Раб глупеет от величия

Раб глупеет от величия,
коль хозяин ротозей.
Чем глупее – тем обидчивей,
чем обидчивей – тем злей.

Пусть «начальник» величается,
блеск  одежды дорогой,
но изжить не получается
подлой сущности рабой.

Можно много денег быстро дать,
можно лоб разбить, прося.
Благородство нужно выстрадать,
а купить его нельзя.

Вовсе не голубокровые,
тот убит, а этот – зек.
Золотые души-головы
серебрили прошлый век.

Возврати нам память, Господи,
чтоб смогли в лицо узнать,
разночинцев русских россыпи,
Духом призванную знать.


Рецензии
"Духом призванную знать" - да, нам об этом все старшие классы на литературе говорили - я иногда появлялась на уроках.

Что нет нелепицы такой,
Ни эпиграммы площадной,
На чердаке вралём рождённой
И светской чернью ободрённой

/"Евгений Онегин"/

Раб глупеет от величия,
коль хозяин ротозей.

Забавно, Вы верите, что хозяин - извне - мог бы действовать на пользу рабу? Наверняка только во вред, озлобляя, зайдите в любой храм чтобы в этом убедиться. Там, какие-то, учения, концепции, в храме мол можно достигнуть смирения... "Но мысль мертва, радость моя, а жизнь жива": из непосредственного опыта знаем, что храм действует во вред, а не на пользу...

"чем глупее - тем обидчивей" - спорно.

Я бы, пожалуй, исключила из этого уравнения "обидчивей", возможно, "чем глупее - тем злей". Злость раба не наносит урона хозяину, напротив, она работает на руку хозяину: до тех пор, пока раб находится в известной хозяину психологической, эмоциональной системе координат - власть хозяина над рабом не может быть поколеблена, ну разве уж хозяин законченный идиот.

Вовсе не голубокровые,
тот убит, а этот – зек.

Почему Вы знаете, Вы видели ихнюю кровь?

Агата Кристи Ак   10.02.2011 14:01     Заявить о нарушении
У меня здесь поземнее, не про Храм, думалось.
Язык полон смысловых групп, связанных с определёнными образами, видеть не обязательно.

Михаил Бормотов   10.02.2011 18:20   Заявить о нарушении
Ага. Ну, хоть и не про храм, всё в силе. - Вот, знаете, в Киге потрясающей, в Посланиях... /Ой, вчера по ТВ мужик вещал, о том, что нужно читать в общем контексте всё на свете, и постоянно у меня так высвечивалось в могу, что это вот я вне контекста Книгу читаю, какое-то мерзкое настроение содалось от его речей, поздно вырубила./ Ну шут с ним; а в Посланиях, надеюсь не ошибиться у Павла, рекомендации к пастве: не тщитесь изменить своё земное положение, кто рождён свободным, оставайся свободным /вот именно в приземлённом мирском смысле/, кто рождён рабом, оставайся рабом. Верите, там из контекста понятно, что вот Павел не для того это всё говорил, что хотел незыблемо сохранить имеющееся социальное устройство.А оттого, что на всю жизнь хватит занятия достигать духовной свободы, и распылять свои усилия ещё на свободу приземлённую неразумно.

Агата Кристи Ак   11.02.2011 09:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.