Фонарь Диогена в потемках искусства

           Фонарь Диогена в потемках искусства

                Наиля Баннаева, искусствовед

Выставка проекта визуального искусства «ART BAZAR», которая прошла в начале осени в кинотеатре «Ветен», побила все рекорды аналогичных отечественных мероприятий по числу откликов – как в прессе, так и в интернет-сообществах. Виной тому не только и не столько необычность выбранной площадки (кинотеатр «Ветен» в данное время как раз находится на реставрации), сколько оригинальность задумки в целом. 
В  проекте «ART BAZAR» приняли участие 17 художников – Али Гасанов, Ариф Амиров,  Афет Багирова,  Айсель Амирова, Габиб Мурадов, Джавидан Ахундов, Джавид Гулиев,  Замир Сулейманов, Лала Лютфалибекова, Меджид Алиев, Назрин Мамедова, Самир Салахов, Ситара Ибрагимова, Тахмина Ахмедова, Фахрия Мамедова, Фархад Ахвердиев, Фидан Шахин, - а также  DJ Monkey Mind. Участие диджея придало вернисажу дополнительную эпатажность, усилило андеграундную атмосферу, созданную направленностью работ и способом их подачи зрителю.
При входе в темный зал кинотеатра посетителей снабжали фонариками. Дальнейший маршрут  в рамках экспозиции каждый выбирал сам, повинуясь интуиции и доверяясь фонарику в руке, в этих обстоятельствах сильно смахивающему на фонарь Диогена. Не так ли каждый из нас, будь то творческий человек или зритель, ищет свой путь в бесконечных потемках искусства, а если брать шире – то и самой жизни?
Колыбелью проекта стало Объединение фотографов Азербайджана (ОФА). Вот как вспоминает об этом одна из участниц «ART BAZAR», Лала Лютфалибекова: «Эта идея пришла к нам на ум, когда мы сидели в мастерской Ситары Ибрагимовой. Первоначально проект планировался как open-air фестиваль – хотели даже провести его в одном из старых, традиционных бакинских двориков, но в итоге отложили эту идею до лучших времен, так как провести такое мероприятие оказалось очень сложно. А кинотеатр «Ветен» находится в центре города, его знают все».
По мнению куратора проекта Ситары Ибрагимовой, помещение кинотеатра «Ветен» «максимально приближено к формату выставки современного искусства». И действительно: странное на первый взгляд место стало удивительно гармоничным обрамлением для вернисажа современного визуального искусства наших художников. Как и этот интерьер, ожидающий своего возрождения в новом облике, визуальное искусство Азербайджана находится на пути становления, в ожидании обретения собственного неповторимого лица, собственного национального образа.
Ситара опиралась на собственный опыт участия в такого рода выставках и фестивалях за границей, так как четыре года  прожила в Праге. Она – известный молодой фотохудожник, сейчас пишет диссертацию на тему истории отечественной фотографии в Академии Famu. Это был ее дебют в роли арт-куратора, и тем значительнее достигнутый успех.
Но внимание публики – этот только одна сторона медали. Не менее важно то, как оценивают проект сами его участники. На этот счет с воодушевлением высказалась Афят Багирова: «Радует состав участников. Например, Ариф, Фархад и Фидан – это моя старая команда по галерее «Yaradan». Мы делали совместные выставки и даже сняли общими усилиями пластилиновый мультфильм. Замир Сулейманов – мой хороший друг и один из лучших молодых фотографов в городе, на мой взгляд. Мы участвовали вместе на выставке «Симулякр» в той же галерее «Yaradan». Остальных фотографов и визуализаторов проекта я тоже знаю и уважаю как людей, грамотно владеющих профессией и, что немаловажно, носителей прогрессивных взглядов».
Слова Афят Багировой очень точно передают дух проекта «ART BAZAR» – атмосферу общего дела коллег-профессионалов, которые, вдобавок ко всему, объединены и приятельскими отношениями. «Меня порой упрекают в том, что большинство участников выставки – мои друзья. Но я не считаю это недостатком проекта», - говорит Ситара Ибрагимова. Подобные упреки и вправду неуместны, ведь можно только радоваться тому факту, что в новой поросли современного искусства сложился довольно широкий круг людей, которым, как говорится, не тесно среди чужих талантов. Это в наши дни большая редкость… 
