в ряд, а современных автомобилей по ней могло бы проехать 6-7. В стене было 15 ворот. Воздвигнутые на ней башни достигали 60 метров в высоту (как двадцатиэтажный дом).
- крепостным рвом шириной в 45 метров. Окружность Ниневии составляла более 10 километров. "Врагу, нападавшему с востока, со стороны, наиболее уязвимой для города, - пишет историк Ниневии и Вавилона Остен Х.Лейард, - приходилось первым делом штурмовать огромную стену, защищенную к тому же отдельно стоящими фортами. После этого ему предстояло, чтобы взять город, преодолеть два рва и внутреннюю стену, которая по размерам мало уступала внешней.
(Согласно данным Рича, расстояние от внутренней окружности стены до внутренней поверхности первой стены составляло 602 метра. Добавив
к этой цифре ширину внешней стены, получим о коло 660 метров - такова была ширина полосы укреплений вокруг Ниневии.)
Сохранившиеся развалины этих укреплений практически подтверждают сведения Диодора Сицилийского, который писал, что стены достигают 30 метров в высоту, и что по ним может проехать три колесницы в ряд. Это заставляет думать, что древние историки, описывая крепостные валы вокруг Ниневии, ограничивались лишь теми укреплениями, которые окружали отдельные кварталы или царский дворец, как и в случае Вавилона. В то время как внутренние стены строились из камня и кирпичей, наружные, видимо, состояли попросту из грунта, гальки и обломков камня, получившихся при выкапывании рвов;
которые ценой огромных усилий прокладывались в скальной породе".

