Александр Мартусевич. Братушки

О себе: родился в Ленинграде в 1969 году. Служба в армии с 1988 по 1990 годы. Закончил Политех в 1993 году, по специальности инженер-механик. Работаю менеджером по продаже промышленного оборудования.



Занесло меня в этом году в Болгарию. Что летом иностранцы делают на Балканах? Правильно: отдыхают на море. Но сидеть две недели как овощу на пляже — тяжко. И я постарался как можно ближе познакомиться с самой страной и ее жителями. Съездил вглубь страны, послушал гидов и поговорил с местным населением (благо, языки наши похожи и при желании можно друг друга понять).

Что же необычного, чего не найдешь в путеводителе, я для себя узнал? Кое-что было. Спешу поделиться.

Во-первых, столица. София поразила своим… отсутствием достопримечательностей. Кроме красивейшего собора Александра Невского, спроектированного и построенного русскими архитекторами, более ничего старинного и грандиозного. Даже королевский дворец удивил своей блеклостью. А если отойти сто метров от центральной площади, начинается неприглядная смесь из новых стеклянных зданий с обычными блочными 9-этажками советского периода.

Все как у нас. Окраины и вовсе не впечатлили — убогие обшарпанные домишки и старенький транспорт, ползающий по не очень хорошим дорогам.

И стоило пять часов ехать через всю страну, чтобы это увидеть? Правда, экскурсовод немного прояснил ситуацию с достопримечательностями: София только сто лет как столица, а до того был обычным «областным центром» под названием Средец — перелицованная на славянский лад Римская Сердика. А главным городом страны всегда был Стара Загора. Там и крепостной вал сохранился, и старинный замок присутствует (на обратном пути мы все это повидали).

Потом я побывал на самом юге страны, на границе с Грецией, в городе Петрич. Там жила всемирно известная прорицательница Вангелия. В прошлом году открылся ее музей, а точнее музейный комплекс: дом, в котором она жила, церковь, которую она построила на средства благодарных просителей. А также домик-хижина, в нем она принимала людей со всего света. Здесь все красиво и ухожено, много цветов и фруктовых деревьев.

При жизни тетя Ванга (так называют ее болгары) очень любила цветы, хотя любоваться ими не могла — она лишилась зрения в 12 лет в результате несчастного случая. И видела только будущее…

Здесь интересен факт, что большой, красивый храм имени Света Петки (Святой Параскевы), построенный на деньги глубоко верующей Ванги, не признан Священным Синодом. Я впервые в жизни видел «нелегальную» церковь, в которой не иссякает поток прихожан…

Потом нас отвезли в старинный Рильский монастырь, спрятанный высоко в горах. Там мы были на службе в церкви двенадцатого века. Проходя случайно мимо автохозяйства монастыря, я заметил свежее — выкрашенный пожарный автомобиль «ЗиЛ», автокран «МАЗ» и еще пару советских грузовиков. Хотя им было больше двадцати лет от роду, видно, что вся техника на ходу и ею до сих пор пользуются. Зачем тратить валюту, когда и старое работает?

Побывал я в старинных городах Несебыр, Бургас, Стара Загора. Центральные улицы городов с остатками крепостных стен и древними церквями восхищают, но запущенность окраин немного смазывает это впечатление. В Болгарии восемь или девять памятников старины под охраной ЮНЕСКО, в том числе Рильский комплекс и весь Несебыр целиком. Их виды есть на всех проспектах и открытках, их история описана во всех справочниках.

Еще поражает количество виноградников, а плантации болгарской розы — это чудо! Огромные поля этих цветов выше человеческого роста просто завораживают! Мы попросили остановиться у обочины и высыпали гурьбой из автобуса. Фотографировались, как умалишенные. Это гордость и символ Болгарии. Повсюду продается косметика с маслом болгарской розы. Мы тоже накупили себе таких сувениров.

Но это «лицевая» сторона страны.

А вот что я увидел, проезжая через индустриальные центры: заброшенные заводы в Дмитровграде и Дупнице, полуразрушенная верфь в Варне. Корпуса этих производственных гигантов зияют прорехами в стенах и пустыми глазницами окон. Повсюду плакаты и просто надписи краской «For sale» и «For rent».Такая же ситуация и в животноводстве — проехав по диагонали всю Болгарию, я не увидел ни одного стада коров, зато заросших бурьяном коровников и свинарников с проваленными крышами — много. Похоже, экономика давно сошла с социалистических рельсов, а на капиталистические никак не может встать.