Видимо, так же рассудил и меценат Оливье Местелан, владелец галереи «Кичик Гала Арт», когда решил стать спонсором проекта. Целью выставки, по словам директора проекта Асият Фатуллаевой (председателя ОФА), является желание ознакомить зрителей с многообразием идей, талантов и, конечно же, помочь авторам в развитии их творчества и продвижении его на более высокий уровень. «Побольше бы таких проектов, чтобы молодежь объединялась и могла показать и себя, и то чем она занимается», - этими словами Айсель Амирова, безусловно, выразила мнение большинства не только участников, но и зрителей. Фидан Шахин уточняет: «Это большое достижение, что люди творчества в Азербайджане смогли выйти за рамки белоснежных и аккуратных галерей. И мне очень приятно думать, что в этом, по сути, вызове участвовали и мои работы».
Выставка проекта «ART BAZAR» была посвящена памяти искусствоведа Лейлы Ахундзаде, безвременно ушедшей из жизни в этом году. Без  Лейлы Ахундзаде, скажем прямо, мы бы не имели в современном визуальном искусстве, в том числе и в художественной фотографии, того, что имеем. Благодаря ее неутомимой деятельности были заложены основы той креативной среды, которая сейчас завоевывает себе место в мире отечественного искусства и за рубежом.   
В рамках проекта «ART BAZAR» были представлены живопись, графика, фотография и видеоарт. Причем последний был наиболее четко вписан в специфическое помещение кинотеатра. Али Гасанов окутывал каждого респондента своего таинственного месседжа тягучей аурой мрачноватых кадров, напоминающих анимешные флешбеки. Маджид Алиев предложил зрителю совершить с ним прогулку по городу, в ходе которой в объектив попадает буквально все вокруг. А Джавидом Гулиевым был избран вариант «галереи» кадров, каждый из которых резко отграничен от остальных, но при этом сливается с ними в единое целое – в точности как любой человек в социуме.
Зарисовка моментов бытия от Фахрии Мамедовой, игра на грани оп-арта – серия «Красота»Тахмины Ахмедовой, разноплановые «вспышки» цвета и света на стенах, подмеченные Лалой Лютфалибековой – все это словно живет своей отдельной жизнью, балансирует на самом пороге привычной реальности, перед открытой дверью в мир фантазий.
Иногда фантазии имеют вполне конкретные очертания, как, например инсталляции Тахмины Ахмедовой с двумя зеркалами – треснувшим и целым. Зрителю предлагалось сначала ощутить себя в роли искореженных героинь героини серии «Красота», а затем увидеть себя таким, как есть. «Многие женщины, будучи красивыми, все равно считают себя некрасивыми. Я пытаюсь разубедить их», - заявляет художница.
Иногда конкретика более расплывчата и оставляет простор для мысленных перетасовок образов, словно персонажей игральной колоды. Таковы инсталляции Лалы Лютфалибековой, выполненных из самых прозаических предметов: полиэтиленовый пакет, цветок мальвы, очки, платок, журнал... А иногда зрителю предлагается основательно пошевелить извилинами, видя перед собой предельно лаконичный исходный материал. Такова, например, фотокомпозиция Фахрии Мамедовой: мужчина на пляже выставил на обозрение темные пятна от банок на спине. «Западному человеку эти пятна покажутся практически невероятными, - говорит Фахрия, - но мы-то прекрасно знаем, что это – следы применения устаревшего метода лечения… В какой-то степени эти следы сродни татуажу и ритуальным рисункам».
Назрин Мамедова, Замир Сулейманов и Джавидан Ахундов за рамки привычной реальности не выходят – они, наоборот, словно приподнимают занавес над нашим миром, лишь слегка заглядывая в своих работах «по ту сторону измерения». Но каждый по-разному зовет зрителя сделать это. Замир видит необычное в обыденном – практически по японскому рецепту ваби-саби – «красоты простого».   Джавидан любуется миром заключая его, подобно геометрам древности, в строгий квадрат нестандартного формата. А Назрин, по ее собственным словам, «экспериментирует с волшебством и наукой». «Я люблю играть с мульти-экспозицией и необычным, если приглядеться, языком тела, а также графикой, - делится секретами своей творческой кухни эта фотохудожница, - Большинство конечных кадров напечатаны ассимметричными мазками и особыми обрезками. Почему я выбрала монохром? Черно-белая фотография, если она правильно преподнесена, сильнее воздействует на зрителя, так как он менее отвлекается визуально».
