Дети и жестокость

Уважаемые читатели!
Меня очень заинтересовали воспоминания автора Алисы Пердулаевой. автора сайта "Проза Ру" о её школьных годах, где она подробно описывает взамоотношения в классе в разных школах, где ей пришлось учиться, поскольку отец был военным, и они переезжали с места на место. Описанные ею проблемы, связанные с жестокостью одних детей и покорностью других, показались мне заслуживающими интереса взрослых читателей, поскольку я тоже сталкивался в детстве с нечто подобным. Многие родители не вникают в жизнь детей в школе и на улице, не знают, какие там порой творятся страсти. А ведь модель поведения детей "закрепляется" в психике и характере человека на всю оставшуюся жизнь, и если справедливость не была восстановлена в детстве, то нередко получаются изуродованные судьбы как у мучителей, так и у тех, кого они мучили и над кем издевались.

Рецензия на «Мальчики из классов» (Алиса Пердулаева) http://www.proza.ru/2010/12/16/244

Алиса, доброе утро!
С большим интересом прочитал ваши бесхитростные воспоминания. Мои наблюдения из детства во многом схожи. Я рос один в семье, у меня не было старших братьев, кто мог бы меня защитить, а родителям я бы никогда не стал жаловаться, поэтому защищаться от унижений и оскорблений приходилось самому. Сам я никогда никого не обижал. Меня выручало то, что с самого младшего возраста я не терпел несправедливости, буквально зверел, не чувствуя боли или страха, и мог буквально убить за оскорбление, поэтому со мной никто не связывался из тех, кто любил кучей унижать других ребят, типа вашего Богатырёва. Когда я совсем маленьким гостил у бабушек в Орле, то меня один раз начал обижать парень, который был гораздо старше и сильнее, то есть я не мог дать ему отпора. Пару раз я стерпел, а потом он меня достал, я шёл домой с улицы, а он с ребятами играл в кружок в волейбол. Я взял большой камень и запустил его со всей силы ему в голову. Хорошо, камень пролетел буквально на пару сантиметров мимо, иначе я мог его убить. Я побежал домой, а он вбежал за мной и кричал: "Он сумасшедший, он мог меня убить". Но больше он ко мне не приставал, и никто меня там уже не обижал никогда. Каждый год я ездил в новый пионерский лагерь (так уж получалось) на одну смену, и там всегда была сплочённая группа ребят, которые обижали и терроризировали тех, кого можно было обидеть, доводя некоторых до состояния, похожего на Богатырёва, так что его забирали раньше родители, а других просто держали в страхе. Среди них был обычно один "амбал", один маленький, хитрый и жестокий провокатор, и несколько обычных ребят, которым импонировало, что они вместе и за счёт этого сильнее каждого из одиночек. Меня они никогда не трогали, наверное чувствовали, что я не смирюсь с оскорблением, а я выбирал себе в друзья какого-нибудь хорошего парня, который сам за себя постоять не мог, и мы всегда были вместе, к нему тоже не приставали. Только один раз такой мой друг предал меня, я рассказал ему кое-какие личные вещи, доверился, а он потом переметнулся к моим недругам и всем рассказывал о том, что я ему доверил, и надо мной насмехались, это было для меня наукой, что не каждому "другу" можно доверять. Обычно в последний вечер перед отъездом домой происходила драка за эстрадой, меня вызывал кто-то из группы один на один, а потом из кустов выходили остальные, и мне приходилось сражаться с несколькими пацанами. Были синяки, ссадины, мне доставалось больше, но я ни разу не был избит и унижен. В старших классах я тоже всегда держал себя независимо, у меня были друзья, случались драки с другими ребятами, приходилось отстаивать "честь и достоинство", один раз по наводке одного парня на меня в вестибюле школы напали 7 человек, досталось прилично, один глаз заплыл, но потом они по одному приходили ко мне домой и извинялись. А того, кто их подговорил, я избил на глазах у всех на перемене возле учительской. Потом, позже мы помирились, я никогда не держал ни на кого зла.
Вообще, взрослое общество во многом напоминает детские коллективы, и всё зло, которое в нём существует, тянется оттуда, из детства. Когда зло сходит с рук в детстве, человек начинает творить ещё большее зло, когда подрастёт, пока его не перевоспитют в армии, не посадят, не убьют или не искалечат. Мне кажется, что взрослые люди должны задуматься, и не пускать процесс воспитания на самотёк, а таких учителей и воспитателей, как описанная вами классная руководительница, нельзя и близко подпускать к детям. Мы все несём ответственность за будущее наших детей и внуков, и их детей и внуков, и у нас нет более важной задачи, чем изменить мир в лучшую сторону, чтобы в нём не было униженных и оскорблённых. Заходите на мою страницу, может, там найдёте что-то интересное. С Новым вас годом, счастья и здоровья!
С уважением
Александръ

