Итоги января. Владимир Берязев

Главный редактор литературно-художественного журнала "СИБИРСКИЕ ОГНИ"

http://beryazev.livejournal.com/



ДМИТРИЙ ХОЛОСТОЙ. «в тумане»

http://www.stihi.ru/2010/12/13/6875 отборочный тур БЛК

Привлекает ткачество автора, он плетёт, вяжет, нанизывает приметы
туманного мира, но делает это не абы как, а нагнетая ощущение
потерянности и утраты ориентиров. Это позволяет сместить временные
рамки, размывает саму временную основу, открывая как бы проход в
прошлое, в глубину историческую — со всеми трагедиями и муками
сопряжённую.

Вместе с тем, подлинность достигается как раз точностью и
реалистичностью деталей: "болотный сухостой за косогором,
промокший ельник медуницей пьян" или "в тумане местность сжата до предела,
до полушага, кашля за спиной", в последнем образе особенно отчётливо
передаётся тревога и зыбкая неверность туманного мира, в котором звук
приобретает резонансный и пугающий оттенок.

В последних двух строфах очень органично из воздуха, пахнущего
войной, возникают лица старух, словно лики на почерневших досках уже
не существующей церкви. Чудо возможно, чудо ожидаемо. Автор как бы
предчувствует его в вороньем грае "у новых колоколен". И финальный
аккорд "туманы набрели..." обнаруживает мастерство и композиционное
чутьё автора.


 АННА КОРСАКОВА. «Рыба - письмо»

http://stihi.ru/2010/12/27/4973 отборочный тур БЛК

Литературные аллюзии и сочинения на тему и по мотивам известных всем
  текстов, дело распространённое и для многих соблазнительное. Удачи
  на этом поприще редки, но случаются.
  Пример такой удачи у меня перед глазами. Автору удалось выхватить из
  текста Андерсена ту необыкновенную деталь и как бы присвоить,
  ассимилировать её в ткани своего стихотворения. Это удалось
  превосходно. "Вспухают письмена..."
  И впрямь — на чём писали письма в стародавние сказочные времена? На
  пергаменте, на берёсте, на ткани. А тут на рыбьей коже!
  Треска... Да ещё и сушёная!
  Что может быть символичнее для изображения женской тоски и
  одиночества?
  Хорошо — острие земной оси, пронзающее сушёных и живых. Льдинки на
  вспоротой коже трески. В иных строках присутствует некая
  легковесность или необязательность.
  Но, в целом, написано на подъёме, с изяществом и верной кодой в
  финальной строфе.


АЛЕКСАНДР СПАРБЕР. «Черёмуха в стакане»

http://www.stihi.ru/2008/07/10/4001 отборочный тур БЛК

Безукоризненность и точность интонации — есть наипервейший признак
мастерства. Для художников это — колористическая гамма, цветовое решение
полотна, для нашего брата-стихотворца это сочетание прежде всего звука
и ритма, то есть фонетико-ритмический окрас пиесы в сопряжении с
образно-смысловыми ходами.
Именно интонационная точность заставляет вслушаться и вглядеться в
стихотворение Александра Спарбера. Сочетание солнечного утра
и похмельного героя, сумеречного состояния сознания и женщины, моющей
окно (что, в общем, банально), — подано столь как бы прозаически и
неброско, но с той степенью достоверности, что невольно попадаешь
внутрь сюжета. Что самое поразительное, в срединной строфе возникают
реминисценции из живописи — " смуглые мелькающие руки, подоткнутый подол, стекло, вода,
и солнечные зайчики", а потом и из почти Чехова "как будто к ней пришли на водопой
ручные белки, зяблики и лисы". Отсюда глубина, драматургия и
лиричность, извлечённая, в общем, из пустяшной ситуации житейской.
Прощаю автору рискованные оголтелые лучи (освещённые облака и впрямь
смотрятся оголёнными телами), претенциозное ярило на синем троне и
вовсе приблизительное "её оконце" — были окна, большое окно, в котором дева
стоит.
В целом — хорошо.


