Сезонный военный колхозник

Колхоз в Атабаеве носил имя И.И.Сталина. Каждое лето я работал на разных работах: пропалывал лен, теребил его,  вручную обмолачивал, расстилал на лугу. Подвозил к  трактору древесные чурки, которые служили топливом, возил разные грузы,  в том числе не только на лошадях, но и на коровах. Всех работ и не упомнишь! У меня на сайте были опубликованы рассказы  об этом периоде жизни. Я счел целесообразным привести их здесь:

КАК МЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ

     Дело было в военные годы  в русской деревне  Атабаево ныне Можгинского района Удмуртии. Эта республика славится лесами. Нашу деревню окружали  дремучие леса с множеством грибов. Однажды летом мама, я и сестренка отправились в лес за грибами.
     Быстро заполнили наши корзины  отменными грибами и обнаружили, что мы заблудились. Долго плутали в лесу до тех пор, когда я предложил влезть на высокое дерево и оглядеться. Я влез на высокую ель и увидел вдали какую-то желтизну. Когда мы дошли до этого места, оказалось. что это было жнивье от убранного поля.
     Мы вышли на дорогу, которая привела нас в деревушку.  Постучались в один из домов. Вышла добрая с виду женщина, которая пригласила нас в дом, накормила, уложила спать. Утром мы ушли домой.
     В последствии, когда я работал в институте, меня часто посылали в разные командировки. Общаясь с колхозниками, русскими, татарами, чувашами, я познакомился с отзывчивой, доброй, простой душой сельского народа. Они приветливо меня встречали, кормили. Поили, иногда и мыли в бане. Я до сих пор восхищаюсь ими и горжусь, что мне посчастливилось встретиться с ними.
     Мир не без добрых людей. Без них мир не мог бы существовать. Вечная им слава! А иным и вечная  еще и память!


  КАКИМ ОБРАЗОМ Я ТРИЖДЫ СТРАДАЛ ОТ ШПАНЫ

     Когда я окончил семь классов сельской школы, мама определила меня в Сарапульский кооперативный техникум  учиться на бухгалтера.  Я быстро стал отличником, каким был во всех классах средних школ - Красногорской, Атабаевской в Удмуртии и Сосновской в Кировской области.
     Наступили Октябрьские праздники. Учащиеся техникума отправились  по домам на краткосрочные каникулы. И меня потянуло вместе с ними. На вокзал отправились группой почему-то ночью. Вокзал был в стороне от города, нужно было переходить какой-то пустырь. Тут на нас напала шпана. Один из них ударил меня по шее. Я лишился пайки хлеба. Которая находилась в заплечном мешке-котомке.
     Когда возвращался в техникум из дома, на станции Пычас меня ограбил вор, когда я стоял на площадке между вагонами, вытащил жалкие картофелины, которыми меня снабдила мать в дорогу.. В ту пору билеты на поезда добыть было очень сложно, ехали между вагонами, на ступеньках вагона, на крышах.
     Третий раз я пострадал, когда ехал учиться в Казанский сельскохозяйственный институт в 1947 году. Мама в очередной раз устроилась работать учительницей в Кузнечихинскую среднюю школу Татарии. Я из Кузнечихи добрался до пристани на Волге-Переволоки, чтобы сесть на пароход до Казани. Не знаю почему, но у меня в кармане лыжных брюк оказалось полотенце.
     Оно и «прельстило» вора, который в ожидании богатой добычи разрезал мне карман.  Не помню, что произошло потом с полотенцем.
     Было еще одно покушение на мою собственность - карманные часы, которые я приобрел, будучи аспирантом. Это было в городском трамвае. Пальцы вора касались кармашка брюк, в которых находились часы. Но это поползновение я быстро обнаружил, и афера карманника провалилась.
     Вспоминаю «легальных воров» - цыган. Однажды к нам в сельский дом, который мы нанимали  в селе Светлом Воткинского района Удмуртии, вломилась цыганка. Продемонстрировала свои «фокусы» с иголкой, платком  и выманила у мамы 25 рублей. С тех пор я к цыганам отношусь настороженно, хотя их пение и пляски мне нравятся.
     Избави бог встретиться  с любыми представителями преступного мира!


КАК Я ПОЗНАКОМИЛСЯ СО ШПАЛАМИ, ИЛИ КАК
МЕНЯ ПРИНЯЛИ ЗА ДИВЕРСАНТА

    Я добирался домой в деревню АТАБАЕВО  Можгинского района  Удмуртии из Сарапульского кооперативного техникума на краткосрочные каникулы в Октябрьские дни. Из Сарапула до станции АГРЫЗ  доехал в межвагонном переходе.  На последнее станции всех «незаконных» пассажиров милиция сняла. Почти все они потом снова угнездились на прежних местах..
    Я по своей неопытности и нерасторопности не смог попасть на поезд и решился идти 45 км пешком до станции Пычас. Хлеб мой украли, и я голодный шел эти километры. наступила ночь и недалеко от станции Пычас меня остановил какой-то не в меру бдительный мужчина. Он дотошно допрашивал, куда иду, зачем, где учился и учусь, фамилии учителей и.т.д., что же, он меня принял за какого-то вредителя, что ли?
        Расспросив меня, наказав больше не ходить по железнодорожным путям, он отпустил меня восвояси. На станции жила моя дальняя родственница. Она меня накормила, уложила спать, а утром я прошел последние 5 км по проселочной дороге до моего дома.


