Guns N Roses - Не слышал ганзов? Полжизни потерял!

«Государство – это я!» – эти слова приписываются то одному французскому королю, то другому французскому кардиналу, но в нашем случае (многие, кстати, не то, что считают, а уверены, что случай этот клинический) – «Группа – это Я!» Я (в смысле он) – это Уильям Брюс Бэйли, позже ставший Уильямом Роузом (когда узнал фамилию своего биологического отца), а ещё позже (и с тех отныней и до наших вовекивеков) – Дабл-ю Экслом Роузом (W. Axl Rose)! Тут явственно проглядывает и аббревиатура английского слова «war» (война), а кое-кто и утверждал, что этот псевдоним появился, благодаря молодёжному сленгу и означал анаграмму «орального секса». В общем, как обычно в таких случаях, хрен-де редьки не слаще, а то и просто – хрен. Вспоминается и пара-тройка расшифровок названия группы W.A.S.P., но на прямое требование истины в последней инстанции её лидер Блэки Лоулесс лишь загадочно улыбался и отвечал, что только он знает, что на самом деле означает это буквоточие, но – естественно, ни кому не скажет. Ну, да “the idol” с ним! Речь сейчас всё же об Эксле. Появился он на свет по западно-восточному астрологическому календарю водольющим тигром. Вся его последующая жизнь была очень похожа на этот образ. То он кормил всех исключительно обещаниями, после чего все промоутеры мира сошлись на том, что, даже если Эксл за секунду до оговорённого времени начала выступления Guns N`Roses находится у выхода на сцену, это ещё не гарантия того, что он сделает хотя бы шаг в этом направлении, и наоборот – частенько он, погружаясь в остервенелый транс, носился по этой же сцене и по всей планете с такой скоростью и напором, что все, включая тех же промоутеров, понимали, что стоять у него на пути очень опасно. Он – знает, что делает. Кстати, в самый жаркий период своей карьеры с 1987-го по 1991-ый года Эксл неоднократно был арестован за нападения на кого-либо – будь то фотожурналист, охранник гостиницы или особо рьяный фанат. А уж с коллегами по группе и по хард-рок-цеху сколько он передрался, и не сосчитать. Правда, чаще, в результате, били его, а не он – но Эксл не сдавался и хотя бы раз прикладывался кулаком к обидчику. А потом уже к Экслу (вернее, к определённым его, извините, местам) прикладывался лёд. Ходили даже слухи, что пока все уильямские вдохновители (от «аэросмитов» до «роллингов») пили оздоровительный чаёк в реабилитационных центрах для алко-наркоманов, сам он подвергался терапии управления гневом, объясняя это повышенной чувствительностью к окружающему миру и излишней эмоциональностью помноженной на болезненный максимализм. Но, как известно, все наши глубокие душевные благости и ещё более глубокие подсознательные горести кореняться в наших детских годах (а порой и первых месяцах), так и у Уильяма Брюса Бэйли, в общем-то, достаточно грустно-стандартная история – жестокая мать, ненавистный отчим, уличное (читай «криминальное») воспитание да ещё и два младших брата, за которыми глаз да глаз и за которых глаз за глаз. И даже пение в церковном хоре и иногдашнее получение призов за чтение библейских стихов не помешало юному Уильяму скатиться к вершинам своей карьеры и даже занять в далеко далёком будщем, в августе 2004-го, седьмое место в списке «Возращение 50-ти самых лучших фронтменов всех времён». А начал он петь (в том же преподобном хоре) в возрасте пяти лет, а потом вокальным кумиром Эксла стал его европейский ровесник Майкл Монро из Hanoi Rocks. Первые имиджевые пассажи Эксла прямо отсылали к образу этого парня, а те, кому это не нравилось, тоже прямо отсылались, куда подальше. С таким вот багажом и настроением он подошёл в окружении первых (и самых впоследствии легендарных) соратников к дебютному бутлегообразному мини-альбому под вывеской Guns N`Roses `Live?! Like A Suicide`. И вот он, тот самый состав тех самых ну очень плохих парней: Дабль-ю Эксл Роуз (W. Axl Rose) – вокал; Иззи Стредлин (Izzy Stradlin) – ритм-гитара; Слэш (Slash) – соло-гитара; Дафф МакКаган (Duff McKagan) – бас-гитара; Стивен Адлер (Steven Adler) – барабаны. Иных уж нет, а те далече… Нет, конечно, живы пока они