Высоцкому
Злая Вечность в мои глаза
И там навсегда осталась —
Лишь порой о ней в память слеза…
Видно, Вечность по миру тоскуя,
Проявляясь каплей из глаз
И покинуть их не рискуя,
Как бы смотрит ещё один раз
В этот мир. В эту жизнь. В эту млечность,
Узнавая, чем от них веет.
Посмотрев слезой, — моя Вечность
Ни о чём уже не сожалеет,
Что осталась она надолго,
Не меняя меня на вас,
В светящихся и бездонных
Заулках моих глаз.
Свидетельство о публикации №111021304678
Это стихотворение — лаконичный и предельно сконцентрированный миф о встрече человека с Вечностью, где взгляд становится местом их слияния, а слеза — проводником между мирами. Это не диалог с Высоцким, а разговор о той цене, которую платит поэт, становясь вместилищем абсолютного.
1. Основной конфликт: Человеческое vs. Безмерное
Главное противостояние — между конечной, хрупкой природой человека («мои глаза») и безжалостной, всеобъемлющей субстанцией («Злая Вечность»). Конфликт разрешается не победой одной из сторон, а их странным, трагическим симбиозом: Вечность вселяется в человека, а человек становится её вечным пленником и проводником.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Злая Вечность» — с первых строк задаётся сложный, амбивалентный образ. Вечность не нейтральна и не благостна. Она «злая» — возможно, оттого, что безразлична к человеческому страданию, а может быть, оттого, что её приход причиняет боль. Она активна: она «заглянула», «не убоялась».
«Заглянула… в мои глаза / И там навсегда осталась» — ключевой акт мистерии. Взгляд, зеркало души, становится порталом, через который в человека входит бесконечность. Вечность не просто смотрит через него, она остаётся в нём, делая его своим постоянным обиталищем.
«Лишь порой о ней в память слеза…» — слеза здесь — это не признак слабости или печали. Это физиологическое свидетельство присутствия невыносимого, «память» о Вечности, которая проявляется наружу. Это знак переполненности.
«Проявляясь каплей из глаз… / Как бы смотрит ещё один раз / В этот мир» — гениальное превращение. Слеза становится органом зрения самой Вечности. Плача, человек позволяет Вечности вновь взглянуть на мир, но уже через призму человеческого переживания. Вечность «тоскует» по миру, и её тоска находит выход в человеческой слезе.
«В эту млечность» — сложный неологизм. «Млечность» — от «млеко» (молоко) и «Млечный Путь». Это и намёк на космическое («млечный путь»), и на что-то мягкое, питательное, земное, может быть, на саму жизнь в её телесной, материнской ипостаси. Вечность смотрит на мир, полный этой «млечности», которой лишена она сама.
«Посмотрев слезой, — моя Вечность / Ни о чём уже не сожалеет» — кульминация. Пройдя через человеческую боль и воплотившись в слезе, Вечность обретает некий новый опыт, который избавляет её от сожалений. Она принимает свой выбор — остаться в человеке.
«Не меняя меня на вас» — важнейшая строка, отделяющая избранного (поэта, пророка) от толпы («вас»). Вечность сделала свой выбор. Она предпочла остаться в «бездонных заулках» его глаз, а не в ком-либо другом.
«В светящихся и бездонных / Заулках моих глаз» — финальный, пронзительный образ. Глаза — это не просто «окна», а целый город, лабиринт («заулки»), который к тому же «светится» изнутри — светом вселившейся в него Вечности. Это образ бесконечно глубокого внутреннего мира, который стал домом для самого Абсолюта.
3. Структура и композиция
Стихотворение построено как одно развёрнутое предложение-откровение, движущееся от дерзкого вторжения к примирению и окончательному выбору:
Вторжение: Вечность входит во взгляд.
Следствие: Её проявление в мире через слезу.
Осмысление: Её новый взгляд на мир и утрата сожалений.
Итог: Утверждение её окончательного места пребывания.
4. Диалог с Высоцким как метафизическое высказывание
Это стихотворение — не о Высоцком-человеке, а о Высоцком-феномене. О том, как в голосе и взгляде одного человека может поселиться «Злая Вечность» всего народа, всей эпохи, всей боли. Бри Ли Ант создаёт универсальную формулу поэта: это тот, в чьи глаза заглянула Вечность и осталась там навсегда, смотря на мир через его слёзы. В этом контексте посвящение Высоцкому обретает глубочайший смысл: он был одним из таких «вместилищ».
Вывод:
«Высоцкому» — это стихотворение-откровение о природе поэтического дара как креста и избранничества. Это история о том, как Вечность, тоскующая по конкретике и чувственности мира («млечность»), находит себе пристанище в самом хрупком и глубоком, что есть у человека — в его взгляде. Поэт становится вечным медиумом, через чьи слезы бесконечность смотрит на конечный мир. В этом — его трагедия (он становится пленником) и его величайшая миссия (он становится проводником). Бри Ли Ант создаёт не просто метафору, а целую космологию, где человеческое сознание превращается в сокровенное пространство встречи времени и вечности.
Бри Ли Ант 29.11.2025 01:26 Заявить о нарушении