работа с текстом

ВНИМАНИЕ! Содержит ненормативную лексику.

*
it from bit
Джон А. Уилер

*
В отношении графического оформления сакрального текста к каббале ближе даосизм, утверждавший, что его канонические тексты (цзин) в ходе процесса космогенеза появляются сперва в различных небесных мирах эманации в форме гигантских иероглифических знаков, впоследствии обретаемых в откровении святыми на земле. Вообще же внимание, которое каббала уделяет буквам, их комбинированию и созерцанию, роднит ее с тантрической традицией индуизма и буддизма.
Е.А.Тоpчинов, Религии Мира: опыт запредельного [психотехника и трансперсональные состояния]

*
Согласно Талмуду, в Торе есть четыре уровня понимания текста, называемые: «ПаРДеС» («Сад»). Это понятие является аббревиатурой:
- «Пшат» — простое, непосредственное понимание;
- «Ремез» — букв. «намёк»;
- «Драш» — толкование;
- «Сод» — тайна.



* * *

Для примера возьмем известный большинству взрослых категорический императив (http://clck.ru/4bfV):

ИДИ НА ***

> Пшат: уйди / отстань (в смысле различных вариантов отделения, отъединения).
> Ремез: намек на превосходство (с гендерным сексуальным подтекстом): мол я тебя прогоняю, потому что … (я сильней, я умней, я мужик, я все это и так знаю, я женщина самостоятельная и т.д. и т.п).
> Драш: 1) хочешь меня поиметь? не выйдет! 2) есть желание тебя поиметь, но не получается, поэтому уходи / отстань. И в том, и в другом случае сила (potencia) оборачивается слабостью, дестабилизацией в рамках возникшего контекста. Энтропия нарастает до момента "локальной смерти" контекста.
> Сод: отсутствие Любви (внутреннего Света) приводит к невозможности объединения, следствием чего является в т.ч. нарастающая “атомизация” человеческого общества (доп. материал - http://clck.ru/4bI4).


Далее блиц-опрос по теме:

1) Какой императив чаще встречается Вам в повседневной жизни:

…...................А. Иди НХ (и его вариации: отстань, некогда, нет времени, не хочу это слушать, это не в моем вкусе и т.п.)

…...................Б. Возлюблю-ка я ближнего своего, как самого себя (а дальше - http://clck.ru/4bP4)

2) Какой императив чаще всего используете Вы в ситуациях недостаточной потенции (силы) к преображению контекста в желаемый.

…....................А. ?
…....................Б. ?
…....................В. Иное (вдруг возможно что-то еще в этой забавной жизни).


________________________________________

КОНТЕКСТ
(лат. contextus - соединение, тесная связь) - квазитекстовый феномен, порождаемый эффектом системности текста как экспрессивно-семантической целостности и состоящий в супераддитивности смысла и значения текста по отношению к смыслу и значению суммы составляющих его языковых единиц. К. структурирует веер возможных аспектов грамматического значения того или иного слова или предложения, посредством чего задается определенность смысла языковых выражений в пределах данного текста. Вне К. языковая единица теряет дополнительные значения, диктуемые общим смыслом текста, утрачивая ситуативную семантическую конкретность и эмоциональную нагруженность, и - "значит лишь то, что значит" (программная характеристика произведения искусства теоретиком раннего экспрессионизма Э. Кирхнером). В языкознании понятие "К." приближается по своему содержанию к понятию системного значения семантически законченного текстового отрывка, обладающего свойством целостности; в математической логике общее понятие "К." дифференцируется на экстенсиональный К. (в рамках которого эквивалентность и взаимозаменяемость выражений устанавливается по признаку объема) и интенсиональной (где логическая взаимозаменяемость определяется по критерию содержания). Центральный статус понятие К. обретает в постструктурализме и постмодернизме. Трактовка текста как принципиально децентрированного (Деррида) и интерпретация его структуры, подвижно организованной в качестве ризомы (Делез и Гваттари), создают возможность его вариативных деконструкций, порождающих фундаментальную плюральность гипотетически бесконечного числа К. - Конституирование бытия текста в качестве нарратива (см. Нарратив) превращает эту возможность в действительность в процедуре "означивания" (Кристева). Сопряженность семантики текста не с его объективными характеристиками, и не с объективным по отношению к читателю субъективным миром Автора, но с самим читателем (феномен "смерти Автора" - см. Смерть субъекта), предельно расширяет само понятие К., включая в него аксиологические системы отсчета читателя, его культурный опыт (воспринятые культурные коды) и фиксируемые в симулякрах (см. Симулякр) предельно индивидуализированные субъективно-личностные смыслы.
http://clck.ru/4bGn


Рецензии