СЕРГЕЙ КУДАЕВ. «Как стыло и ветрено в первые сроки зимы…»

http://www.stihi.ru/2010/12/02/7948 отборочный тур БЛК(квота Александра Петрушкина)

Жанр пейзажной лирики по всему видать — неисчерпаем.
Искусно встраивая внутреннюю рифму "ветрено-неуверенно" в первые две
строки стихотворения, автор добивается того самого первого снежного
касания зимнего пера до ещё неостывшей земли. А уж обозы снегов.
которые тянут по небу сомы-облака — это просто замечательная по своей
красоте и точности метафора, как, в прочем, и жёлтые письма на
лиственной почте, которые, увы, закончились.
Во второй строфе всё хорошо, особенно с воздухом, изменившим вкус и
корочками лужиц, но, вот именно "но", противопоставления не вытекает
из общего строя и смысла строфы. А можно поискать. Поставь точку после
"лужиц" и не потребуется противительный союз "но", лишь эпитет с
дополнительным слогом.
К последней строфе у меня никаких претензий нет, она превосходна.
особенно транзитные снега и лирический герой, уносимый снегопадом и
уподобившийся лодке без днища и весел. Талантливо.


ГЕОРГИЙ ЯРОПОЛЬСКИЙ, "Пейзаж"

http://stihi.ru/2010/10/25/269 номинатор Ирина Зиновьевна
 
Лаконично и смело написано. Но возникает вопрос: что это — в духе
соцреализма картина торжества прогресса? Нет, думаю, к индустриальной
живописи этот лирический этюд отношения не имеет.
Здесь конфликт метафизических сил и состояний, который лишь
персонифицируется в образах современной действительности.
Вздымание подвального праха-суглинка при помощи хтонических железных
чудовищ, точными и мощными мазками переданная энергия преображения, в
которой нерушимая цикличность вечно молодого мира — "связь ветра,
влаги, праха и огня" — вот суть происходящего в пределах этого
небольшого стихотворения.
И гармонизирующий финал с очень яркой и предельно живописной строкой,
где "густея, сваркой" грезит воздух и, уже умиротворённо и расслабленно, в траве
свернулся ржавый трос.
Хорошая работа.


МЕЛЬКОР, "долина кинокефалов"

http://www.stihi.ru/2010/11/16/8527 номинатор Выход из-под контроля

Повеселил.
Сам по себе забавный и удачный пример-опыт соединения современных
сказок-фэнтази-звёздных войн с архаическими практиками виртуальных
путешествий в Нижний (в данном случае) Мир по корням Мирового Древа.
Сам опыт не нов, высочайший уровень такого обращения к древним эпосам
продемонстрировал недавно Сергей Стратановский в своей книге
"Оживление бубна". Но в рассматриевом примере важна игровая
ироническая составляющая со всеми этими техническими прибамбасами.
Есть и момент острой социальной сатиры в главке про кинокефалов.
Однако подлинную новизну и торжество лирики демонстрирует 3-я главка.
Здесь всё на месте — и чукчанская лексика, и стирание из памяти кодов
доступа, и, самое главное, тундра, ветер и олени у горизонта.

Однако не могу не указать и на неточности. Как профессионально
владеющий варганом-комусом замечу: инструмент не зажимают, а прижимают
к зубам. 2-е — в рукавицах, тем более тяжёлых, никакое камлание
невозможно (тем более с использованием варгана). Комично выглядит и
солома (в тундре?) + отравленный дым. Троекратный вдох сам по себе
хорош, но уж больно напрямую отсылает к пушкинскому Балде: "С первого
щелчка прыгнул поп до потолка..." и т.д.