История

Наш рассказ об истории Ниневии будет опираться на магистерскую диссертацию Джорджа Майсингера, написанную в Даласской богословской семинарии. История эта' оставляет довольно жуткое впечатление.
"Вскоре началось возвышение Псамметиха, египетского фараона, выступавшего против Ассирийского владычества, и надеждам Ассирии в Египте был положен конец. Земли, принадлежавшие Эламитам, были потеряны еще до смерти Ашшурбанипала. В свое время они были не слишком значительным приобретением, но их потеря указала на то, что колесо фортуны стало вращаться против Ассирии. Наступал ее последний акт на исторической сцене. Одна из величайших загадок истории состоит в том, что Ассирия, в 663 г. до Р.Х. находившаяся на вершинах власти, всего за 51 гол погрузилась в забвение".
Несмотря на всю прочность стен Ниневии, Ассирия рушилась на глазах.
"Летом 614 г. до Р.Х., - продолжает Майсингер, - Киаксар выступил против самой Ниневии. Хотя в этом месте текст поврежден, из него ясно, что завоевателям не удалось взять стены города, и они атаковали более легкую добычу, захватив город Тарбис, расположенный в нескольких километрах к северо-западу от Ниневии. Затем Киаксар направился на юг и разграбил город Нимруд".
"Разумеется, - продолжает Майсингер, - недавние военные и внешнеполитические неудачи подорвали дух ассирийской армии. И тем не менее, одним этим невозможно объяснить, почему в 612 году произошло такое сокрушительное поражение Ассирии. Ужас ассирийцев не мог не быть следствием какого-то чрезвычайного события.
Превосходящей военной мощью противника тоже не объяснишь картины, нарисованной пророком Наумом. Даже если коалиция врагов Ассирии обладала всей передовой военной техникой своего времени, стратегическими познаниями и вооружениями, ей не удалось бы "с легкостью" преодолеть крепостные стены Ниневии. Тридцатиметровые стены с башнями, на которых стоят закаленные бойцы, стены, усиленные вдобавок крепостным рвом 45-метровой ширины, не преодолеть за каких-то три месяца.
Неумолимо надвигался конец Ассирийской империи. В последние годы Ашшурбанипала мидийцы и объединенные племена умман-манда, как пишет историк Холл, - быстро собирались... подобно стервятникам,
ожидавшим последних мгновений жизни своей жертвы. _ Эти стервятники накинулись на свою жертву в 612 г. до Р.Х. и полностью поглотили ее.
Три месяца - невероятно краткий срок для осады. Если вспомнить что осада Азота фараоном Псамметихом продолжалась, согласно Геродоту, 29 лет, и что Азот был куда меньшим городом, чем Ниневия становится поразительным, что Ниневия продержалась всего три месяца^ Однако произошло это в согласии с пророком Наумом, предсказавшим, что великий город падет, подобно спелым плодам смоковницы, если тряхнуть ветку (Наум 3:12)".
Перейдем теперь к другому источнику, к книге Глисона Арчера, комментирующей Ветхий Завет. "Предсказание Наума 2:6 отличается удивительной точностью, поскольку, по историческимданным, жизненно важная часть городской стены Ниневии была снесена наводнением, что и позволило осаждавшим войскам мидийцев и халдеев без труда пойти на штурм города" (Предсказание 2).
Описание драматических событий, сопутствовавших падению Ниневии, мы находим у Диодора Сицилийского.
Расположившись лагерем за пределами городских стен, царь ассирийский не догадывался о резком ухудшении своего военного положения. Прекрасно помня о своих былых победах над врагами, он потерял бдительность и присоединился к своим воинам, веселящимся подобно животным и предающимся пьянству (Предсказание 1). Об этом ослаблении ассирийской обороны стало известно Арбасу, предводителю напавшей армии, от дезертиров. Он замыслил предпринять ночную атаку. Войска Арбаса с большим успехом ворвались в расстроенный лагерь ассирийцев и заставили их бежать в город, нанеся им при этом большие потери. Эта битва, исход которой был предрешен пьянством и отсутствием дисциплины среди ассирийцев, стала преддверием битвы за сам город, т.е. осады. Понимая шаткость своего положения, вождь ассирийцев Сарданапал подготовился к обороне своего города и царства. В Ассирии было известно пророчество, гласившее: "Ни один враг никогда не возьмет Нимуса приступом, если только сама река раньше не станет врагом города". Сарданапал решил, что этого никогда не произойдет, и чувствовал себя в безопасности.
Враги ассирийцев, довольные своими первыми победами, все же не могли прорваться сквозь могучие городские стены. У жителей города были основательные запасы продовольствия, и город смог таким образом устоять против завоевателей на протяжении трех месяцев. По истечении этого срока, однако, река вышла из берегов в результате ливневых дождей, разрушила часть городской стены и затопила участок города. Охваченный ужасом царь решил, что сбылось древнее пророчество. В отчаянии он заперся вместе со своими богатствами, наложницами и т.д. в крыле своего дворца и поджег его (Предсказание 3). Узнав о проломе в стене, осаждавшие прорвались в город и захватили его. Арбас был провозглашен царем Ниневии.
Во многих районах Ниневии обнаруживаются большие количества пепла и золы, возникшие после разграбления города вавилонянами. скифами и мидийцами в 612 г. до Р.Х. После этого город утратил свое значение.
Остановимся теперь на нынешних временах.
"Всего столетие назад. - подчеркивает Джозеф Фри, - такие известные по Библии города, как Ниневия и многие другие, представляли
собой лишь бесформенные холмы, происхождение которых в некоторых случаях было забыто" (Предсказание 4).
Эдуард Чиера добавляет к этому такую мысль: "Если даже современному туристу, знакомому с множеством трудов по древним цивилизациям Вавилона и Ассирии, трудно в точности представить себе картины их прошлого, то понятно, что первые путешественники могли вновь и вновь пересекать эту местность, не подозревая о близости Вавилона и Ниневии. Даже те из путешественников, кто обладал научным складом ума, знал из Библии о существовании этих двух городов, а то и пытался их отыскать, не раз проходил над самыми их развалинами, не подозревая об этом" (Предсказание 4).
"В 612 г. до Р.Х., - пишет о разрушении Ниневии Меррилл Унгер, - этот роскошный древний город, столица Ассирийской империи, был, в согласии с предсказаниями древнееврейских пророков, стерт с лица земли. После этого он оставался легендой вплоть до открытия его развалин сэром Остеном Лейардом и другими исследователями в XIX веке. Древний городсейчас служит местом интенсивных археологических раскопок".
Находились критики, которые сомневались даже в историческом существовании Ниневии. "Бесценные останки этой неустрашимой империи, - пишет Майсингер, - находились в стороне от анналов мировой истории вплоть до XIX века. Сэр Генри Лейард, неутомимый пионер британской археологии, был первым, кто раскрыл загадки этого народа, столь долго хранившего от человечества свою тайну. Под археологической лопатой Лэйарда Ниневия немедленно начала раскрывать одну загадку за другой. В течение веков единственные сведения о самом существовании такой империи можно было почерпнуть из прямых и косвенных упоминаний в Писаниях. И поскольку не находилось археологических данных, способных "подтвердить" слова Библии, само существование ассирийцев стало подвергаться сомнению. Историк был озадачен, скептик насмехался над библейскими рассказами - вот каким полным было уничтожение Ассирии!"
Археологи стоят перед нелегкой задачей, указывает Меррилл Унгер. "Ниневия настолько огромна, что ее раскопки, возможно, никогда не завершатся. Над одним из древних дворцов стоит современная деревня. Над другими районами города находятся кладбища, которые нельзя потревожить. Чтобы добраться до ассирийских пластов почвы, археологам приходится преодолевать слой различных обломков толщиной в 10-15 метров".
О разрушении Ассирии увлекательно писал М.Маллаван. Его рассказ сходен с написанными о падении Ниневии. "Разграбление дворца Салманассара можно было живо представить по тому состоянию, в котором мы нашли тронный зал. Штукатурка на стенах ссохлась и пожелтела от огня, а затем покрылась копотью, проникшей даже в кирпичную кладку. Под действием жара южная стена наклонилась внутрь под опасным углом, а пол тронного зала оказался погребенным под полутораметровым слоем угля, золы и обгоревших предметов, в том числе многих сотен фрагментов изделий из слоновой кости, поверхность которых от огня посерела, почернела, а в некоторых случаях стала как бы отполированной. Этот мусор был перемешан со злаками - зернами проса, ячменя и пшеницы. Мне довелось видеть остатки многих древних пожаров - в халдейском Уре, в Ниневии, в Арпахии, в долинах Хабур и Бали. - но ни один из них не был таким образцом мстительного костра, куда с умыслом кидалось завоеванное; костра, копоть от которого до сих пор висела в воздухе, когда мы вели раскопки. После этой грандиозной катастрофы стены дворца частично обрушились в тронный зал, образовав трехметровый слой обломков кирпича-сырца.

