Развитие личности под крышей наличности

Может быть так, что человек вопиет о духе – не проникнувшись духом, о котором вопиет. Глаголет о душе, которой в себе не имеет, хотя и предполагает. Декламирует - с придыханием чувства, которого отнюдь не испытывает.
Но есть и оборотная сторона этого феномена: личность, более-менее одухотворённая, одушевлённая, наделённая естественной способностью и потребностью говорить с неподдельным, искренним придыханием, всё чаще и тщательней камуфлирует и фортифицирует эти похвальные качества разительной, язвительной, агрессивной иронией, сарказмом, цинизмом, зубоскальством, ёрничеством, паясничаньем. Всё настойчивей эта тональность, эта стилистика становится господствующим пафосом художественной литературы, повествования, стихосложения и драмы. Нельзя не заметить сегодня натужного юмора нашего эфира, нашей сцены, нашей печати и нашей литературы.
Натуга – от желания любой ценой рассмешить и раскошелить платёжеспособного обывателя. Но, помимо этого мотива, обнаруживается и второй: стремление подкупить и растрогать зеваку имитацией пафоса, одухотворённости и фальшивого воодушевления.  Потенциальный потребитель этой УСЛУГИ тут – госаппарат, корпорация, отдельный чрезвычайно идеологизированный гражданин. Последний, как правило, - политический параллелепипед, для которого всё параллельно: нрав, мораль, доктрина, идеология. Перпендикулярна только жизнь, которая всегда мешает и препятствует благополучному существованию. Таких в прежние времена называли «идейными» - иронически: «Ты чё – идейный што ли? Да он же у нас идейный!»
Почему? Потому что параллелепипед ведёт себя не человечески, а геометрически. И предпочитает симметрию. В крайнем случае - красивую асимметрию. А не всякая красота способна спасти мир. Пресловутые роскошные плечи Элен могут ослепить и даже одухотворить Пьера, но не способны сделать то же с самОй обладательницей...


Рецензии