все – но живы, кто чем. Иззи и Стивен занимаются сольными проектами да играют иногда с кем-нибудь то на записи, то на концертах. Слэш и Дафф пока ещё составляют костяк не долго пошумевшей группы Velvet Revolver. Кстати, после того, как уволили чрезмерно буйного вокалиста Скотта Вейланда (экс-Stone Temple Pilots), в воздухе, вернее, у микрофонной стойки запахло (пардон!) Ленни Кравицем – но это пока всё ещё слухи. Но для старых фанатов они до сих пор осколки Guns N` Roses – и ни кем иным им не стать. Однако выросло уже новое поколение «волосатиков» с не замыленным глазом и таким же ухом, и для них Guns N` Roses ассоциируется с очень-преочень долго-предолгожданным альбомом `Chinese Democracy`. И эти планируемые 14 треков мы ждём 14 лет. Потрачено на их создание и прожигание порядка 14 млн. долларов. Каббала прямо какая-то… По большому счёту, весь этот кошмар начал приобретать отчётливые формы 23 ноября 1993-го года, когда занимающиеся саморазрушением уже мега-звёзды (и очень активно помогали им в этом бесчисленные тур-менеджеры и всяческие групиз-трупиз) выпустили не внятный кавер-альбом-отмазку, диск-недоразумение `The Spaghetti Incident?` И вот с тех пор можно начинать отчёт создания нынешнего диска, потому что Эксл именно в те годы написал песню “This I Love”…

А какая была задумка! Глядя на любое фото Guns N` Roses конца 1980-ых, понимаешь (вспоминаешь), что они были одной из самых чертовски гармоничных групп. Как «битлы» или те же «роллинги», например. Один к одному – будто их подбирал некий продюсерский центр, а не небесное (или какое там ещё…) провидение. Разными уличными дорогами пришли в точку «a» в час «x» (ах!) школьные приятели Эксл и Иззи, Слэш и Стивен плюс подтянувшийся Дафф – две парочки друзей-сорванцов и один худощавый верзила-панк, переигравший к тому времени уже в полтыщи местных команд. Вообще, к слову, у истоков этой бурно бурлящей реки был замечен (и даже оставил вечный свой след в названии группы) Трэйси Ганз. Он пробыл в рядах этой братии не долго и вскоре пошёл заниматься своими собственными творческими глэм-исканиями в рамках L.A.Guns, но по иронии судьбы Guns N` Roses в народе до сих пор называют «ганзами», а «роузами» ну вот ни как. Репетировали они в таких местах, куда некоторые типы не зашли бы и справить нужду. А потом настал 1987-ой год. Пришло время для второго официального (и первого полноценного) релиза – `Appetite For Destruction`! На сегодняшний день официально продано 18 миллионов экземпляров этого чуда только в США, а в копилке группы в награду за этот диск – цельных четыре премии «Грэмми». Не могу не вспомнить историю из своего детства. Я был начинающим «рокером», а один из местных меломанообразных авторитетов по имени Жека “Джон”, интеллектуальный “инязовский” раздолбай, встретив меня у кассетного киоска (да-да, были такие…) и осведомившись о моих последних “открытиях”, спросил: “А ты, вообще, слышал “ганзов” - `Appetite For Destruction`? Нет?! Ты полжизни потерял!» Прямо вот, как мою сестру в школе пожюрили, узнав, что она тогда ещё не прочитала толстую толстовскую «Войну и Мiр»… Но я тогда слушал Bon Jovi, Майкла Джексона и Scorpions, а ещё Сандру с Сабриной. Ознакомился с “ганзами” – не понял. А через годика полтора так понял, что песня “Paradise City” преследовала меня всюду – даже во сне. А то, что “Welcome To The Jungle” и “Sweet Child O' Mine” на ближайшую пару десятков лет точно стали одними из популярнейших песен не только рок-, но и всего музыкального мира, вообще, говорить не стоит. Говорить не стоит, но помнить надо! Академическую музыку я, конечно, не беру, но самый узнаваемый рифф Слэша, звучащий в начале “Милой Малышки…” родился в моменты занятий Слэша гитарной техникой по классическим канонам.  