Тайна Моцарта и Сальреи. 6. Гений и злодейство

Гений и злодейство, Черный человек

Самым темным местом в смерти Моцарта остается  Черный человек. Был ли заказчик «Реквиема»-реальной фигурой. Могли ли братья-масоны учинить такую мрачную шутку –заказать разгласителю их тайн музыку на его собственные похороны или Черный человек лишь  порождение творческой фантазии? «Реквием» остался незавершенным Моцартом. Но почему вначале вдова композитора Констанца не разрешала ученику великого маэстро
Зюстмайеру завершить произведение. Не из мистического ли страха, боясь прогневить мертвого, потому как с Зюстмайером  у Констанцы были непростые личные отношения и некоторые полагают, что она родила от него ребенка. 

Задумывающиеся над метафизикой противостояния гениев-провидцев и преуспевающих посредственностей относят конфликт между Моцартом и Сальери к разряду вечных библейских сюжетов. Отождествляют Моцарта – с Христом. Сальери – с Иудой и Иродом… «Совместны» ли гений и злодейство?

 Приговоренный к четвертованию, но «благодаря» помилованию Николая I погибший на виселице Рылеев считал, что --нет. Перед выходом на Сенатскую, который кончился для него петлей, Рылеев говорил, что «неприлично дело свободы Отечества и водворения порядка начинать беспорядками и кровопролитием». ХХ век доказал что «гений» и «злодейство», «моцартианство» и «сальеризм» легко меняются местами, совмещаются, переплетаются, переполюсовываюьтся. Ленин, Гитлер, Рузвельт, Пиночет,  Франко, Хрущев,  Андропов, Буш –такие «мерцающие» фигуры. Поди разберись—чего в ком больше –гения или злодейства, вдохновения творца или сальеризма, все высчитывающего и всегда просчитывающегося  ремесленника от политики. 

Был ли гением или злодеем по-моцартиански одаренный вундеркинд Оппенгеймер, детище чьих вдохновений  смело с лица земли Хирасиму и Нагасаки? И  почему в конце жизни им, остро переживающим «комплекс Оппернгеймера», серьезно заинтересовалось ЦРУ?

Был ли Черным человеком Есенина его друг, собутыльник, восторженный биограф пописывавший стишки Мариенгоф, который по одной из версий способствовал гибели «последнего поэта деревни»? Был ли, доставшим его уже из могилы Черным человеком Бориса Пастернака  Сталин,  который еще при жизни  13 числа нисана позвонил поэту «по вертушке», и потом это мистическое число не давало покою много  импровизировавшему на темы мастеровитости и ремсесленничества, взаимоотношений между Христом и Пилатом Михаилу Булгакову. И не есть ли что-то вроде заказанного Черным человеком «Реквиема», заказанная Булгакову  Сталиным  пьеса «Батум»? Вполне  абсурдными выглядящие сегодня обвинения  Бродского в «тунеядстве» -не есть ли  пережитая советскими людьми  мистерия между моцартианством инакомыслия и свободы совести и сальеризмом «совково»-репрессивной судебной системы, сломавшей зубы обо всех этих «окололитературных трутней»? Отчего всегда побеждает Моцарт, а Сальери терпит фиаско?

По крайней мере в прошедших харизматизацию произведениях искусства. Отого, наверное, что ещё сильны авторитет и харизма  Христа. Хотя «Иуда Искариот» Леонида Андреева – практически второй манихейский Христос—жертвенный, принявший на себя плевки и проклятия столетий.
Но почему Моцарт продолжает жить в наших сердцах, волнует  смертью смерть поправ, а Сальери –не трогает, сколько бы ни старался. Если бы знать…


© Copyright: Юрий Горбачев, 2010


Рецензии
Жалко, что не озвучена в эссе твоя же простая мысль:
Гений - это отклонение от нормы.
Осталось разобраться с "нормой" в нашем времени...
Кстати, посмотри, Юр, если ещё не видел, на Моцарта
из Гонконга четырёхлетнего. Это как? Норма?
....http://youtu.be/omuYi2Vhgjo

Вика Кир   13.03.2013 00:02     Заявить о нарушении
Вундеркинды -это немного отдельный разговор, видимо. Но появляются они , как ни странно, там, где ждут их появления. Кстати, если быть хотя бы немного релятивистом, то старцев, проживающих последние 5-6 лет(9-тилетний вундеркинд это уже "перестарок") тоже можно считать вундеркиндами наоборот. Толстой и Достоевский снискали славу гениев уже под занавес. Именно тогда от них ждали слов пророчества.
"Инструментальный" вундеркиндизм особого рода. Очень зависит от самого инструмента.Удобства звукоизвлечения для маленькой и слабой руки здесь могут сыграть решающую роль.Мало слышать и держать это в голове, надо ещё и воспроизвести. Что касается восторгов по поводу выразительности, то это очень условно все и субъективно. "Поэму экстаза", сонаты Бетховена или весь "Хорошо темперированный клавир" я слушал дома в исполнении первой свой жены-пианистки -и этого восприятия никакие исполнители уже потом перебить не могли.
Что касается музыкантов и музыкальности китайцев, японцев и иже с ними, то сейчас, например, у них появилось столько поистине гениальных гитаристов(гитаристок-особенно), что диву даёшься. Такое впечатления, что вся эта ажурная музыка создана для них, играют круче Сеговии, который на их фоне просто землекоп...Кстати, в Новосибирске потрясающая скрипичная и гитарная школы. Мои соседи, завидуя тому что дочь ходит в музыкалку учиться играть на скрипке, отдали двух мальчишек, сегодня и тот и другой уже в Московской консерватории. С одной стороны, как я полагаю, -гибридная генетика, с другой - мощная школа...Ну и необъяснимого, конечно, много.

Юрий Николаевич Горбачев 2   14.03.2013 07:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.