   ***   ***   ***
Здравствуйте, Александр. спасибо за пожелания)
я тоже хочу поздравить Вас с Новым годом

Вы правильно делали, что всегда защищали себя от посягательств...я лично тоже не понимаю, как можно терпеть унижения и побои

Алиса Пердулаева   18.01.2011 15:00   Заявить о нарушении правил / Удалить

    ***   ***   ***
Спасибо ва за отклик. Всё просто объясняется. Тот, кого жестокие ребята выбирали в жертвы, обычно обладал определёнными качествами. Это далеко не всегда был самый слабый или просто слабый мальчик, но он был слаб духом, то есть он обычно лебезил перед своими мучителями, шёл на унижения, пытаясь задобрить тех, кто над ним издевался, чтобы избежать ещё больших мучений, но это ему не помогало. Чтобы противостоять преобладающей силе, надо преодолеть в себе страх и быть готовым выдержать боль, возможно, даже увечья, но не сдаться мучителям, превосходящим числом и силой. А для этого надо стремиться нанести макимальный урон противнику, используя любые подручные средства, стоять до конца, победить их духом, потому что они имеют грубую силу, но применяют её только тогда, когда им самим ничего не грозит, причём вид крови и мучений жертвы возбуждает их ещё больше.
В той или иной степени издевательства сильных над слабыми присутствуют, наверное, почти в любой компании подростков, но там, где рядом нет авторитетного взрослого, понимающего, что происходит или может происходить, и не желающего опираться на жестокость, чтобы легче было управлять коллективом. Вообще это характерно для той ситуации, когда коллектива как такового нет, а есть разные ребята, где каждый сам за себя, а стая противостоит одиночкам.
Когда мои дети учились в школе, я входил в родительский комитет и старался с самого начала создать нормальную обстановку, чтобы были дружеские и добрые отношения между ребятами, совместные дела. Ещё нам повезло с учителями, особенно в младших классах, они не пустили всё на самотёк, старались, как могли, объединить ребят.
Всё это я говорю к тому, что взрослые не должны оставлять детей наедине с собой и своими проблемами, тем более сейчас, когда угроз жизни и психике детей гораздо больше, чем раньше, и когда сами взрослые не могут противостоять тем бедам и угрозам, которые их окружают.
Я считаю, что кардинальным решением проблемы воспитания детей, и особенно воспитания настоящих мужчин, было бы создание из наиболее заботливых и неравнодушных людей некоторой общественной организации или союза, охватывающего все слои общества, для защиты детей и детства в нашей стране. Я одно время ходил на сборы так называемого "Движения в защиту детства", но, несмотря на то, что она привлекла замечательных людей - врачей. педагогов, директоров детских и спортивных клубов, но её инициаторы не сумели направить силы в нужное русло, и получилась одна "говорильня" и критика перестроечной политики в отношении детей, точнее отсутствия такой политики.
У нас в жизни нет ничего дороже детей, их здоровья и жизни, их будущего, поэтому уж куда стоит вкладывать свои силы, так это в то, чтобы защитить всех детей от любых опасностей, но в то же время не дать им вырасти безвольными и неспособными к самозащите. Они должны чувствовать, что за злые поступки человек получает наказание, за добрые он бывает вознаграждён, а также. что он не одинок в этой жизни, что есть люди. способные защитить его в тех случаях, когда он сам себя защитить не в силах. Я считаю, что такая организация должна строиться на основе добровольности и решении конкретных глобальных и локальных задач, у неё не должно быть какого-то официального руководства, но она должна иметь чёткую структуру и строгую дисциплину, входя в неё, человек должен был делать конкретные дела для защиты материнства и детства, но и получать защиту в случае угроз его собственной жизни, здоровью, покушения на его имущество или нарушения его естественных человеческих прав.
А это моё давнее стихотворение, ведь сайт-то у нас стихотворный:
Счастье

Счастье ведал я и горе,
ввысь взлетал и падал в бездну,
шел на шум призывный моря,
позади оставив Детство.

