Живые и мёртвые

            В Священных Писаниях часто употребляются слова «живые» и «мертвые», которые не всегда относятся к физической жизни и смерти.

           Человек, взрастивший в себе Семя Веры, становится живым, именно в таком смысле, в каком говорится в притче о блудном сыне: «Ибо тот мой сын был мёртв и ожил, пропадал и нашелся»; «а о том надобно радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил,  пропадал и нашелся» (Лука 15:24;32).

          Мертвые люди с точки зрения христианской и мусульманской антропологии – это не люди в могиле. Когда Христос говорит «предоставь мёртвым хоронить своих мертвецов» (Матф.8:22), Он явно не имеет в виду людей, которые буквально мертвы! Как могут буквально мертвые люди хоронить буквально мертвых людей? Люди разделяются на «мертвых» и «живых» в особом смысле. Выражения «живые» и «мертвые» относится к людям, которые имеют что-то живое в себе и к тем, которые не имеют этого и поэтому уже мертвы.

          Написание этого раздела книги совпало со взрывом в аэропорту «Домодедово» 24 января 2011 года, потому  считаем необходимым коснуться проблемы терроризма, как высшей степени мёртвости человеческого духа:

                Корень терроризма – червь сознания,
                Мёртвость сердца и души болезнь,
                Некрофилу чуждо созидание,
                Разрушенье духа через смерть.

         Когда Божественное начало в человеке затмевается настолько, что душа становится подобна безжизненной мертвой пустыне, он уже не вправе носить этого высокого звания. По мнению д.ф.н. Г.П.Меньчикова, между животным и нечеловеческим существом пролегает незримая черта. Нужно признать факт, что среди нашего вида присутствуют «нелюди» – «существа гораздо опаснее животных, изощрённо переступающие по собственному влечению черту жизни и смерти», что доказывает существование этой черты и принципиальной разницы человека и нечеловека. «Терроризм – это бешенство взбесившегося духа породы другого антропологического вида, …возникающего прежде всего в силу неизбежно ненайденного смысла бытия в мироздании и места под солнцем».

         Человек, погруженный в жизнь, которая «…ничего больше как игра и суета…» (Сура 6:32), не видящий ничего кроме интересов мира, власти, денег, положения и соперничества – мёртв. «Два есть пути, один – жизни и другой – смерти, и велико различие между этими двумя путями». Шейх Абдулькадир Гейляни разъясняет разницу этих путей: «Все вы мертвы сердцем и живы в своих нафсах и страстях, желая этого мира. Оживление сердца состоит в оставлении людей и пребывании с Аллахом с точки зрения смысла, поскольку на этой стоянке внешняя форма не имеет значения».

        Размышляя над «недугами сердца» А.Хайрутдинов обнаружил, что в арабском языке слово «сердце» (калб) образовано от глагола калаба, который имеет следующие значения: 1) вращать; 2) переворачивать, опрокидывать; 3) выворачивать; 4) перелицовывать; 5) изменять, превращать; 6) свергать. От этого же глагола образуется существительное инкилаб – революция. Этимологический анализ арабских слов привёл арабиста к следующему заключению: «Напрашивается мысль, что недуг, поразивший сердце преодолевается, если оно совершает некое радикальное решительное действие, красноречивые намёки на которое имеются в глагольных значениях, от которых образовано слово «сердце»».

