Творчество окно в мир

Творчество – окно в мир
(Интерпретация стихотворения В.Петровской « Открою форточку – летите сны бумажные...»)

Лирическая героиня В. Петровской одинока (см. статью Н.В.Терехиной «Черты неосимволизма в творчестве В.Петровской»).
Первородное одиночество («Хвощей подобьем каменных веков в нас тишина прохладой прорастает...»)  плюс сознательно изображенное одиночество («останусь моно -  не хмурьте бровь...») невыносимо, как бы ни утешала себя  Лирическая героиня («Я отогреюсь комплексом вины и рассчитаюсь днем столпотворения»). Поэтому очень важным мотивом ее жизни является желание придти  к людям, соединиться с ними.
Главный  путь единения с обществом лежит через творчество. Лирической героине важно, чтобы о ней знали, понимали все нюансы духовной жизни. Показательно в этом отношении стихотворении «Открою форточку – летите, сны бумажные».
Открою форточку – летите сны бумажные,
шепну вам адрес сонно.
Там имя нацарапано мое
на сотнях нерифмованных деревьев;
глаза температурящей весны –
пейзажные средь жЕлезобетОна –
не выплаканы в детских колыбелях.
Летите, сны, со скоростью апреля,
а капли белладонны на прием
вас превратят, когда двенадцать бьет,
в чужое имя ... и тогда не дрейфьте,
в чужие сны, которых кот набредил.
Летите не в свое тысячелетье.
Но это уже будет вторсырье.
  «Сны бумажные» _- это стихи, произведения в которых частичка ее души и которые она  посылает  и в мир, и в пошлое, когда она еще не была поэтессой («там имя нацарапано мое на сотнях нерифмованных деревьев») Это прошлое дорого героине, оно всегда живо в ней, поэтому даже во сне она помнит о нем (« Шепну вам адрес сонно»). Адрес не надо вспоминать – он никогда не забывался и не забудется.
Настоящее время героини, ее нынешнее состояние – это состояние болезненного одиночества. Такие ассоциации вызывает лексический ряд: «открою форточку – летите, сны бумажные» (ассоциации с бумажными журавликами, которые выпускали в окно безнадежно больные дети Хиросимы); метафора «глаза температурящей весны... не выплаканы в детских колыбелях» (воспаленные глаза, слезящиеся глаза - и капель за окном, и слезы), «капли белладонны на прием» - и успокоительное, и смертельно опасный яд; кот наБРЕДил – все это определяет тему болезни, название которой  одиночество.
Не случайно героиня сравнивает себя с Татьяной Лариной «глаза... пейзажные средь жЕлезобетОна». Сразу вспоминается:
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
Героиня, как и Татьяна Ларина, полюбила один раз и навсегда, на всю жизнь. Она верна своей любви, живет этим чувством, но любовь безответна, потому что герой – житель надлунного мира. Так же, как и Татьяна, она одинока. Тема болезни сменяет тема смерти. Белладонна – яд, способный отправить человека в мир иной. «Двенадцать бьет» - граница времени, час перемен, когда карета превращается в тыкву, принцесса в Золушку, и время завершения одного периода существования, начало другого пути. В ином мире, «не в своем тысячелетье» у героини будет «чужое имя», ее стихи станут «чужими снами», и чужим людям будет непонятен их первоначальный смысл («но это уже будет вторсырье»).
Антитеза « пейзажные» средь «железобетона» обнаруживает конфликт между героиней и действительностью. «Глаза пейзажные» - нечто живое, прекрасное, совершенное, гармоничное – таков внутренний мир героини. «Железобетон» - черствость, жесткость, бездуховность, отсутствие жизни. Как выжили «глаза пейзажные» (глаза – зеркало души) среди железобетона? И в этом стихотворении, как и в других, продолжается неприятие героиней мира действительности.
Несмотря на печальный тон произведения, в стихотворении нет ощущения безысходности. Наверное, потому, что великая любовь, верность, творчество принадлежат вечности, это одни из главных ценностей, которые освещают путь людей на Земле. Неслучайны здесь « весна» и «апрель».
В стихотворении символичны даже немногочисленные бытовые детали – реалии окружающего мира. «Форточка» вместе с ассоциативным образом окна, в которое смотрит Татьяна Ларина и пишет «заветный вензель» - это окно в мир людей и в Космос, Вечность.
Великолепна звуковая организация стиха. Благодаря аллитерации – Сны, адреС, Сонно, Сотнях, веСны, СкороСть, Свое, вторСырье – мы как будто слышим свист то ли ветра, то ли  времени. Ведь стихи В.Петровской о вечности творчества.
                Н.В.Терёхина,


Рецензии