Литературная борьба переписка

Марина Шамсутдинова:
Вековечное русское барство,
Удивительное постоянство
В смене старых и новых картин
Там и варварство, там и чванство,
Прикупил по дешевке дворянство,
Внук холопий, торгаший сын.
Из нагретых обкомовских спален,
Слово пакостное Хозяин
Выбирается из глубин…

Голубиная наша вера,
Ястребиное наше слово.
В гордой выправке офицера
И учительском добром : «Толково»
Выставляется на правеж.
Только режь ты меня на части,
Распусти ты меня по жилам,
Но хозяину не служила
Никогда. Вот гламурная ложь -

Накопление капитала…
Только мало ему, все мало
«Толстобрюхому богачу».
Он жирок отсосал в салоне,
Приложился к святой иконе,
И уверен, я тоже хочу
Помотаться по куршавелям,
Сделать пилинг, Монэ, Боттичелли,
Прикупить пока не успели,
Откупную собрать палачу.
«Надо ставить реальные цели».
Я таких вершин не ищу.

«Только каждому по заслугам
Будет дадено». В это верю.
И не смыть ни греха, ни позора
Ледяною крещенской водой.
Ни пешком, ни четверкой, цугом,
Не пролезть похудевшему зверю,
Сквозь ушко одно золотое
Кошелек не возьмешь за собой.

Что успех? – напускная гордыня,
Жизнь песком проскользнет между строчек
И как в зеркале в сытом сыне
Отразится трусливый отец.
Целиком умирать не захочет,
Заморозит в заморской машине
Мозг, желудок и пару почек
И преставится, наконец...

Иван Шепета:
"Марина,
я не по поводу конкретного стихотворения, ибо стихотворение "так себе",
без открытий. Дались они Вам, богатеи. ВСЁ СТАНЕТ НА СВОИ МЕСТА ОЧЕНЬ БЫСТРО. РАЗОРЯТСЯ, если бары. Многие уже разорились. Стерлигов, например.
Я по поводу сборника "Нарисованный голос", который читал ночью после вечера, пока летел в самолёте. Я так понимаю, что сборник недавний (даты нет). Стихотворение "Русак" увидел в вашем списке на Стихире, следовательно сборник вышел недавно. Неплохо для старта. Есть дарование,
а значит, есть с чем работать. Мне понравились отдельные строчки, например, "верните женщину в любовь","зигзаг - удел идеалистов (почему, кстати?),"слово моё дрожит, как птенец на ладони","проживу свою жизнь как чужую", даже четверостишия. В частности то, которое под фотографией. И это:

Опять писала не о том,
и не тогда -
не очень признанный приём
во все года.
(я поставил свою пунктуацию и орфографию, так будет правильней)

Вы сказали, что вы - член Союза СП, судя по учителям того, в котором руководитель Сидоров В.В. Знаете, Литературный институт, наверное, не на пользу Вам пошёл... Конечно же, поэт на службе у общества, но женщине лучше писать стихи о любви. Упрекать других, распространять вокруг себя отрицательную энергетику протеста и неприятия легче, чем генерировать гармонию. Дорога борца за гражданские добродетели шире собственной тропинки художника. Но идти следует только собственной тропой мыслителя и художника слова, пусть это многократно труднее."


Марина Шамсутдинова
Ответ Ивану Шепета:

Спасибо за совет,Иван, но я с вами не соглашусь. Слава богу советчики в моей жизни были и разные, дорога , которую вы мне предлагаете, протоптана и пропахана, таким стадом русских писателей и поэтов, что и травинки на ней живой не найти. Те строки, которые вы назвали лучшими у меня - ранние и следовательно соответствуют определенной школе русской поэзии, но вы ошиблись, я не новичок, и сборник который вы держали в руках(второй) скорее первая половина моего творчества, даже и не начало а скорее его середина.
Женским поэтом не была и не буду, пейзажником, тихим лириком тоже. И место свое знаю и цену стихам своим тоже.
Думаю что и Леонид Вышеславский, и Юрий Каплан, и Станислав Куняев, и Леонид Волгин достойные критики и учителя.
То, что вы сочли эпатажностью - есть и моя жизненная позиция и готовность к борьбе, и в первую очередь к борьбе за русскую литературу, против набившей оскомину брюсовщины, правильности и серости, однообразности.
Сейчас многие беруться экспериментировать со звуком, с частью слова, но вам страшно то, что называется смыслом слова, то что заставляет думать, в первую очередь думать, человека.
Это то, что в свое время назвал Бродский - стихосложение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения.
А ваши стихи - пусты, правильны и пусты. И это страшно.
Делать стихи и писать их не одно и тоже. Я не хочу переходить на личности, вас не в коей мере мне не хотелось бы обидеть и оскорбить. Хорошо, что поэзия помогает вам в жизни, но она никогда не будет интересна широкому кругу читателей, потому что она безлика, вы боитесь слова, боитесь назвать вещи своими именами, играете в поэта, а вам ведь гораздо проще быть поэтом. Потому что вы мужчина, вам сам пол предписывает это звание.
Вы многому учились, это чувствуется, но вы должны знать что в стихах может существовать глубинный смысл , не пошленькая прописная истина, а то что заставляет читателя мыслить, додумывать, воображать, становиться сотворцом писателя?
Я многих раздражаю, это не новость, но мои стихи любят, значит простой читатель еще не засорил свои души и мозги деланной литературой, в которой есть правильные рифмы, знаки препинания, но нет главного - души и слова живого, своего , не деланного, а выстраданного.

Мне жаль вас, тружеников, зря
Вносящих в пустоту слепую
И след последнего царя,
И желчи разрывную пулю.

Талант использовать других,
Перелицовывать чужое,
Все мысли воровать у книг,
И слово убивать живое.

Из пальца высосанный бред
Измученного вдохновенья –
Рожден еще один куплет...
И обесчещено мгновенье.
........................
Но может статься и меня
Когда-нибудь начнут почитывать,
И как батрачку у плетня
За скудоумие отчитывать.
(1998)
Я давно и много читаю чужие стихи, с раннего детства. До двадцати лет я и не помышляла даже начать писать стихи, я только читала чужие и многое поняла: пусть у меня нет таланта посмотреть на себя со стороны, поэтому критиковать и хвалить себя бессмысленно, но я прекрасно чувствую как я раздражаю многих, особенно тех, чьи стихи считаю искусной подделкой под поэзию

И эти люди говорят мне о любви,
И эти люди пишут об искусстве.
Мне молвят: «Честен будь и не солги!»
Их слог высок и все-таки искусствен.
(1998)
и нахожу друзей среди небольшого, но живого и талантливого меньшинства нашей русской современной литературы, видимо «своя своих познаша».
Но за нами читатель, я в это верю.
У меня нет средств печать себя тысячными тиражами, но мои книги находят, их зачитывают до дыр, значит в них что-то есть...
А по поводу Литературного института:
вот что нам сказали при его окончании,( кстати надо было иметь характер, чтобы не сломаться и дойти до конца, из 120 поступивших, нас окончило меньше сорока человек.)
так вот нам сказали, что научить писать Литинститут не может, хотя отучит писать стихи многих, так как в глубине души любой писатель знает себе цену, чтобы не пели ему в уши его критики.
Так вот нам сказали: тем немногим кому Лит. поможет - это те самые таланты, неудобные и неперевариваемые бездарями, единственное чем мы вас можем защитить от них - это диплом, который не позволит подобным людям и обществам голословно заявлять вам, что вы не умеете писать и пишите неправильно...
Так что меня учили, как правильно можно писать…
ТО, что вы считаете юностью и ученичеством, давно уже жизненная позиция. За спиной у каждого из нас свой опыт. Не правда ли?
За свой опыт я хорошо заплатила и жива и здорова, потому что есть мои стихи, ради них меня и оставили на этом свете.
Если под гармонией понимать спящее болото, то мне противна подобная «гармония», она от лукавого, мне доводилось читать чистые и прозрачные стихи истинных гармонизаторов, вы не из их числа.
Вы просто хорошо и старательно учились теории литературы, можете отличить ямб от хорея, мужскую рифму от женской, а еще усвоили законы стаи, то есть того кто не с вами нужно сожрать, только напрасно все это, я не с вами, но и не с ними. Союз Писателей меня тоже не очень то жалует. Но, поверьте, это не важно.
Все это канет и минет, мне нечего делить не с вами, не с ними. Я просто пишу стихи, не за малиновые штаны, не за бассейн ПЖ, просто мне есть что сказать и есть люди готовые меня слушать, самое поразительное мои стихи воспринимаются в любых аудиториях, среди самых разных слушателей, даже детей, а уж они не лгут :))
Я знаю все свои стихи наизусть, даже поэму, потому что каждая строка в них для меня выстрадана и не придумана.


