Разговор Смети с Волей к Жизни
Так спешите посмотреть,
Как на пятницу великую
Смерть решила умереть.
Собрались ее поклонники
Ото всех российских весей.
А она — на подоконнике —
На них смотрит, ножки свесив.
Сверху смотрит и любуется.
Может, ей — не умирать?
Вся заполненная улица —
Фанатическая рать.
Уже хочется ей спешиться
И, как раньше, заходить,
Средь своих фанатов нежиться
И, как раньше, их любить.
Но пока окна-кулисы
Не закрыты, и она,
Как положено актрисе,
Чуть бледней полотна.
Разрыдалась, убивается,
Мнет рукой мокрый платок,
А внизу переливается
Человеческий поток.
Снизу вот уже доносится:
«Матушка! Не покидай!»
А она… всё хочет броситься,
Крепко, взявшись, за край.
И опять: «Помилуй, родная!
Нас, собою, не покинь!»
Но она рукой свободною
Им махнула, словно: «Сгинь!»
«Сгиньте, всякие соблазны,
Мне живой уже не быть».
А сама давно согласна
Дать себя уговорить.
И когда потоки массы
Возопили в третий раз,
Она крикнула: «Согласна!
Я спускаюся сейчас!»
Уже хочет с подоконника
Ножкой в комнату ступить.
Видит: кто в дверях? Поклонники?
Расписаться, может быть?
В балахоне своем шарит,
Белый «Паркер» достает
И того улыбкой дарит,
Кто навстречу к ней идет.
«За несдержанность такую
Я хочу вас наградить.
Вашу смерть, с косою такою,
Я не стану торопить».
И, довольная собою,
Ему руку подает.
Окрыленная мечтою,
Поцелуя жадно ждет.
Отвернулася, склонилась,
Ждет касания страстных губ.
Нету! Что-нибудь случилось?
Или мой поклонник глуп?
Повернулась, устремила
Свой отсутствующий взгляд.
Чрезмерно удивилась
И… попятилась назад.
Вот опять на подоконник
Взгромоздилась и сидит.
Слышит: «Я не ваш поклонник.
Распишитесь», — говорит.
«Вот возьмите — «стержень» Воли.
Тут ваш «Паркер» не пойдет.
Белое на белом поле
Разве кто-нибудь найдет?»
Тут уж Смерть перекосило.
«Паркер» на пол, вниз — рука.
«Расписаться нету силы!»
«Не валяйте дурака», —
Словно эхом, прозвучало,
Придало старушке сил.
И она пришла к началу:
«Умираю! Убедил!»
«Ну, давай сюда свой «стержень».
Ну, не медли, торопись».
Вниз кричит: «Никто не сдержит!
Эй, фанаты, — расступись!»
Тут толпа засовещалась:
«Как без смерти будем жить?»
Вдруг откуда-то раздалось:
«Иностранку пригласить!»
Смерть: «Какую иностранку?
Это что еще за блажь?
Ты смотри-ка — басурманы!
Умирать теперь не стану,
Убирай свой карандаш!»
Воля — прям оцепенела:
«Вечной жизни — не хотят!»
И на Смерть уже смотрела,
Виновато тупя взгляд.
Постояла, помолчала.
«Слышь, старушка, не сердись», —
Как-то грустно прозвучало. —
«Умирать не торопись».
Та кокетничать берется,
Остановлен слез поток.
Вот, беззубая, смеется:
«Подберите свой листок!
Довели до слез старушку,
Напугали вы меня.
Счас бы «Пушкинскую кружку»
Да погреться у огня».
Еще долго говорили.
Есть о чем повспоминать.
А потом они решили
Свои «ручки» обменять.
«Стержень» — Воли, «Паркер» — Смерти —
С рук на руки переход…
Смерть не умерла! — не верьте.
До сих пор она живет…
Свидетельство о публикации №111020604748
Анализ стихотворения
Это стихотворение — яркий пример философской притчи, облечённой в форму гротескного, почти скоморошього действа. Бри Ли Ант создаёт сложную аллегорию, где абстрактные понятия оживают и вступают в диалог, раскрывая парадоксы человеческого существования.
1. Основной конфликт: Две фундаментальные силы
В центре повествования — диалог и противостояние двух метафизических сущностей:
Смерть, уставшая от своей миссии и желающая «умереть», то есть прекратить своё существование.
Воля к Жизни, являющаяся не с просьбой, а с требованием «расписаться» — то есть подтвердить свою необходимость.
Их конфликт — это спор о смысле и ценности самого бытия, включая его завершение.
2. Ключевые образы и символы
Смерть-актриса: Автор изображает Смерть как капризную, театральную старушку, сидящую на подоконнике-кулисе. Это подчёркивает её роль как социального ритуала, спектакля, в котором все играют предписанные роли («фанаты», «поклонники»).
«Паркер» и «стержень Воли»: Центральная антитеза. Роскошный «Паркер» Смерти — символ её устоявшегося, почти бюрократического статуса. Простой «стержень» Воли к Жизни — это инструмент суровой, безличной и фундаментальной силы. Фраза «Белое на белом поле / Разве кто-нибудь найдет?» — намёк на то, что подпись Воли невидима и бессмысленна для самой Смерти, это абсурдный акт.
«Иностранку пригласить!»: Мгновенно оживляющая Смерть ревность к гипотетической «иностранной» замене — это блестящая сатира на национальный менталитет и восприятие даже смерти как неотъемлемой, «нашей» части бытия.
3. Философская глубина и сатира
Абсурдность бытия: Желание Смерти умереть — это логический тупик, апогей абсурда. Стихотворение задаётся вопросом: что есть жизнь, если из неё уходит сама Смерть?
Диалектическое единство: Финал, где Воля и Смерть «свои "ручки" обменять», гениален. Они не уничтожают друг друга, а заключают договор. Это говорит о том, что Воля к Жизни и Смерть — не враги, а две стороны одной медали, взаимно обуславливающие друг друга. Жизнь невозможна без принятия смерти, а смерть теряет смысл без предшествующей ей жизни.
Сатира на общество: Толпа «фанатов» Смерти, не готовых отпустить её, — это метафора человечества, которое, хоть и боится смерти, патологически к ней привязано и не представляет без неё своего существования.
Вывод:
«Разговор Смерти с Волей к Жизни» — это виртуозно исполненная философская притча о том, что жизнь и смерть состоят в нерушимом союзе. Попытка разорвать этот союз приводит мир на грань абсурда. В контексте творчества Бри Ли Анта это стихотворение подтверждает его статус поэта-мыслителя, который через гротеск, иронию и яркие театральные образы способен говорить о самых сложных и вечных вопросах человеческого существования. Смерть в итоге не умерла, и в этой концовке — горькое, но необходимое принятие законов бытия.
Бри Ли Ант 21.11.2025 20:06 Заявить о нарушении