Был глубокими снегами
устлан путь, и выли волки,
и хрустели под ногами
падших идолов осколки.

Укрывался на рассвете
ветра легким одеялом.
Встретил много я на свете
и надежд, и идеалов,

Но в одних разочарован,
усмехаясь над другими,
я дошел туда, где ворон
машет крыльями тугими.

Где за горною грядою
расстилается долина,
над лазурною водою
крик кружится журавлиный,
луч скользит,
с волной играя!

В распахнувшиеся двери
обретенного вдруг рая
робко руки простирая,
я стоял, глазам не веря...

Заселив глухую Вечность,
свили звезды в небе гнезда.
Как вода, тепло и воздух,
вечно будет - Человечность!

И отныне мне известно:
нет - Добра сильнее - власти,
о Любви все в мире песни,
только в детях
наше
Счастье!

   ***   ***   ***

Рецензия Виталия Гольдмана на мой очерк «Дети и жестокость»:

Ты прав! А А.Пердулаева имеет стержень внутри! У неё закалён характер!
Она рождена в семье военного во время присяги, у неё есть и сила воли...

Девчонка выросла в добропорядочной семье, папа и мама сильные люди!
Наездилась по огромной стране, объектов-то ведь военных понастроили...

Дети в школы приходят из разных семей, в одних пьют - ведь в других бьют!
Жестокость ребёнка - это реакции на поведение взрослых, работает бумеранг...

Виталий Гольдман   19.01.2011 00:53   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания

   ***   ***   ***
Виталий, вы правы насчёт стержня, в каждом человеке или он есть, или его нет. Чтобы этот стержень возник, надо, чтобы семья была полная, желательно с хорошими дедушками и бабушками, желательно неоднодетная, чтобы ребёнок в семье был защищён любовью, чтобы у отца и матери был твёрдый характер, но чтобы ребёнка при этом не избаловали. А остальное в характере закрепит среда - в детсаду, на улице, в школе, в спортивных или других клубах, потом в армии. Т.е. должна быть налажена цепочка, пройдя которую человек станет полноценным членом общества, способным создать крепкую семью и трудиться на благо общества и своим близким. У моей бабушки их было 9 братьев и сестёр, один погиб в Первую мировую, остальных я знал. Это был большой род, мы ходили друг к другу в гости, я чувствовал, что я не одинок в этой жизни, хотя своих дедов я не знал, один погиб на фронте, а второй умер в июне 1941 г. от сердечной болезни, но он был очень хорошим человеком, работящим и прекрасным семьянином. Я знал только дедушку Серёжу (бабушка вышла за него замуж уже в 50-е годы), он был учителем ботаники в школе, потом директором, очень меня любил, к несчастью, он умер от болезни, когда мне было 7 лет. Поскольку мой отец был фронтовик, то, наверное, у меня тоже был какой-то стержень в душе, я в принципе никогда не сдаюсь, хотя были периоды, когда я падал духом, но потом понял, что это от глупости и непонимания ситуации.
Насчёт "воспитания русского характера", я считаю, что характер воспитыается только трудностями и их преодолением, и тут у нас очень широкие возможности, гораздо большие, чем у жителей западных стран или США, посколку трудностей у нас пруд пруди. А воспитывать надо с детского возраста трудом и положительными примерами из жизни - окружающей жизни и на традициях предков. Хорошо конечно, что об этом заговорили на высшем уровне, потому что у нас по радио и телевизору почти не услышишь душевных русских песен, народного фольклора, не увидишь наших знаменитых ансамблей песни и пляски, зато с утра до ночи передают низкопробные американские боевики, собственные сериалы с жестокостью и насилием и всевозможных пошлых хохмачей, а также компьютерную "музыку" для молодёжи. На подобной "духовной пище" можно воспитывть только моральных дебилов и покорных потребителей китайского ширпотреба и международной порнухи. Так что проблема эта стоит, и кому-то её предстоит решать.
С уважением к вашему творчеству
Александръ


Рецензии
Александр, здравствуйте! Какая тема! Почитала и всплыли воспоминания, лагеря и пр. Тоже думала о б этом, даже написалось http://www.stihi.ru/2012/11/30/11440
Волнует до сих пор тема детей, а еще то, что надо быть на их стороне! Хоть и закаляет жизнь, хоть и не жаловались, но остается что-то неуловимо потерявшееся...
Спасибо вам!
С уважением, Алёна

Еленалена   03.01.2013 14:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.