Вы можете посчитать меня глупым ребенком не слушающим добрые чужие советы, женщиной забывшей о своем естестве, но это не так . Если под работой над собой и под развитием «Дарования» следует понимать умение не высовываться и не подставляться, умение писать академически правильные стихи, то поверьте, я найду время чтобы создать журналисткий шедевр типа «Самоучителя по написанию правильных, похожих друг на друга стихов» в духе Остапа Бендера из «Золотого теленка». Я высмею вас, со всей вашей правильностью и искусственностью, со всеми березками и топольками, со всеми играми в слово, ибо поэзия это не цирковая арена, а мудрость народа, который сам выбирает что ему передавать из уст в уста по цепочке от поколения к поколению. Мои стихи не стоят этого, но есть талантливые молодые ребята, которые не могут пройти к печатным изданиям через рогатки , которые вы им чините, за них я буду стоять горой и биться пока хватит сил.

Удачи вам , Иван, и простите если показалась грубой.

Иван Шепета,
Ответ Марине Шамсутдиновой:

Я бы запретил господину Куняеву преподавать. Он учит не поэзии. Этому научить невозможно. Он учит самомнению, тупой разновидности национализма, поиску врагов, а не друзей или истины.

Я на Вас не обижаюсь, потому что (каюсь!)вполне сознательно Вас спровоцировал, зная, как Вы амбициозны, я же видел Ваши стихи ещё до того, как побывал в Иркутске.


Марина Шамсутдинова:

Куняев здесь не причем, клянусь.
Вы наивный человек, если считаете что он оказал на меня столь большое влияние. Я была такой и до него,Станислава Юрьевича Куняева уважаю, это правда, как человека с активной жизненной позицией. Нельзя говорить о человеке как о классике раньше чем через сто лет после его смерти.Каждый народ творит свою национальную литературу, не русских за нее винить.
А Багрицкого стихи мне нравятся, "нас водила молодость" меня потрясли в свое время, и Межиров "Коммунисты ,вперед", это не идеология.
Это позиция творца.
Презираю Евтушенко, за публичный показательный отказ от ранее написанных стихов, это даже термина точного не имеет.
Восхищаюсь Мандельштамом за то что называл вещи своими именами, не уважаю Пастернака, за первородную слабость и приспособление к обстоятельствам и умение не вмешиваться, когда убивают близких.
Бродского знаю наизусть и преклоняюсь перед глубиной его поэзии, презираю его эпигонов, со слабыми попытками встать на цыпочки и перечитав академических словарь, выдать нечто клупокое...
Восхищаюсь Рубцовым за чистоту и прозрачность.
Я считаю что поэт-творец не отделим от человека -поэта :))

Стихи производная души, это тот самый ключ из которого мы черпаем свое слово.

