Мудрец Эзоп

Эзо;п (др.-греч. точнее Эсоп) — полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э.


        Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Научной традиции о жизни Эзопа не существовало. Геродот (II, 134) пишет, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса (570—526 до н. э.) и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы заплатили выкуп потомкам Иадмона...


          Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, и первого его хозяина звали Ксанф, но эти данные он извлекает из того же рассказа Геродота путем ненадежных умозаключений. Аристофан («Осы», 1446—1448) уже сообщает подробности о смерти Эзопа — бродячий мотив подброшенной чаши, послужившей поводом для его обвинения, и басню об орле и жуке, рассказанную им перед смертью. Комик Платон (конец V в.) уже упоминает и о посмертных перевоплощениях души Эзопа. Комик Алексид (конец IV в.), написавший комедию «Эзоп», сталкивает своего героя с Солоном, то есть уже вплетает легенду об Эзопе в цикл легенд о семи мудрецах и царе Крезе. Его современник Лисипп также знал эту версию, изображая Эзопа во главе семи мудрецов). Рабство у Ксанфа, связь с семью мудрецами, смерть от коварства дельфийских жрецов,— все эти мотивы стали звеньями последующей эзоповской легенды, ядро которой сложилось уже к концу IV в. до н. э.


         Древность не сомневалась в историчности Эзопа, Возрождение впервые поставило этот вопрос под сомнение (Лютер), филология XVIII в. обосновала это сомнение (Ричард Бентли), филология XIX в. довела его до предела (Отто Крузиус и за ним Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с решительностью, характерной для гиперкритицизма их эпохи), XX век стал вновь склоняться к допущению исторического прототипа образа Эзопа.

 

         XXI век объединяет все вышеизложенные версии одной, утверждающей многомерность реальности. Действительно, существовал исторический прототип образа Эзопа, раба, ставшего свободным благодаря мудрости, существует легендарный автор басен, на который указывают многие древние и современные авторы, и существует собирательный образ современника, сохраняющего и приумножающего наследие древнего баснописца. Басни Эзопа, неувядаемый венок мудрости народной, реконструируемые сотворчеством авторов, живут новой жизнью на портале Сказки Мудрецов и на проекте сотворчества мастеров - Галактический Ковчег.

          Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни самых различных эпох.
 

        Учитывая время и место жизни Эзопа, события из его жизнеописания, эзотерическое и воспитательное значение басен, можно с уверенностью полагать, что в составлении первых сборников басен принимали активное участие пифагорейцы Школы великого посвященного Пифагора. И в настоящее время пифагорейцы продолжают и сохраняют традиции, давая новую жизнь и новое звучание басням Эзопа в реалиях проекта сотворчества Галактический Ковчег.

 

             Басни  Эзопа  -  это  неувядающий  венок  древнейшей  мудрости  безымянных  Авторов,  сплетенный  великим  посвященным  во  многие  мистерии  мира,  знаменитым  древнегреческим  философом   Пифагором,  сыном  самосского  купца  и  его  жены Парфенисы.  Пифагор получил  Знание тайн  мироздания  от египетских  жрецов. Его  посвящение  в  Мемфисе  длилось  двадцать  два  года  под  руководством  великого  жреца Сопхиза,  затем  в  течение  двенадцати  лет  он  жил  и  трудился  в  Вавилоне.

 

            После  возвращения в родную  Грецию,  Пифагор  основал  знаменитую  школу  в  Кротоне.  Для развития  самостоятельности  мышления своих  учеников Пифагор  давал  им задания  на  изложение  основ  различных  аспектов  учения  в  простых  и доступных  любому человеку коротких рассказах.  Впоследствии  сборник  рассказов  стал  называться  баснями  Эзопа.  Под  этим  именем  подразумевается  природный  интуитивный  ум  человека,  находящийся исходно в  состоянии  рабства  у  рассудочного  ума, официальной  морали, закостенелых устоев  общества,  книжных  знаний,  мнений  и  шаблонных  суждений.  История  жизнеописания  Эзопа  повествует  о том,  каким  образом  раб  стал  свободным гражданином  страны,  а  впоследствии  уже и великим  мудрецом, у  которого  цари  просили  советы.

 

До  наших  дней  не  сохранились  достоверные  копии сборника  басен,  составленные  в  V в. до н. э. Поэтому  ссылаются  обычно  на  три  ранние редакции,  относящиеся  к  I – VI вв.  н. э. Исследование  истории  жизни  Пифагора и основ  его  учения  позволяет мне сделать  вывод  о  принадлежности  первоисточника  басен  Эзопа  к  Пифагорейской  Школе.  Сказать  больше – значит вызвать  негодование  именитых  историков, ученых,  а  мне  бы  хотелось просто  привлечь  их  внимание  к  этому  выводу.  Стихотворное  переложение  многих басен можно почитать на странице Эзоп (северная мастерская Феано)
http://www.stihi.ru/avtor/ezop  -  раздел Басни Эзопа

Создан сайт Эзоп - 2010 -
https://sites.google.com/site/ezop2010/basni-ezopa


В 2014 г. изданы две книги:
Басни Эзопа и История Эзопа

102. БАСНИ ЭЗОПА И ЭХО (второе изд)

https://pubhtml5.com/ucdb/cwny/

103. История Эзопа (второе изд)

https://pubhtml5.com/ucdb/divb/





***



Дорогие мастера, поэты, баснописцы, сказочники!

Приглашаю вас принять участие в праздновании традиционного Пира -
Галактический День Эзопа устраивается ежегодно в первой половине февраля
- http://kovcheg.ucoz.ru/forum/53


Рецензии
Благодарю душевно за восполнение пробела в моих познаниях!

Фёдор Кузенков   01.02.2011 20:42     Заявить о нарушении
Федор, благодарю вас за теплые слова отзыва.
Приглашаю на Пир!

Сказки Суфиев   01.02.2011 23:13   Заявить о нарушении