Конкретные исполнения пророчеств

Пророчество напоминает о наводнении. "Три раза Наум предсказывает разрушение Ниневии наводнением (1:8: 2:6; 2:8). Это многократное подчеркивание события нельзя отмести из-за образного стиля речи, а выражения "речные ворота"; "всепотопляющее наводнение";
"пруд полный водою" нельзя принимать лишь как чисто поэтические образы" (Майер).
Майсингер пишет: "Как выяснилось, одному только нападению врагов нельзя приписать все разрушения, имевшие место в Ниневии. Следовательно, пришлось вернуться к гипотезе наводнения. Было представлено достаточно доказательств, - как считает автор этих строк,- чтобы сделать наводнение единственно верным объяснением. отвечающим всем деталям падения Ниневии. Вода разрушила часть оборонительных построений и дала возможность врагам ворваться в город и разграбить его."
Майер замечает, что "случившееся в Ниневии можно вполне рассматривать как исполнение пророчества Наума. Согласно историческим данным, город пал в месяце Ав. Именно на этот период приходится наибольшее выпадание осадков, поэтому вода в реке поднимается в это время (т.е. в апреле и марте, сойтветствующих месяцу Ав) до самого высокого уровня". месяцу Ав".
"Перу Диодора, - пишет Майсингер, - принадлежит самое известное античное повествование, цитирующее еще более раннего Ктезиаса. В нем говорится нам, что были сделаны многочисленные, но безуспешные попытки разрушить стены города, но в третьем году (отсчет, по-видимому, ведется от 614 года до Р.Х.. когда Киаксар предпринял неудавшуюся попытку пробить брешь в стенах Ниневии. Это не означает, что трехлетняя осада была непрерывной, т.к. "Вавилонская хроника" поясняет, что мидяне отсутствовали в Ассирии в 613 году, и что ассирийская армия вела наступление на вавилонскую в том же году) частые дивн" переполнили Евфрат, затопили часть города и разрушили городскую стену на длину в 20 стадий".
Джордж. Баджер считает, что "установленный факт наводнения является буквальным исполнением пророчества Наума (1:8: 2:6) и объясняет наличие пески и гальки в холмах Koyoonjuk (Койонюк) и Nimrud (Нимруд)".
Некоторые ученые считают, что Тигр не протекал вблизи древней Ниневии, т.е. находился в своем теперешнем географическом положении.
Ответом этим критикам может служить длинный список ученых, доказывающих, что в древности "Тигр протекал в непосредственной близости от города, с его западной стороны". Этот список приводится в работе Майера. В настоящее время уже мало кто оспаривает, что река в половодье вполне могла разрушить шлюзы и затопить город.
Вызвать наводнение мог не только Тигр. Существовало еще две возможности.
"Второй рекой, которая могла стать причиной "всепотопляющего наводнения", - пишет Майер, - мог быть Хоср... перегороженный двумя построенными в типично ассирийском стиле плотинами. Обе они, как считают ученые, были снабжены шлюзами (затворами) для регулирования стока. Как легко было бы осаждающей армии запрудить Хоср в районе плотины, закрыть шлюзы и лишить город питьевой воды (вода из Тигра для питья не годилась), а затем открыть затворы, чтобы масса накопившейся воды ринулась на город, разрушила шлюзы, затопили нижние районы города -и помогла сокрушить Ниневию! Даже по сей день в том месте, где предположительно находился шлюз Нинлил, река Хоср расширяется, напоминая нам о словах пророка: "Ниневия была... как пруд, полный водою".
Существовала и третья река, на которой можно было открыть затворы шлюзов или которая могла затопить город. Это река Тебилту. Ее название, происходящее от ассирийского глагола "табалу", т.е. "уносить", "отрывать", указывает на то, что она могла превращаться в бурный поток".
Вновь припомним пророчества Наума и их исполнение.
1. Ниневия погибла в состоянии опьянения.
"Своим успехом, - подчеркивает Рамм, - мидийцы были частично обязаны благодушию ниневийцев, которые решили, что враг навсегда оттеснен, и предались пьянству и веселью".
Можно с уверенностью считать также, что:
2. Ниневия была разрушена наводнением.
3. Ниневия была сожжена.
4. Город был полностью разрушен и заброшен.
"Здесь... - пишет Куби в своей книге "Дорога в Ниневию", - не сохранилось ни прекрасных колонн, ни резьбы по камню, ни разборчивых надписей... Здесь, в Междуречье, не было ни деревьев, ни цветущих лоз среди развалин, ни ручьев и акведуков... Эта жестокая земля была опустошенной даже весной... не было ни одного указания на то, что могло лежать под рукотворными холмами, внезапно поднимающимися среди плоской равнины. Лейарднеувидел там никаких очертаний зданий - да и были ли они? Почему-то он был уверен в их существовании. Считалось, что грандиозные здания и памятники, превратившие Ниневию в один из самых славных и поразительных городов мира, исчезли вместе с ее народом, не оставив, как и он, никакого следа. И все же, бродя по гигантским холмам, я исполнялся уверенности в том, что под ними скрываются какие-то останки древней столицы, и укреплялся в жажде начать раскопки".