         Следовательно, чтобы ступить на «путь жизни», необходимо совершить внутреннюю революцию, переворот собственного сознания, свергнув с арены жизни тщеславие, самомнение, самодовольство, самоудовлетворение, себялюбие и, осознав иллюзорность подобных качеств, изменить все представления о себе. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10:34), – говорил Иисус. Смысл этого сурового речения Христа заключается во внутреннем перевороте, в трансформации всей эгоистической психологии человека, приобретённой им в ходе суеты бренной жизни и направлении всех его мыслей, чувств, действий в завещанное с изначалья русло, существующее в нём как данность. Читаем далее слова Христа: «Ибо пришел, чтобы восстановить человека против его отца, и дочь против матери, невестку против свекрови; и его собственные домашние будут врагами его» (Матфей 10:34-36). Крупный византийский писатель и богослов, толкователь Священного Писания, архиепископ Феофилакт Охридский (XI–XII вв.) приводит следующее толкование этих слов: «Под отцом, матерью и свекровью подразумевай всё ветхое, а под сыном и дочерью – все новое. Господь же хочет, чтобы Его новые Божественные заповеди победили наши старые греховные привычки и обычаи».

         Таким образом, все старые взгляды, мысли, идеи и мнения, все возникающие из них отношения к жизни и самому себе, которые были «отцом» или «матерью» должны измениться и быть повергнуты Мечом Христовым. Встретившись с огнём этого Мироносного Меча (небесным елеем Мудрости Господней), в сознании человека совершается революция, в ходе которой человек приобретает новое мышление, мировосприятие, полностью изменяя свой взгляд как на мир, так и на самого себя, начиная думать сверх пределов того, как он думал ранее, думать совершенно по-новому о себе, о своем значении, целях и смысле жизни. Но далеко не каждый соглашается вступить в схватку с «собственными домашними врагами», а потому выбирает для себя иной путь – путь смерти. «Вот почему в мире так много мёртвых людей – практически мёртвых».  «Слепой не равен зрячему, мрак – свету и тень – зною. Живые не равны мёртвым» (Сура 35:19-21), – читаем в Коране. К таким «живым мертвецам» обращался Иисус: «О, неверующее и развращённое поколение! До каких пор Я с вами буду? До каких пор буду терпеть вас?» (Матф.17:17). «На греческом языке смыслом слова переведенного как «развращённый» означает «поворачивающийся во многих направлениях», не имея веры. Неверующий человек – «развращенный» в этом смысле. Он поворачивается во многих различных направлениях и никогда не знает куда идёт». В данном свете по-новому раскрывается смысл мусульманской молитвы «Аль-Фатиха», в которой заключена просьба верующих не оказаться мёртвыми, будучи живыми: «Во имя Бога милостивого и милосердного. Хвала Богу, Господу миров, милостивому и милосердному, Владыке дня страшного суда (Владыке Дня Религии). Тебе поклоняемся и к тебе обращаемся за помощью, направь нас на прямой путь, на путь тех, которым Ты благоволишь, которые не подпали под гнев Твой и не заблуждаются» (Сура 1:1-7).
     Хочется закончить это размышление произведением Демидова Александра http://www.poezia.ru/article.php?sid=78882
     Пусть мёртвые хоронят мертвецов,
     А нам, дай Бог в час грозный и суровый
     Не брать пример ни с дедов, ни с отцов,
     Но в новый мир идти дорогой новой.

     Она зовёт: немало нам дано,
     И ум, и кровь, и откровенье жизни,
     Так пусть играет Новое Вино
     На радость обескровленной отчизне.
 
     Она юна, и вечность впереди,
     Но в грозный час огня и исправленья
     Отдай долги и с легкостью иди,
     Куда влечет тебя Предназначенье.
 
     Пройдут века, не сгинет род земной,
     И ты, мой друг, в час грозный и суровый
     Повенчанный с Небесною Семьёй,
     В обители Её вернешься снова.

     Вернешься ты в край пашен и лесов,
     Где сень берез и светлых рек разливы,
     Пусть мертвые хоронят мертвецов,
     А мы живём и будем вечно живы


Рецензии
Очень интересно, нужно и своевременно написано. А стих просто замечательный! Спасибо, Татиана.
С уважением,

Георгий Копалейшвили   28.01.2011 12:14     Заявить о нарушении
Очень рада, Георгий! СпасиБО!

Титана Светлая Татьяна Седанкина   28.01.2011 13:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.