Куняев просто взял меня в свой семинар,выбрал из тысяч пришедших в 1998 году творческих работ (без блата) также как и многих других, не было ничего, чтобы завербовать кого-то, переучить.
Ничего личного, многие люди пробуют пройти творчекий конкурс по 10 лет подряд, я прошла с первого раза и попала в первый набор Станислава Юрьевича, я была ему не близка по духу, но близка по слову.
Может это самое главное.?
Я ничего не имею против людей любых национальностей, я против приспособленцев, против способностей подменять понятия, против любых сообществ основанных на отношениях далеких от литературы.
"Поэта судят по его вершинам, плохое стихотворение может написать каждый".
Я - максималист, читаю только вершины, мне скучно рыться в огромной куче подделок под поэзию, но если находиться одна великая строка я честно ее произнесу и запомню, и мне не важно кто ее написал, совсем не важно.

http://www.stihi.ru/2008/11/05/3700
Мы дети, выжившие в девяностые -
Депутаты делили власть,
Не могли накричаться всласть,
Затевая дебаты острые.
Мы пили из майонезных баночек суп,
Бесплатно в школах раздаваемый от бескормицы,
От всех болезней - анальгин был только в больнице.
Мы мечтали отоварить по талонам колбасу,
А ещё нам безумно хотелось конфет,
Любых, даже батончиков без бумажки;
Родители выглядели уставшими,
Глядя в наши голодные желторотые рты;
говорили: «Нет!»
Нет конфет, мяса - нет, хлеба - нет.
Есть - винегрет
Из домашней картохи, свеклы, огурцов…
Мы не видели дома голодных отцов,
Равнодушно спивавшихся по гаражам;
Им нечего было дать нам, они напивались в хлам.
Нас для них стало слишком много,
Кормить нас было дорого,
Водка была дешевле, они напивались без цели.
Нас кормили голодные матери,
Посылая отцов по матери.
Некоторые залезали в петлю,
С запиской: «Не прокормлю!»
Детдомов тогда открывалась тьма -
Нас толпой возвращали стране, государству.
Детсады превращали в детдома,
Нам светила колония да тюрьма.
Государи заступали на царство,
Плодилось новое барство…

Мы хотели поступить в ГПТУ;
Спецодежда, бесплатный «хавчик».
Там любой упакованный мальчик
Осуществлял свою мечту.
Было модно носить телогрейки,
Катанки-валенки; картонные наклейки
Становились качками. Шапки-пидораски
Защищали мозги от тряски;
На нас испытывали новый героин,
И дольф лунгрен был нашим героем,
И грудастая сабрина украшала каждый туалет;
Нам говорили: «Ничего интересного нет!»
Но у нас был свой интерес,
Мы знали уже, что в России есть секс!
А где-то есть колбаса.
До Москвы электричкой четыре часа -
И у вас уже есть колбаса!
В сытых городах Очередь требовала прописку
При покупке колбасы;
Мы говорили: «Дядя, не ссы!
Мы живём за углом, здесь близко!»
Вот такие у нас были шутки.
Мальчиков забирала армия,
Девочки шли в проститутки
Заработать на жизнь достойную.
Затевались новые войны.
Нас всё равно было слишком много…

Сейчас нам уже под тридцать,
Мы полноценные единицы.
Тем, кому повезло уцелеть и не спиться,
Предлагают за деньги плодиться,
Готовят четвёртый на нашей памяти кризис.
У власти шесть тезисов, как катехизис.
Зарплаты замораживают понемножку -
Нам уже наплевать!
На все фокусы власти мы отвечаем одним:
Угрюмо садим картошку!
Нас по-прежнему много, мы выжили
И нарастили на душах броню,
Мы не верим новому дню!
Во славу чьих-то славных идей мы не рожаем детей!
У нас на счетах ничего не сгорит,
Потому что нет ничего!
И пока у нас ничего не болит,
Мы празднуем над властью своё торжество!..

----------------
2008-11-04 Шамсутдинова Марина

Стихотворение опубликовано в журнале "Наш Современник" № 7 2009г.


Марина,
ну что сказать - шикарно, в смысле "гражданственности". Я так не смогу, поскольку я, по твоему определению, "упакованный мальчик". Горько всё это читать, потому что делю ответственность в определённой степени за твоё неудавшееся детство и молодость. Не твою конкретно, а твоего поколения, таких же девочек и мальчиков, на которых испытывают героин.
Поздравляю с замужеством. Редкая удача в наши дни. Видимо, ты очень сильная личность. Горжусь знакомством.


Рецензии