ВАВИЛОН

Таинственный город Вавилон, столица древнего мира, центр Вавилонской империи, где процветали торговля, образование, культура и многое другое, также был предметом некоторых пророчеств.

Писания и датировка

(783-704 гг. до Р.Х.)
Исаия 13:
19. И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев,
Будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра.
20. Не заселится никогда,
И в роды родов не будет жителей в нем.
Не раскинет Аравитянин шатра своего,
И пастухи со стадами не будут отдыхать там.
21. Но будут обитать в нем звери пустыни,
И домы наполнятся филинами:
И страусы поселятся,
И косматые будут скакать там.
22. Шакалы будут выть в чертогах их, И гиены - в увеселительных домах.
Исаия 14:
1. Близко время его,
И не замедлят дни его.
Исаия 14:
23. И сделаю его владением ежей и болотом, И вымету его метлою истребительною, Говорит Господь Саваоф.-
(626-586 до Р.Х.)
Иеремия 51:
26. И не возьмут из тебя камнядля углов,
И камня для основания,
Но вечно будешь запустением,
Говорит Господь.
43. Города его сделались пустыми,
Землею сухою, степью,
Землею, где не живет ни один человек,
И где не проходит сын человеческий.

Предсказания

1. Вавилон будет подобен Содому и Гоморре (Ис. 13:19).
2. Никогда не будет вновь населен (Иер. 51:26; Ис. 13:20).
3. Арабы не будут разбивать там своих шатров (Ис. 13:20).
4. Там не будут пастись овцы (Ис. 13:20).
5. Звери пустыни населят развалины Вавилона (Ис. 13:21).
6. Камни Вавилона не будут использоваться для строительных работ (Иер. 51:26).
7. Мало кто будет посещать развалины (Иер. 51:43).
8. Вавилон будет покрыт болотами (Ис. 14:23).

