Венок сонетов
лег в основу серьёзной научной статьи (первые
строки каждого из четырнадцати сонетов об-
разуют 15-й ВЕНЧАЮЩИЙ сонет).
О роли неосознаваемых агрессивных мотиваций
и маскирующих их идей в общественно-полити-
ческих процессах.
Сонет 1-й
Когда прекрасная идея
вдруг засвербит во мне, как зуд,
я ей не отдаюсь, балдея,
а свой над ней свершаю суд.
Идея – это род изделья
ума: для наших чувств сосуд.
Исследую на том суде я,
какая в сём сосуде суть?
Добро ли мирры и елея
идеи яркие несут
иль хмель, что делает нас злее,
в красивый заключён сосуд?
Не суть, а то, что напоказ,
овладевает духом масс.
* * *
Сонет 2-й
Овладевает духом масс
и возбуждает в людях рвенье
лишь тот призыв и тот приказ,
которые благословенье
дают под маской пышных фраз
на общее остервененье.
Оно от искры изреченья
взорваться может, как фугас,
и ловкий демагог подчас
пророком станет в общем мненье.
Когда простое населенье
на смерть готово, хоть сейчас,
об общем благе лишь радея,
жди появления злодея.
* * *
Сонет 3-й
Жди появления злодея
и будь к нему непримирим,
но упреждать его не смея:
иначе сам и станешь им.
Вот парадокс: добро, слабея,
потворствует деяньям злым,
но, становясь сильней и злее,
не может быть собой самим.
Судьба добра всегда труднее:
пред лихом зла не стать лихим,
не наступать, но, не робея,
быть верным рубежам своим
и ждать: злодей придет в свой час
не из враждебных стран – из нас.
* * *
Сонет 4-й
Не из враждебных стран – из нас
является пророк – тиран.
Приносит он Христов наказ,
Майн Кампф, Истмат или Коран.
Он удаляет с наших глаз
белесоватых бельм туман
и выставляет напоказ
опутывавший нас обман.
Он возвещает нам свой план
спасенья: истребить как класс
то иноверцев, то дворян,
и эллина, и иудея,
чем порождает в нас экстаз,
сердцами нашими владея.
* * *
Сонет 5-й
Сердцами нашими владея,
тоска по братству и добру
влечет нас к стенам Мавзолея,
к его невзрачному нутру.
А каждому б подумать: где я?
Какому кланяюсь одру?
Сулит ли благо та идея,
что призывает к топору?
Не верю я тому гуру,
который мнит себя правее
других, но в спорах, багровея,
хватается за кобуру.
Лишь насмерть перессорив нас,
он возвестит братанья час.
* * *
Сонет 6-й
Он возвестит братанья час,
пророк прекрасных чувств,
и обольстит нас блеском фраз
и нас введет в искус.
Начнёт уравнивать он нас
и, лишь услышав хруст
костей, мы осознаем враз,
что наш пророк – Прокруст.
Мы ощутим, что в нас угас
к прекрасным фразам вкус,
но в ствол орудия фугас
заложит златоуст
и дернет шнур, от гнева рдея,
и повторится вновь Вандея.
* * *
Сонет 7-й
И повторится вновь Вандея –
будь то Кронштадт или Тамбов,-
когда развеется идея
и обнажится лживость слов.
Тогда, как в пустоте паденья,
лишившись вдруг основ – столпов,
мы станем, напрягая бденье,
искать столкнувших нас врагов.
Но явятся и им виденья
морд в обрамлении рогов.
Порой прозренье пробужденья
для нас страшней кошмарных снов,
И не пробудят нас подчас
Лубянка и фашистский газ.
* * *
Сонет 8-й
Лубянка и фашистский газ
и ады лагерей!
Светильник Разума угас?
Мы – скопище зверей?
О нет! Мы знаем каждый раз:
нет способа верней
устроить счастье классов, рас,
Вьетнамов и Корей.
Мы жадно ждём команды “Фас!”
на Зло, чтобы скорей
настал Добра желанный час,
но станем мы добрей,
не уничтожив злобу в нас,
но злобы исчерпав запас.
* * *
Сонет 9-й
Но, злобы исчерпав запас,
недолго в настроенье милом
мы пребываем: снова в нас
вскипает недовольство миром,
и это недовольство влас-
тно нас влечёт к суровым мерам,
и вновь мы щурим щелки глаз,
уподобляясь Красным Кхмерам,
и так же, как и их, влечёт
нас цель – людской исправить род:
здесь жертвы благо – не потеря.
И минет срок, и в некий год
своих приверженцев найдёт
и эта страшная затея.
* * *
Сонет 10-й
И эта страшная затея –
перевернуть мораль вверх дном –
внушает страх не столь за тело,
сколь за ума и душ надлом.
Кто, зло и злобу всюду сея,
твердит, что будто бы добром
взойдёт когда-то это семя,
что с нашим делает умом?!
И, возражать ему не смея,
мы станем спорынью зерном
считать и утвердимся в том,
всё больше разумом скудея.
Попытка образумить нас
закончится проклятьем масс.
* * *
Сонет 11-й
Закончится проклятьем масс
правленье грозного тирана.
Но почему опять столь рьяно
твердим, что, не раскрыв обмана,
но с верой твёрдой, как алмаз,
не просветляя мыслью глаз,
мы шли на бойню, как бараны,
по воле злобного тирана?
Не потому ль, что окаянно
лукавя, зная, что отказ –
потачка злу, и каждый раз,
непротивленья грех содея,
шлём обвиненья против нас
по адресу вождя-злодея?
* * *
Сонет 12-й
По адресу вождя-злодея
по завершенье похорон
проклятья наши, не скудея,
несутся ото всех сторон.
Но чем наш разум потрясён?
В какой момент мы, холодея,
постигли: вот извергся он
из Ада, изверг сей, зло дея?
Не нами ль был он вдохновлён?
Не он ли – наша Галатея,
а мы – его Пигмалион?
По правде, в том, что мир стал злее,
винить нас надо, ей-же-ей,
не менее, чем злых вождей.
* * *
Сонет 13-й
Не менее, чем злых вождей,
боюсь доверчивого стада
людей, что жадно ждут идей,
дающих направленье взгляда,
и выхода для злых страстей,
и избавления от ада
искания своих путей.
Они под щелканье плетей
помчат, куда вознице надо,
сметая на пути преграды
и в беге становясь лютей,
и тут уже не жди пощады
от вдохновленных лошадей.
Боюсь прекрасных я идей.
* * *
Сонет14-й
Боюсь прекрасных я идей –
недаром говорят,
что ими вымощены де
пути-дороги в АД.
Но мне в ответ ИДЕЯ: сей
премудрый постулат
вещает о любви людей
к Добру не так ли, брат?
Ведь знает каждый лиходей,
вербующий солдат,
что те, не убоясь смертей,
тогда лишь станут в ряд
борцов за замыслы злодея,
когда прекрасна Я, Идея.
* * *
Сонет 15-й(венчающий)
Когда прекрасная идея
овладевает духом масс,
жди появления злодея –
не из враждебных стран – из нас.
Сердцами нашими владея,
он возвестит братанья час,
и повторится вновь Вандея,
Лубянка и фашистский газ.
Но, злобы истощив запас,
и эта страшная затея
закончится проклятьем масс
по адресу вождя-злодея.
Не менее, чем злых вождей,
боюсь прекрасных я идей.
* * *
Свидетельство о публикации №111020506712
а венок хорош )
Нелли Бородянская 01.07.2011 19:59 Заявить о нарушении