Это же подтверждают и сами болгары: «Ох, как хорошо было при социализме! Весь Советский Союз кушал наше лечо, а мы получали помощь из всех Советских республик — оборудование, автомобили, материалы, специалистов» — это говорил мне пожилой болгарин, по имени Бисер, с которым я познакомился в Бургасе.

— Но теперь вы можете свое лечо и вино поставлять в Евросоюз, — умничаю я.

— Хе-хе. Если бы так все было просто. Наши товары не пускают в Европу. Или занижают входную стоимость до абсурда.

— Ого! И как вы с этим боретесь?

— Я? Никак,— смеется мой собеседник. Я вообще не специалист, это мне сын рассказывал, он живет и работает в Греции, здесь ему работы не нашлось.

Глубокий вздох, пауза, и Бисер продолжает: «Сам я тоже вышел на пенсию раньше срока. Работал на металлургическом комбинате, Россия нам поставляла в рамках СЭВ компоненты для обогащения руды. Демократия пришла, совет экономической взаимопомощи ушел — в небытие, а с ним и мой комбинат. Говорят, он сразу стал нерентабельным, его выкупили немцы и тут же закрыли. Четыре тысячи безработных. Вот».

Отношение к русским туристам в Болгарии самое хорошее. «Братушки» — называют они нас, помня из школьного курса истории об освобождении русскими войсками страны от турецкого ига. Более полумиллиона (!) наших солдат было убито и искалечено в битвах за Шипку и Плевну. В «благодарность» за это последний болгарский царь Борис третий во время второй мировой войны вступил в коалицию с Германией. Но когда Гитлер умолял самодержца отправить на Восточный фронт хоть одну дивизию, царь ответил: «Где мне найти генерала, который поведет войска против русских?». И ни один болгарин так и не выстрелил в сторону Советской Армии.

Возвращаясь к современной Болгарии: в стране нет большого количества природных ресурсов, и туристический бизнес наряду с виноделием и фармацевтикой составляют львиную долю валового дохода. Побережье между знаменитыми «Золотыми Песками» и «Солнечным Берегом» интенсивно застраивается шикарными отелями, владельцы которых, зачастую, — русские олигархи. Но… не все местные жители могут безбедно жить в условиях такой «демократии». Минимальная пенсия — около ста левов (2000рублей), что ниже российской, но выше многих постсоветских республик. При дороговизне бензина (1,2 евро за литр АИ-95) многие софийцы годами не ездят на собственное курортное побережье (пять часов езды по хорошей дороге).

Медицина — только платная. Никаких полисов! Пенсионерам дают скидку на медицинскую помощь, но, по словам того же Бисера, лучшие врачи уезжают в соседние, более благополучные страны. Где ж тут будет качество лечения?

К дорогостоящему высшему образованию страна тоже не была готова. Наш пожилой экскурсовод по Софии сетовал на то, как низко пал уровень профессионализма у специалистов. Я сам убедился в этом после такого случая. Во время экскурсии в Несебыр наша молоденькая сопровождающая при проезде по побережью указала на фешенебельный современный отель «Рим»: «Архитекторы хотели построить здесь копию фонтана «Треви», но после предварительной сметы отказались от этой идеи». Один из туристов задал вопрос:

— А почему фонтан называется «Треви»?

— А кто его знает, кто этот Треви, наверное римский вельможа, — весело сообщает девушка.

Мы с женой переглянулись в недоумении. Мне казалось, все гиды мира знают, что «Tree via» — это «три улицы», на пересечении которых и возведен знаменитый фонтан.

Зато люди здесь очень благодушны и искренни. Нет того «мусульманского» нахальства, как в Турции и Египте, и нет той высокомерности, как в Европе.

Тетя Ванга перед смертью оставила завещание своему народу, в котором есть такие слова: «Держитесь за Россию. Она ваша мать и ваш отец». Но новое правительство взяло четкий курс на Западную Европу. Да и чем мы можем помочь нашим «братушкам», если Болгария — маленькое зеркало наших собственных больших проблем?


Рецензии