Исторические данные

Согласно Британской энциклопедии, "вплоть до XIX века источником сведений об Ассирии и Вавилоне служили только Ветхий Завет да работы нескольких греческих авторов. История и культура этих двух стран стали известны лишь после открытия древних памятников и письменных документов, в особенности когда было расшифровано клинописное письмо и языки ассирийцев и вавилонян" (Предсказания 1, 2).
Вавилон был богатым городом. "Уже задолго до того, как Вавилон обогнал свою соперницу Ниневию, - пишет Остин Лейард, - он был знаменит размахом и важностью торговли. Он занимал самое выгодное положение для того, чтобы вести торговлю со всеми районами известного в ту эпоху мира. Город стоял на судоходной реке, которая... на одном из своих участков приближалась всего на полтораста километров к Средиземному морю, а впадала в Индийский океан. Параллельно этой великой реке существовала другая, почти такая же важная. Тигр... протекал через плодородные области Ассирии и доставлял их разнообразные товары в вавилонские города. Требовалось не так уж много усилий и предприимчивости, чтобы превратить Вавилон не только в столицу Востока, но и в главный центр торговых связей между Востоком и Западом".
Вавилон был также городом весьма оживленным. Как пишет Джозеф Фри, "археологи обнаружили в Вавилоне надписи, рассказывающие об интенсивном городском строительстве во времена Навуходоносора. Так называемая "надпись восточно-индийского дома", хранящаяся в Британском музее, состоит из шести столбиков вавилонского письма, сообщающих нам о грандиозных строительных работах, предпринятых Навуходоносором для роста и украшения города".
Эти работы начались при царе Набополассаре, отце Навуходоносора. "В конце VII - начале VI века до Р.Х., - пишет Чарльз Файнберг в своей книге "Пророчества Иеэекииля", - Набополассар и его сын... перестроили этот город, развалины которого сохранились до наших дней; именно в это время Вавилон достиг вершины своей славы".
Город был окружен болотами. "Древние авторы сходятся на том, - пишет Лейард, - что Евфрат, делил город на две части. Главные из сохранившихся развалин лежат к востоку от реки. К западу от Евфрата развалины немногочисленны. Они находятся в основном между Хиллой и Бирс-Нимрудом. На некоторых участках равнины не сохранилось вообще никаких руин. Объяснение, вероятно, заключается в следующем. Евфрат доныне то и дело изменяет свое русло и теряется в болотах к западу от первоначального русла. С древних времен, очевидно, низменности на запад от реки подвергались постоянным наводнениям. Согласно преданию, Семирамида построила набережную для предотвращения наводнений, а одна из цариц, правивших после нее, использовала разливы реки для того, чтобы наполнить водой гигантское озеро, выкопанное за городскими стенами. Арриан упоминает также, что западная часть города лежала среди болот, служивших ей защитой. Эти гигантские топи существовали за счет влаги из Евфрата".
В "Международной стандартной библейской энциклопедии", а также у Геродота мы находим некоторые сведения о поразительных размерах Вавилона и его укреплений.
Площадь Вавилона составляла около 500 кв. км, длина его сторон - около 22 км.
Периметр города - около 90 км. Город был окружен рвом шириной в 9 метров и двойными стенами.
Внешняя стена имела около 100 м в высоту и 25 м в ширину. По ней могло проехать в ряд 8 колесниц (или 11 современных автомобилей). Во внешней стене было 100 ворот, сделанных из литой бронзы. Петли и запоры также были бронзовыми. Над внешней стеной на 30 метров возвышались 250 сторожевых башен.
(Следует заметить, что многие ученые полагают оценки Геродота несколько завышенными, и считают, что реальные размеры Вавилона были более скромными.)
Падение Вавилона Великого описано у Геродота и, в еще больших подробностях, у Ксенофона.
Осадив Вавилон, персы увидели, что им явно не удастся взять штурмом гигантские стены или разрушить ворота города. В лагерь к ним явились два вавилонских перебежчика, Гобрий и Гадат. Тогда же Хрисант, советник царя Кира, заметил, что река Евфрат протекает прямо под мощными стенами, и что ее русло достаточно широко и глубоко для прохода армии. Кир повелел своим воинам выкопать огромные канавы, а двум перебежчикам - составить план нападения на Вавилон изнутри его стен. Покуда персы строили каналы, чтобы отвести реку от ее русла, вавилоняне продолжали потешаться над своими врагами из-за крепостных стен. Они начали празднества в честь своих богов, на которых отмечали победу над персами, не понимая, что Кир уже отвел реку Евфрат от ее русла под стенами города и как раз в этот момент входил в Вавилон со своими войсками. Можно сказать, что город был взят без боя благодаря двум перебежчикам и опьянению жителей Вавилона. (См. также Ис. 21:5,44:27; Иер. 51:36.0 гибели Валтасара см. Ис. 14:18-20, Иер. 51:57).
В "Библейском словаре Унгера" мы читаем, что с момента мирной сдачи Вавилона Великого 13 октября 539 г. до Р.Х. "начался упадок города. Ксеркс разграбил его. Александр Македонский думал о восстановлении его грандиозного храма, но проект оказался слишком разорительным. При властителях, пришедших на смену Александру, Вавилон и его окрестности начали стремительно разрушаться и вскоре превратились в пустыню" (Предсказание 1).
(Согласно "Международной стандартной библейской энциклопедии" царь Ксеркс правил с 485 по 465 г. до Р.Х.)
Смерть Александра Македонского была прискорбным событием. "Его военачальники, - пишет Джеральд А.Лару, - тут же начали бороться за обладание различными областями его империи. Политические междоусобицы, сражения и мародерство со стороны армий, принадлежавших соперничавшим сторонам, вконец разорили Вавилон. Город переходил из рук в руки, покуда, наконец, не оказался под властью Селевкидов. К тому времени он был уже так разрушен, что восстановить его обошлось бы так же дорого, как построить новый. Селевкиды остановились на втором решении. В шестидесяти километрах к северу от Вавилона, на реке Тигр, был воздвигнут город Селевкия, куда мало-помалу и переместилась вся деловая и торговая жизнь Вавилона".
"Город, - продолжает Лару, - умирал медленной смертью. При императоре Августе (27 г. до Р.Х.-14 г. по Р.Х.) его посетил историк Страбон, заметивший, что великий город превратился в пустыню.
В 116 г. в Вавилоне побывал император Траян, сражавшийся в то время с парфянами. Согласно Диону Кассию, он не обнаружил там ничего, кроме курганов и легенд о курганах.
В 363 г. император Юлиан вел войну с Сасанидами, правителями Персии. Во время одного из походов он разрушил стены Вавилона, которые ранее были частично восстановлены персами, использовавшими огороженное пространство в качестве охотничьего заповедника" (Предсказание 5).
Примерно в 80 км к югу от современного Багдада лежат покинутые, занесенные песком развалины гордого Вавилона (Предсказания 1, 2).
Судьба Вавилона поражает современных ученых. "Какой контраст между уровнем древней цивилизации и нынешним запустением! - восклицает, в согласии с предсказанием 1, известный археолог Керман Килпрект. - Дикие звери, кабаны, гиены, шакалы и волки, иной раздаже львы - вот кто населяет теперь заросли близ Вавилона" (Предсказание 5).
Раскопки на месте древнего Вавилона требуют невероятных затрат труда.
Известный археолог Роберт Колдуэй, автор книги "Вавилонские раскопки", писал, что "стены города, например, которые в других древних городах обычно насчитывают в ширину метра три, в крайнем случае 6-7 метров, в Вавилоне обладают толщиной от 17 до 22 метров. Если холмы на месте раскопок обычно достигают в высоту от 2 до 6 метров, то в Вавилоне нам пришлось иметь дело с курганами по 12-24 метра в высоту. Руины Вавилона столь же огромны, как сам этот город во время его существования".
"Немецким археологам, - пишет Вернер Келлер в своей книге "Библия как историческая книга", - пришлось убрать более 35 тысяч кубометров обломков, чтобы обнажить часть храма Мардука на Евфрате, заново отстроенного при Навуходоносоре. Вместе со вспомогательными строениями этот храм располагался на участке размерами примерно 450 на 540 метров. Напротив храма высился зиккурат, святилище Мардука в виде башни".
Размеры, приводимые Келлером, соответствуют площади в 30 футбольных полей - 6 футбольных полей в длину и 5 в ширину.

