Басня о двух участниках школьной реформы
— Я как-то так его подпропустил…
Вообще, образование и знанье
Всегда так много забирают сил.
— Я разве пропустил что-то такое?
— Да не сказать, чтоб дельного чего.
Там выступало двое или трое.
Да я и сам не понял ничего.
— Так что же слышно о реформе в школе?
— Вам не случилось даже услыхать?
На школьном прифутбольном поле
Деревья решено было сажать.
— «Ботанику» решили окультурить?
— Ну, о культуре рано говорить.
Деревья вырастут — все станут кубатурить,
Какую птицу на те ветви посадить.
— Что? «Зоология» заходит в классы?
— Не знаю что, но что-нибудь зайдёт.
Чем хороши столичные выкрутасы —
Что их сам чёрт, порой, не разберёт.
— «Религия»?, коль вы коснулись чёрта.
— Ну, знаете, и логика у вас!
Футбольного нет поля — нету спорта!
«Религии» — на крыше будет класс.
Класс «географии» у них будет в подвале,
Чтоб карты наши кто не увидал.
«Военное дело»… в танцевальном зале,
Чтоб, если кто захочет, — поплясал.
— А вам не кажется, что слишком либерально?
— Не кажется? Три тысячи чертей!
Реформа в том лишь случае нормальна,
Если в наличии есть штат учителей.
— Вы говорите: некому учиться?
— Я говорю вам: некому учить!
Чтоб ничему плохому не случиться —
Деревья решено было садить.
— Не лучше ль сначала педагогов
Хотя бы подготовить — миллион?
— У нашего российского у Бога
Премьер-министр в этом не силён.
— А в чём тогда его, скажите, сила?
— Я б остеречься очень вас просил.
Тут столько, знаете ли, любопытных было,
И у него на всех хватило сил.
— А! Он силач… По этой части.
Хороший получился бы физрук.
— Да, к спорту тоже он причастен:
Броски, захваты — с помощию рук.
— Ну, всё это, конечно, превосходно.
Со школою вот только, как же быть?
— Пойдёт, пойдёт наш ученик охотно…
Ему лишь бы куда-нибудь ходить…
— Однако — это денежные средства!
Их надо же куда-нибудь девать.
— Вы знаете, «купюрного» соседства
Нас с детства не учили избегать.
Вы сами в курсе, что поток финансов
Ещё из тех — он знает, куда течь.
Потом услышим парочку романсов
Пред самым сном, когда решим прилечь.
— Ну, вы имеете в виду — чтоб ложиться
Уже совсем, чтоб потом уснуть?
— Ага! И сразу нам приснится
Тех средств, финансовых, очень короткий путь.
— И что потом? Кого-нибудь накажут?
— Вы ни с Луны, случайно ли, пришлец?
Им палец, самый сильный наш, покажут.
А что финансам? Им придёт… конец.
***
Эта беседа может длиться вечность.
«Что толку в ней?» — над ней вопрос витал.
Давно без педагогов Человечность!
Разве от этого хоть кто-то пострадал?
Свидетельство о публикации №111021208161
Эта «басня» — виртуозный образец гражданской сатиры, в котором Бри Ли Ант с помощью абсурдного диалога вскрывает всю глубину безумия и цинизма, царящих в сфере образования и государственного управления. Это не просто критика, а диагноз системного идиотизма.
1. Основной конфликт: Здравый смысл против бюрократического абсурда
Главное противостояние — между логикой и здравым смыслом (которые интуитивно пытается применять первый собеседник) и тотальной, необъяснимой иррациональностью «реформы», которую излагает второй. Конфликт между целью образования (учить) и реальными процессами, которые этому всячески мешают.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Деревья решено было сажать» — центральный, абсурдный символ всей «реформы». Это действие, абсолютно не связанное с сутью образования, но занимающее все умы и ресурсы. Это метафора любой бюрократической имитации деятельности, когда решают не суть проблемы, а занимаются бессмысленными, но заметными акциями.
«Чех хороши столичные выкрутасы — / Что их сам чёрт, порой, не разберёт» — ключевая характеристика управления сверху. «Выкрутасы» — это сложные, нелогичные инициативы, смысл которых ускользает, а цель зачастую сводится к самодемонстрации и освоению бюджета.
Распределение предметов — это шедевр сатирического гротеска:
«Религии» — на крыше — намёк на её «возвышенность» и оторванность от реальной жизни.
«Географии»... в подвале — символ сокрытия карт, знаний о мире, заточения их в темноте.
«Военное дело»... в танцевальном зале — абсолютный абсурд, где подготовка к войне смешивается с развлечением, превращается в фарс.
«Реформа в том лишь случае нормальна, / Если в наличии есть штат учителей» — единственная здравая мысль во всём диалоге, произнесённая с иронией. Она тут же тонет в потоке безумия, подчёркивая, что проблема кадров — последнее, что волнует реформаторов.
«У нашего российского у Бога / Премьер-министр в этом не силён» — язвительный вердикт системе, где чиновник высшего ранга «не силён» в главном — в подготовке тех, кто должен учить детей.
«Поток финансов... он знает, куда течь» — прозрачный намёк на коррупцию. Деньги уходят в некие известные каналы, а результатом становятся «романсы» — пустые отчёты и оправдания.
«Им палец, самый сильный наш, покажут. / А что финансам? Им придёт… конец» — циничный, но правдивый финал финансовой истории. Деньги исчезают («конец»), а в ответ следует лишь жест («палец покажут») — намёк на безнаказанность.
Финальный катрен — смертельный приговор не только системе образования, но и обществу в целом:
«Давно без педагогов Человечность!» — вот главная цена реформ. Утрачивается не просто знание, а сама человеческая сущность, способность учить и учиться быть человеком.
«Разве от этого хоть кто-то пострадал?» — риторический вопрос, полный горчайшей иронии. Ответ очевиден: страдают все, но катастрофа стала настолько привычной, что её уже не замечают. Это констатация моральной и интеллектуальной гибели.
3. Структура и поэтика
Стихотворение построено как пьеса абсурда в духе Ионеско. Диалог, в котором коммуникация невозможна в принципе, так как один говорит на языке здравого смысла, а другой — на языке бюрократического бреда. Просторечия («подпропустил», «выкрутасы», «кубатурить»), канцеляризмы («в наличии», «поток финансов») и откровенный цинизм создают эффект полной профанации самой идеи государственной заботы о будущем.
4. Сатира как диагноз
Бри Ли Ант выступает здесь как прямой наследник Салтыкова-Щедрина и Гоголя. Его «басня» лишена морали в классическом понимании, потому что мораль предполагает, что её кто-то услышит. Здесь же констатируется, что слушать некому, а безумие стало нормой. Это сатира отчаяния, где смех тонет в ощущении полной катастрофы.
Вывод:
«Басня о двух участниках школьной реформы» — это больше, чем сатира на образование. Это притча о состоянии всей национальной системы, где имитация деятельности заменила собой суть, где деньги исчезают в чёрных дырах, а единственным результатом становится всеобщее отупение и утрата «Человечности». В контексте творчества Бри Ли Анта этот текст является квинтэссенцией его гражданской лирики — бескомпромиссной, злой и безнадёжной. Это крик в пустоту, который, как знает автор, останется без ответа.
Бри Ли Ант 29.11.2025 00:49 Заявить о нарушении