КАК МЕНЯ «АРЕСТОВЫВАЛИ»

      Это печальное происшествие произошло в деревне Атабаево  Пычасского (теперь Можгинского) района Удмуртии. Я  учился  тогда  в средней школе (6-8 класс). Летом работал в колхозе имени Сталина. Удмуртия всегда выращивала лен-долгунец на волокно. Я вместе с моими товарищами поло лен, во время созревания «теребил» его, потом обмолачивал при помощи «валька», деревянной «култышки»  с ручкой( женщины пользуются при стирке) и доски, расстилал на траве в овраге. Научился запрягать  и управляться  не только с лошадьми, но и с коровами, работал на них.
      Однажды бригадир, женщина (тогда мужчин в колхозе было очень мало) поручила мне пригнать трех лошадей, которые находились в ее дворе, в колхозную конюшню и дала при этом для чего–то добротные вожжи.  Что я с ними мог сделать?  Я не знал, что это были загнанные, «оштрафованные» лошади.  За потраву из соседнего колхоза.
      Надо было мне сразу отказаться от такого глупого задания, потому что был неопытен, глуп,  при том исполнителен и послушен. Я подошел к воротам дома, открыл ворота, лошади выбежали и помчались по дороге.  Я за ними следом.  Лошади остановились на лугу около какого-то селения.
      Тут меня и арестовали пожарные. Я рассказал им всю историю, но они мне не поверили. Вместе с провожатым «конвоировали» меня в пожарную часть Атабаева для выяснения обстоятельств. Каким то образом моя мама узнала о моей беде, пришла в пожарную часть, отругала пожарников и увела меня домой.
      Что давала моя работа в колхозе? На заработанные трудодни выдавали не помню сколько  определенное количество граммов муки. Но эти крохи были каким-то подспорьем в нашей голодной жизни. Здесь я познакомился с лаптями, носил их даже зимой, не помню, сколько времени.
      В Атабаеве я начал баловаться сочинением стихов, что привело в конце концов к моим «кандидатству» и «доцентству». Как это случилось? Со мной в Атабаеве учился мой тезка Кашин. Мы вместе с ним потом оказались в Казанском  сельхозинституте. Там на собрании курса он предложил мою кандидатуру на «пост» редактора курсовой стенгазеты., мотивируя свое предложение моим стихотворным увлечением. Потом я попал в редколлегию институтской сатирической стенной газеты « Теленомус», где редактором был сын ассистента кафедры растениеводства. Затем я стал кружковцем этой кафедры и «надеждой» профессора Р.Р.Хусаинова.


О НЕСОСТОЯВШЕМСЯ ПОКУШЕНИИ НА МОЮ ЖИЗНЬ


     Когда я учился в средней школе деревни Атабаево Можгинского (тогда Пычасского)  района, к нам в гости приехал родственник. Однажды мы с ним отправились на нашу небольшую «плантацию» картофеля на край деревни. Рядом протекала небольшая речка, ее окружали полянки травы, на которых паслась чья–то корова.
     Вдруг она стала задыхаться от вздутия живота- тимпанита. Корова, видимо, наелась одного увлажненного клевера. Мой родственник подбежал к корове, а мне велел принести финский нож, который лежал в борозде (я его раньше не видел). Корова была вовремя зарезана..
     Некоторые очевидцы недоумевали: «А для чего этот мужик взял с собой нож?» Кровавых происшествий в деревне не было, родственнику ничто не угрожало. Да простят меня его душа и ГОСПОДЬ, но я подразумеваю, что нож он взял  неспроста, по велению какой-то мании.
     Мама постоянно опасалась за меня, так как родственник в свое время перенес три существующих видов тифа: сыпной, возвратный, третий, кажется, называется кишечным. Это неблагоприятно сказалось на его психике.
     БОГ хранил меня и предупредил мое свидание  с  родственником  в Ижевске. Мама что-то напутала с телеграммой.


Рецензии
Михаил!
Как же зримо описываете Вы события давних лет! Читаешь и всё видишь, осознаёшь, ощущаешь...
С большим интересом и удовольствием прочитал. Да, велики те трудности, что пришлось пережить Вам в жизни...
Всего Вам самого доброго и, в первую очередь, крепкого здоровья!
С уважением,

Валерий Подобудчик   12.01.2011 13:23     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Валерий!
Михаил

Михаил Васьков   12.01.2011 17:09   Заявить о нарушении