Конкретное исполнение пророчеств

Выжеизложенная история Вавилона уже дала нам не которые примеры конкретного исполнения библейских предсказаний. Вавилон, действительно, был разрушен и стал "как Содом и Гоморра". Обратите внимание, что это предсказание (1) не говорит о том, что Вавилон погибнет так же, как эти два города, останавливаясь лишь на его судьбе после разрушения.
Остин Лейард дает живую картину современного ему Вавилона, сравнивает его с Содомом и Гоморрой, а также вспоминает другие пророчества. "Место, где стоял Вавилон, стало голой и страшной пустыней. С редких деревьев взмывают в небо совы, и зловонный шакал скулит на заброшенной борозде. Истинно, настал для Вавилона день исполнения пророчества. Краса царства, гордость халдеев стал подобием Содома и Гоморры. В нем обитают звери пустыни, дома наполнились
филинами, косматые существа скачут по окрестностям. Воют шакалы в покинутых домах, и змеи гнездятся в дворцах" (Ис. 13:19-22).
"В кустарниках вокруг Вавилона, - добавляет Лейард, - можно встретить стаи серых сов, достигающие ста или более птиц".
Современные путешественники и археологи почти неизменно говорят о диких зверях вокруг развалин Вавилона.
"По рассказам путешественников, - пишет Флойд Гамильтон, - в городе не живут даже бедуины. Различные суеверия не позволяют арабам разбивать там своих шатров; кроме того, на почве вокруг Вавилона не растет трав, пригодных для выпаса овец".
"Вокруг Вавилона нет ни одного овечьего пастбища", - указывает Стоунер.
Вот некоторые отрывки из письма, написанного Эдвардом Чиерой из мест, где стоял Вавилон:
"Солнце только что село, и пурпурное небо улыбается, не думая о заброшенности этих краев...
Мертвый город! Я бывал в Помпеях и Остре, но те города были не мертвы, лишь временно покинуты. В них слышен лепет жизни, и сама она цветет в их окрестностях...
Смерть - единственная реальность здешних мест...
Хотел бы я знать причину всего этого запустения. Почему цветущий город, столица империи, должен был полностью исчезнуть? Или просто исполнилось пророчество о превращении дивного храма в обиталище шакалов?"
"Уханье сов и завывания львов до сих пор слышны в окрестностях Вавилона", - пишет Нора Куби.
Она пишет также, что рабочие, нанятые археологом Лэйардом, "отказались разбить свои палатки близ покинутых руин Вавилона. Тайна и ужас. казалось, висели над осыпающимися кучами кирпичей и песка..."
Говоря о предсказании 6, гласящем, что "камни Вавилона не будут использоваться при строительстве", Питер Стоунер указывает, что "кирпичи и другие строительные материалы из развалин Вавидона применялись при строительстве окрестных городов, однако камни, те самые, что были ценой значительных затрат привезены в Вавилон из дальних мест. не использовались никогда, и остались на своих местах".
Разобраться в исполнении пророчества 6 не так просто. Во-первых, пророчество Иеремии 51:26 не говорит о том, кто именно "не возьмет" камня для углов и камня для основания. Если речь идет о завоевателях, то, действительно, в случае завоевателя Вавилона царя Кира Персидского, пророчество исполняется, как мы убедились выше. Однако кирпичи из Вавилона можно обнаружить в других городах. Как это объснить? Здесь стоит задаться таким вопросом: можно ли считать кирпич "камнем"? Или Иеремия буквально имел в виду камни, которые использовались для закладки фундаментов? Более вероятно, видимо, второе.
Мало кто будет посещать эти развалины, гласит предсказание 7. Стоунер отмечает в связи с этим, что, в отличие от большинства других древних городов, Вавилон до сих пор лежит в стороне от популярных туристических маршрутов, и посещают его мало.
Согласно предсказанию 8. город будет покрыт болотами. И действительно, пишет "Британская энциклопедия", "значительная часть города до сих пор не обнаружена, поскольку скрывается под толстым слоем ила. Что же до Вавилона Хаммурапи, то от него остались лишь незначительные следы, а сам он ныне скрывается под водой".
"Значительная часть территории под древним Вавилоном уже несколько лет представляет собой одно гигантское болото, - указывает Лейард. - Речные набережные, за которыми никто не следил, разрушились, и воды затопили окрестные земли" (Ис. 21:1).
"Ни одна былинка не произрастает из этой почвы, словно отравленной смертельным ядом, - пишет Нора Куби о затопленной части Вавилона, - и тростниковые топи, окружающие развалины города, источают испарения лихорадки... Лейард, - продолжает она, -увидел перед собой малярийные болота, которые арабы называли "водяной пустыней"... После падения Города великие инженерные сооружения Вавилона пришли в упадок, оросительные каналы засорились, и реки вышли из берегов".