А дальше – тишина. Ну, или почти тишина. Осенью 1988-го Geffen Records выпускает диск `GN'R Lies`, изначально который назывался `Lies! The Sex, The Drugs, The Violence, The Shocking Truth`, но на лейбле решили, что название слишком длинное и агрессивное, поэтому лучше, парни, не надо. Этот сборно-концертно-акустический диск принёс два хита: один – нежный (“Patience”), другой – совсем не нежный (“One In A Million”). Второй Экслу до сих пор не могут простить приверженцы политкорректности и гомотерпимости. И на это раз я вместе с другими жаждущими «ещё-и-ещё от любимых у-ё» облизал эту косточку (куском мяса эту пластинку не назовёшь, конечно) и пошёл лакомиться более питательными вкусностями от Оззи, Motley Crue, Cinderella, Skid Row – благо, они все в августе 1989-го ещё и посетили нашу столицу с исторической миссией мирного «скажем-наркотикам-нет» (выкурим их на фиг да съедим все вместе к едрени фене!) Уфестивалились все на много лет вперёд… Вплоть до самого, пожалуй, в те времена «эпохального» 1991-го. Приехали тогда (уже в Тушино) AC/DC, Metallica, Pantera и The Black Crowes, а в далёком Сиетле тройка агрессивно-флегматичных парней в кедах, клетчатых рубашках и рваных джинсах уже соорудили бомбу по имени `Nevermind` - и пришла всему волосатому металлу полная Nirvana! И тут я снова встречаю того же Джона и, кстати, у того же киоска. “А ты видел новый клип «ганзов» “November Rain”? Нет?! Ты полжизни потерял!» Тут я уже не оплошал и вскоре выследил эту плюс-минус десятиминутную мелодраму. Это хулиганьё выплыло из тумана с такой песней и таким клипом, что все ожидающие у причала барышни и гусары опешили – эт-чё-за-хрень! Да-да, барышни тоже так подумали, утирая слёзы кружевными платочками. Но самое интересное было впереди – вышел-таки новейший альбом, состоящий из двух частей примерно по 75 минут каждая – `Use Your Illusion`! Объяснить сейчас, что начало твориться в мире, не возможно. Думаю, не ошибусь, если скажу, что ни чего подобного ни кто до (и после) Guns N` Roses не делал. Конечно, по большому счёту, с музыкальной точки зрения всё это великолепие напоминало безумный винегрет, но количество радио- и стадионных хитов и на один квадратный кубометр этой магической окружности и их КПД в масштабах Вселенной затмевали всё и вся!
Итак, прошлись твёрдой поступью по душам и умам фанатов (и не только): “Don't Cry”, “Bad Obsession” и “November Rain” из первой части (там же перепели полмаккартниевскую “Live And Let Die” да спели вместе с Элисом Купером свою “The Garden”) и “Civil War”, “Yesterdays” и “Estranged” (там же главный саундтрек из «Терминатора II» “You Could Be Mine” и опять же перепетая, но уже бобдилановская “Knockin' On Heaven's Door”). И понеслось! Мир сошёл с ума – из одних окон доносился голос Курта Кобейна, из других – Эксла Роуза. В нашей стране было примерно так же, только это противостояние по инерции поддерживали ещё и разно полюсные «Кино» и «Ласковый Май». А у Guns N` Roses началось мировое турне во славу и во имя руководства «по использованию своих иллюзий». Но вёл этот путь лишь к тому, что одной из «самых опасных групп» скоро не станет. Не секрет, что песня “Mr.Brownstone” из легендарного «аппетитного» альбома была написана героиноидальными героями коллектива, при этом известен и тот факт, что причина первого увольнения из банды аутентичного участника Стивена Адлера была, по словам Эксла в том, что принцип «секс-наркотики-рок-н-ролл» Стивен понимал буквально, а в группе надо всё же этот закон соблюдать в обратном порядке. Место Стивена занял Мэтт Сорум, а в мозгу Эксла – амбициозного перфекциониста, остервенелого трудоголика – зрела наполеоновская мысль: «От сомнения до предательства один шаг!» Дафф и Слэш, будто и оплакивали уволенного Стивена и ушедшего почти сразу за ним Иззи (вместо него пришёл Гилби Кларк), но и своих забав не бросали. А Эксл хотел, чтоб всё было по циркулю. Чтоб всё было чётко, как в церковном хоре, где он когда-то в детстве пел со своими младшими братьями. И вот с тех пор мнения разделились: или ребята перегнули палку в своих разгильдяйских поступках, или Эксл, реально, не реальный законченный неврастеник и чудак. В общем, «та» группа – «та», но безумно уставшая и выжатая до последней капли перестала существовать. Были, конечно, те пресловутые «спагетти»-треки, от которых уже веяло гнилью абсолютно не мучной природы, поэтому лучше их и не вспоминать, хотя, что уж скрывать, пара-тройка удачных каверов там представлено было.