Габиб Мурадов представил на проект «ART BAZAR» серию панорамных работ, снятых на pinhole (фотоаппарат без объектива). А Ситара Ибрагимова предпочла мягкий стеб: ее серия нежных ню «Мечта дальнобойщика» – это пародия на дешевые ширпотребные календари. Материал для этой нее Ситара привезла из Чехии: он был снят во время Photography inter camp – 2009, проходившего в этой стране. На выставке эта серия была показана в 3D-формате.
Графика на выставке была представлена элегантными композициями Самира Салахова. Будучи в этой сфере на данном вернисаже, как говорится, «один за всех», он успешно показал класс, наглядно демонстрируя родство графики и фотографии.
Среди работ, представляющих изобразительное искусство, наиболее выделяется своей залихватской эпатажностью серия полотен «Любовь зла» художницы Афет Багировой. «Каждая из работ показывает человека, который переживает физическую боль (синяки, переломы, раны и даже простреленный череп), но при этом улыбается во весь рот, - устная «аннотация», которую Афят Багирова дает своим работам, не уступает этим полотнам в эмоциональности. – Это и есть суть любви: она может калечить тебя как угодно, а ты все равно улыбаешься, потому что она есть высшее благо, несмотря на любую боль и страдания».
Эту отчаянную  эскападу до некоторой степени уравновешивают работы четырех других живописцев – Фархада Ахвердиева, Айсель Амировой, Арифа Амирова и Фидан Шахин. Их творчество почти медитативно, оно затягивает и гипнотизирует ритмом линий. При некоторой общности художественного взгляда на мир каждый из них оригинален – суровая красота композиций Фархада, томность глубоких миров Айсель, четкость пристального видения Арифа и ускользающая тонкость одухотворенности Фидан, думается, в немалой степени отражают в себе и характеры этих художников. А также широту их интересов – так, например, Айсель Амирова, работающая в абстрактном стиле и считающая, что ее долг – нести зрителю позитив (с этой целью она старается, в частности, использовать в основном теплые, даже «горячие» тона) выставила не только свои полотна, но и… стихи, насыщенные мистическими мотивами.
Фидан Шахин ставит в своем творчестве несколько иные задачи. Ее цель – добиться преодоления привычных клише в восприятии зрителя, воздействовать напрямую на его разум – не замутненный условностями, незашоренный. «Хотелось бы, чтоб мои работы стали некоей  растворяющей субстанцией, заглатывающей сознание, отключающей привычное восприятие, - рассказывает она. – Некоторых из этих желаемых эффектов мне добиться удалось. Но в целом над ними еще придется работать, и немало». 
Такое мнение – «еще придется работать, и немало» - наверное, мог бы высказать любой из участников выставки «ART BAZAR». Потому что подобный проект, выявляющий имеющиеся достижения и дальнейшие направления пути целого направления в искусстве страны – это повод не только для творческого отчета, но и, в гораздо большей степени, для размышлений и работы над ошибками. А это важнее всего – готовность работать и развиваться.


Рецензии
Это ваша выставка была?интересно...

Это о Вас? - "...Айсель Амирова, работающая в абстрактном стиле и считающая, что ее долг – нести зрителю позитив (с этой целью она старается, в частности, использовать в основном теплые, даже «горячие» тона) выставила не только свои полотна, но и… стихи, насыщенные мистическими мотивами." ... "«Побольше бы таких проектов, чтобы молодежь объединялась и могла показать и себя, и то чем она занимается», - этими словами Айсель Амирова, безусловно, выразила мнение большинства не только участников, но и зрителей.

Зигмунд Фрейд 2   25.02.2011 22:37     Заявить о нарушении
Да,выставка концептуального искусства "Арт базААр".Очень неординарная и скандальная выставка проходившая в Баку впервые.Мы принимали участие. Да,мои слова)

Айсель Амирова   25.02.2011 22:54   Заявить о нарушении
Супеер.Вы молодец!А можно ссылку , где я могу подробнее узнать об этой выставке...

Зигмунд Фрейд 2   26.02.2011 00:46   Заявить о нарушении
Спасибо!сейчас взгляну...

Зигмунд Фрейд 2   27.02.2011 18:37   Заявить о нарушении