Вероятность случайного исполнения пророчеств

Итак, исполнились все восемь приведенных нами пророчеств. Флоид Гамильтон приглашает читателя "обратить внимание на разницу между пророчествами о Египте и о Вавилоне. Вавилонскому народу было суждено исчезнуть, египетскому - продолжать играть важную роль в древнем мире, что и произошло. Как вышло так, что оба эти маловероятных события случились в точности согласно пророчествам, а не наоборот?"
Любопытное замечание делает Келлер. "Вавилон был не только торговым, но и религиозным центром. Об этом свидетельствует одна древняя надпись, гласящая, что "В общей сложности есть в Вавилоне 53 храма верховных богов, 55 храмов Мардука, 300 молелен для земных богов, 600 - для небесных богов, 180 алтарей богини Иштар, 180 - богов Нергала и Адада, и 12 алтарей, посвященных различным другим божествам".
В древнем мире было немало центров религиозного поклонения, таких, например, как Фивы и Мемфис, Вавилон, Ниневия и Иерусалим. Языческие божества, которые, согласно верившим в них, были столь же могущественны, как Яхве, в конце концов стали терять популярность, в особенности после рождения Иисуса. В то же время Яхве никогда не соглашался, чтобы его даже рассматривали рядом с языческими богами, более того, проклинал те города, где им поклонялись. Конечно, одно дело - проклятия, другое - исторические судьбы городов. Какой из городов, перечисленных выше, сохранился до наших дней?
Питер Стоунер оценивает вероятность случайного исполнения пророчеств 1-7, перемножая соответствующие вероятности для каждого предсказания: "1/10 (разрушение Вавилона) х 1/100 (никогда не будет вновь населен) х 1 / 200 (арабы не будут разбивать там своих шатров) х 1 /4 (отсутствие овечьих пастбищ) х 1/5 (дикие звери будут обитать в развалинах) х 1 /100 (камни не будут использоваться при строительстве других зданий) х 1 /10 (люди не будут проходить мимо останков города). Это приводит нас к вероятности, составляющей один шанс из пяти миллиардов."
Рассматривая пророчества о Вавилоне и Ниневии как связанные друг с другом, следует сделать два небольших замечания. Первое касается городских укреплений. Даже во времена Первой мировой войны укрепления, подобные вавилонским и ниневийским, могли бы полностью
остановить целую армию. Городские стены потеряли свое оборонительное значение лишь с изобретением самолетов и разработкой мощной артиллерии. Еще раз вспомним, какие это были оборонительные сооружения:
Вавилон: площадь около 500 кв. км была окружена кольцевым рвом и двойными стенами высотой в 30-этажное здание и толщиной в 25 м. По таким стенам могло бы проехать в ряд одиннадцать современных автомобилей. Стены были снабжены 100 воротами из литой бронзы, а внутри города лежало достаточно земли для обработки.
Ниневия: ров вокруг города достигал 45 м в ширину, стенные башни - высоты 20-этажного здания. Высота стен составляла 30 м, ширина -15м. По таким стенам могло проехать в ряд три боевых колесницы или 6 автомобилей.
Из этого следует простой вывод. Нет на свете достаточно высоких или толстых стен, нет таких глубоких крепостных рвов и нет таких надежных укреплений, которые помешали бы Господу осуществить Его суд. Человеку не спрятаться от Бога ни за крепостными стенами, ни за атеистическими измышлениями.
Второе наблюдение касается вероятности падения этих двух городов. Хотя между Ниневией и Вавилоном и имелось некоторое сходство, были между ними и различия, как между двумя любыми городами современности, скажем, Нью-Йорком и Лос-Анджелесом (или Москвой и Хабаровском). И если сегодня задать кому-то вопрос о том, какой из этих двух городов сохранится, а какой погибнет, то отвечающий скажет, что либо не погибнет ни один из них, либо погибнет один, а другой сохранится. Вряд ли ответом будет предсказание о гибели обоих городов. Полное опустошение древнего Вавилона и Ниневии - настолько же поразительно, как полное разрушение одновременно Нью-Йорка и Лос-Анджелеса в наши дни. И все же оба они медленно погибли - и ни когда не возродились.