Сейчас Guns N` Roses это что-то вроде этого («что-то-вроде», потому что каждую секунду состав может измениться): Рон “Bumblefoot” Тал – встал на место лидер-гитариста войска Экслова в мае 2006-го. Одарённый музыкант, занимающийся ещё и сольными проектами, отменил кое-какие личные профессиональные планы, ибо игра в «китайскую демократию» дороже. Забавно, что до него изначально солировал в группе некто по прозвищу “Buckethead”. Видимо, у фронт-мена Guns N` Roses такой пунктик: главный гитарист должен не только играть суперски, но и обладать суперским прозвищем. И чем смешнее, тем лучше. Прости, Слэш! Кстати, о «прости, Слэш» – этот самый «голова-ведро» первым после развала классических «ганзов» вышел на сцену вместе с Экслом. А так как чуть ли ни главной причиной развала оригинального состава считались участившиеся тотальные разногласия Эксла и Слэша, то нелепое ведро от поп-корна на голове нового гитариста многие приняли за недвусмысленный акт издевательства над светлой памятью о цилиндроносителе Слэше. Тем более, что это существо ещё и в маске всегда выступало. Ну, да забылось, думаю, это уже. За барабанами теперь восседает Брайан Мантиа. Ему посчастливилось когда-то поучаствовать в записи песен Тома Уэйтса и Криса Айзака. Теперь вот привела нелёгкая в этот лагерь. Самый молодой участник этого бригадного подряда тоже не лыком сшит – Крис Питман. Этот мастер клавишных и программинговых дел такого уровня, что побывал уже в одной связке (или связках) с Tool, Blinker The Star и Failure. Второй (точнее, как раз первый) клавишник – Диззи Рид. Единственный человек из нынешнего аккомпанирующего состава Эксла, который пребывает непосредственно на боевом посту со времён `Use Your Illusion`. (Помнится, тогда это было таким шоком – у «ганзов» пианино появилось, какой кошмар!) При этом он отметился и на сольных записях бывших коллег – Гилби Кларка, Даффа МакКагана и первой попытке Слэша быть самостоятельным – Slash’s Snakepit. Ещё один барабанщик (да-да, тут и клавишников, и барабанщиков хватает) – Франк Феррер, переиграл в куче всяческих банд, а к Экслу под крыло попал лишь в 2006-ом. Ритм-гитарист Ричард Фортус – бывший сплит(или дабл-трабл?)-коллега Феррера по Honky Toast, Love Spit Love, Psychedelic Furs. Теперь они оба в легендарном коллективе и снова вместе. А что касается легендарности (ну, ладно-ладно, известности и знаменитости) – есть в новом составе «роузов» (хе-хе!) басист по имени Томми Стинсон. Тот самый, который в 1979-ом основал The Replacements, будучи совсем ещё мальчишкой, и проиграл там и проверховодил аж до 1991-го. А потом были сольные альбомы, сольный отдых, а сейчас – Guns N` Roses. Сказали бы ему об этом лет двадцать назад, ага…
Теперь же о том диске, на буклете которого мы сможем вскоре прочитать все эти имена. Группа – Guns N` Roses. Альбом – `Chinese Democracy`. Именно эти строки я пишу в ночь с 22-го на 23-е ноября – в течение суток в мире появится огромнейшее количество обладателей сего творения! Кто-то когда-то, стоя по колено в пепле и крови у стен Берлина, сказал: «Дошли!», кто-то, сидя в скафандре под пристальным присмотром Большого Брата, сказал: «Поехали!», а это «огромнейшее количество обладателей сего творения» сказали-говорят-скажут: «Дождались!» Но, по правде говоря, эта 15-летняя недоросль-передоросль `Chinese Democracy` стала уже не только причиной, по которой самый влиятельный рок-конгломерат начала 1990-х стал истинным посмешищем для меломанов и прессы, но и превратилась в нечто нарицательное – по типу: «Джонни, зайка, тя не дождёсся! Чайнисдимокраси ты мой!» Некоторые же пройдохи считали, что Эксл просто смеялся над всеми с помощью своих «вот-вот сейчас-сейчас». Однако, говоря о смехе, нельзя не