ЧУДОВ-ПЕРЬЕВ, "РЕПКА",

http://stihi.ru/2006/05/05-1109 номинатор Алексей Григорьев

Пародия тоже может быть фактом поэзии.
Поэтому строчки "К небесам и светилам стремясь изумрудной ботвою,/в
черноземе Руси легендарная репка растет" вне зависимости от
сентиментально-романтического первоисточника выглядят вполне
самостоятельно.
Далее жанр иронической баллады вполне выдержан, тому способствуют и
просторечия, и молодёжный слэнг, и брутальная лексика, и обыгрыш
затёртых песенных строк путём сталкивания их с иными смыслами — так
вослед за внучкой, Жучкой и кошкой маячат орёл и форель золотая, а
"притяжение земли, притяжение полей" оказывается сильнее коллективной
силы, читай колхоза. Плюс изящная рифмовка "забодала-Дао".
Дальнейшие и завершающие две строфы, к сожалению, слабее по причине
некоторой неряшливости и в инструментовке, и в рифме. Но в целом с
задаче автор справился, вещь получилась живая, воспользуясь лексикой
сочинителя скажем так: "вставляет"!


ХИЛИНА КАЙЗЕР, «для В. П»

http://stihi.ru/2010/05/13/4306 номинатор Евгений Петропавловский

Я бы всё-таки озаглавил стихотворениее, добавив ещё одну прописную — "для ВПП".

  Тогда текст наполняется массой социально-сатирических аллюзий,
  которые, конечно, и так в нём присутствуют, но не столь
  проявленно, нежели под сенью этих букв...
  Написано чисто, свободно, с полным владением лирической интонацией и
  лирическим сюжетом, когда образы в необходимом порядке
  разворачиваются, обнажая картину рефлектирующей и страдающей души,
  и приводят читателя к кульминации и развязке — мучительной и
  сострадательной. Не обращаешь внимания на отсутствие пунктуации (которое в массе
  своей, признаюсь, раздражает, видимо, возраст).
  Здесь есть живая материя жизни в трагическом преломлении
  несовершенства её и стремительности потока времени.
  Но самое главное, здесь есть любовь.

  P.S. — единственно, я бы заменил "пеной" на "пенно", это и рифмовку
  улучшает, и звуковой строй, и семантику сдвигает от
  бритвенно-жиллетной в облачную и прибойно-морскую...


ИВАН ЗЕЛЕНЦОВ, "Идиллия"

http://stihi.ru/2006/09/14-1824 номинатор Андрей Сафронов

У меня только одна претензия к этому поистине замечательному
стихотворению: не надо было называть имён в конце.
Это приземляет. Это факт высокой (!) поэзии снижает до факта чудесного спасения
демонической пары.
Конечно, это эффектно, это производит впечатление!
Но есть масса способов дать понять о чём идёт речь, не впадая в
конкретику, тогда символ остаётся символом.
А написано свободно, просто, в здравом уме и твёрдой памяти, написано
мастерски, очень хороший уровень владения словом.
Но на месте анекдота могло бы быть обобщение.


ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ. «В полночь на окраине мира ефрейтор Иван Палама»

http://stihi.ru/2010/06/11/332 отборочный тур БЛК

Сразу оговорюсь, что я ровно ничего не понимаю в сути происходящего
внутри этого странного стихотворения.

Однако всё, что там происходит, деется по своим особым законам, а вся эта чудаковатая
механика работает — и вполне успешно.
Какими нитями ефрейтор Ваня связан с исихастом святым Григорием
Паламой и ежиком "с дырочкой в правом боку" из милой советской
песенки? Я не знаю. Но-таки связан.
Могу предположить, что солдату в казарме или на больничной койке очень
даже может привидеться эротическая аэробика с Джейн Фондой, а дальше и
весь бред с ранеными мастодонтами и сгоревшими бензовозами...
Конечно, тут можно видеть кроличьи уши компьютерной игрушки из
известного фильма про бегущую Лолу.
Тем не менее, мне думается что вещица вполне самостоятельная,
трогательно ироничная и сострадательная по отношению к бедному Ване.
Судьба солдата достойна сочувствия, пусть даже и в такой замороченной
форме.
Но как редактору и читателю мне бы хотелось больше прозрачности...


Рецензии
понравился разбор эксперта
очень дельно детально мудро и без выпячивания

даже захотелось ближе познакомиться уже и с собственным творчеством берязева

спасибо за плотность и лёгкость контента

Лес Густой   20.02.2011 14:06     Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.