Заключение

Приведем отрывок, достойно завершающий данный раздел книги. Он представляет собой фрагменты из письма, опубликованного в прологе к книге "Они писали на глине: вавилонские таблички говорят сегодня", написанной Эдвардом Чиерой. Археолог писал своей жене с раскопок Киша, древнего города по соседству с Вавилоном (12 км на восток). В письме содержатся его личные впечатления от этой работы:
"В этот вечер я совершал свое обычное паломничество к кургану, скрывающему древний храм-башню... При взгляде снизу она казалась не такой высокой, как можно ожидать. Разве Вавилонская башня в свое время не стремилась достичь самого неба? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит взойти на башню. Она и впрямь не такая уж высокая, не выше 150 метров, но с вершины ее открывается вид на бесконечную плоскую равнину - вид воистину безграничный... Развалины Вавилона - недалеко. Повсюду вокруг башни рассыпаны небольшие кучи земли - это все, что осталось от Киша, одного из древнейших городов Месопотамии.
...На месте обширной системы каналов, которые в древности орошали всю эту землю водой из Евфрата, остались разбросанные во всех направлениях земляные горки. Даже Евфрат, изменив свое русло, оставил эти края...
Мертвый город! Я бывал в Помпеях, бывал в Остии, бродил по пустым коридорам Палатина. Но те города были не мертвыми, всего лишь временно оставленными. Там разносился гул жизни, и сама она цвела вокруг. Эти города были шагом в развитии цивилизации, получившей от них свою долю и ныне продолжающей существовать на их глазах.
А здесь - настоящее царство смерти. Нет ни одной колонны или арки, которые говорили бы нам о постоянстве человеческих трудов. Все обрушилось, все превратилось в прах. Сама храмовая башня, грандиознейшее из древних сооружений, полностью потеряла свою первоначальную форму. Где теперь ее семь ярусов? Где огромная лестница, которая вела к вершине? Где храм, венчавший ее? Перед нами лишь груда земли - все, что осталось от миллионов ее кирпичей. На самой вершине сохранились следы стен, но и они потеряли всякую форму - время и забвение завершили свой труд над ними.
У меня под ногами - норы, вырытые лисами и шакалами. Ночью они крадутся из своих убежищ на трудные поиски пропитания. Их силуэты вырисовываются на фоне неба. Нынешним вечером они, видимо, чувствуют мое присутствие и прячутся. Наверное, они удивлены приходом чужого человека, нарушающего их спокойствие. Весь курган усыпан белыми костями, напоминающими об их охоте.
...Ничто не нарушает мертвой тишины...
И вдруг раздается вой шакала - полукрик, полуугроза. Все псы в арабской деревне сразу подхватывают этот вызов, и несколько мгновений лай и вой нарушают окрестное спокойствие...
...И все же что-то привораживает меня к этим местам. Хотел бы я знать причину всего этого запустения. Почему должен был погибнуть цветущий город, столица целой империи? Что превратило прекрасный храм в обиталище шакалов? Проклятие пророка? Погиб ли этот город за грехи своих жителей? Или роковая участь человечества состоит в том, что все цивилизации должны погибнуть по достижении своего расцвета? И что же делаем здесь мы, те, кто пытается вырвать у прошлого его тайны, если и наши дела, быть может, станут предметом поисков грядущих поколений?"


Продолжение следует…


Рецензии
Исследования исполнившихся библейских пророчеств
укрепляет веру в исполнение грядущих пророчеств:

Псалтирь 36:9
ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.

Псалтирь 36:11
А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

Псалтирь 36:22
ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся.

Псалтирь 36:29
Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.

Св. Евангелие от Матфея 5:5
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Значит не все праведники идут на небо
чтобы царствовать со Христом,
если есть небесные цари,
будут и земные подданные:

"... открыв нам тайну Своей воли
по Своему благоволению,
которое Он прежде положил в Нем,
в устроении полноты времен,
дабы все небесное и земное
соединить под главою Христом".

(Послание к Ефесянам 1:9-10)

"Есть у Меня и другие овцы,
которые не сего двора,
и тех надлежит Мне привести:
и они услышат голос Мой,
и будет одно стадо и один Пастырь".
(Иоанна 10:16)

О чем и молим:

Св. Евангелие от Матфея 6:10:
"...да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;..."

Виталий Мельник   22.08.2020 10:22     Заявить о нарушении
Укрепляет! Молим. Насчет царей и подданных - не написано о подданных, написано о царях. А кто будет подданными - мы не знаем, Бог не открыл этого. Доживем - посмотрим :)
Сердечно благодарю за отыв, Виталий.

Виктория Борисова 2   22.08.2020 13:52   Заявить о нарушении
Еще сколько Бог воскресит.
Как Иисус сказал:

"Не дивитесь сему; ибо наступает время,
в которое все, находящиеся в гробах,
услышат глас Сына Божия...

(Иоанна 5:28)

Благодарен Богу что дает нам взаимопонимание
на основе Писаний!

Виталий Мельник   22.08.2020 22:16   Заявить о нарушении