вспомнить альбом `Smile`, который безумный Брайан Уилсон из The Beach Boys писал с 1966-го по 2004-ый. Это вам не лыбиться до ушей, глядя, как Том бегает за Джерри  – это улыбка длиною в жизнь! И ведь, действительно, грустное и смешное всегда рядом – те же Offspring пошутили как-то на первое апреля и заявили, что уморились в ожидании `Chinese Democracy` и забирают это название себе в несколько изменённом виде `Chinese Democrazy (You Snooze, You Lose)` /Китайское демобезумие (Проспал и проиграл)/. Но тот альбом сейчас известен миру как `Splinter`. А фэны всё-таки не дремали – им было не до шуток, они хотели песен. И песни где-то у кого-то доставались и, более того, даже попадали в некоторые радио-ротации с последующими лидирующими местами в чартах! Удивительное рядом… Но самым мощным ударом по информационной блокаде и конфиденциальности стало появление на сайте antiquiet.com девяти песен с готовящегося релиза. Это 19 июня 2008-го года постарался бывший сотрудник компании Universal Кевин Когилл. Правда, где он взял эти треки, работникам ФБР он так и не признался. Вообще, больше всего досталось композиции “I.R.S.” – она чаще всего просачивалась в Интернет и в эфир в самых разных версиях сведения и уровнях записи. Но сейчас – релиз состоялся! Ожидание чуда подошло к концу. Кто-то любит предвкушение, а кто-то сам процесс или и того круче – результат. Каждому – своё. Кстати, о «каждом»! Весной 2008-го компания Dr. Pepper пообещала каждому американцу по баночке своей фирменной жидкости, если “китайская демократия” восторжествует до конца года. Восторжествовала! Баночку – на бочку! Эксл – молодец! Столькими способами войти в историю не только музыки, но и общества, мало кому удавалось. А недавно он, вообще, отличился во время пожара в своём районе – помог соседке (которая потом громогласно и публично его благодарила через СМИ) и своё добро в обиду огню не дал. Да уж, не давать – это он умеет. И тем более, не давать добро. И столько лет он не давал добро на выход этот альбома. То он менял состав, то юристов, то предполагаемый выпускающий лейбл, и главное – он всегда говорил, что хочет выпустить совершенный альбом. Он тщательно отбирал песни, которые встанут под флаги `Chinese Democracy` – то интуитивно, то проверяя их бронебойное и слёзовыжимающее действие на слушателях во время живых выступлений, которые, на радость фанатам и просто зевакам, всё же иногда имели место быть. И вот те прорвавшиеся через линию фронта бойцы-песни: Chinese Democracy, Scraped, Shackler's Revenge, Street Of Dreams, If The World, Better, This I Love, There Was A Time, Riad N' The Bedovins, Sorry, I.R.S., Catcher, Madagascar и Prostitute. Кто из них пройдёт незаметно и канет в Лету, кто станет новым королём на один день или героем на все времена? Песни написаны, записаны, выписаны и – теперь будут жить своей жизнью, не зависимо от автора. Например, композиция ”Shackler's Revenge”, официально дебютировала 14 сентября в игре Rock Band, а “If The World” выступила в качестве саундтрека к фильму «Body Of Lies». Полноценный же альбом вышел вначале в США и будет реализовываться там эксклюзивно через известную сеть Best Buy в виде аудио-компакта и винилового диска. Также, как это не забавно сейчас звучит, он будет предоставлен и для прослушивания в режиме on-line в Интернете. Не скрывая своей радости, менеджеры группы Ирвинг Азов и Энди Голд заявили: «Релиз `Chinese Democracy` станет историческим моментом в мире музыки. Мы запускаем грандиозную рекламную кампанию – такую же, как и сам альбом. Теперь у всех поклонников Guns N` Roses есть повод для праздника, и он только начинается!» Столько групп уходило в небытие, столько лишались своих лидеров и фронт-менов, но есть всё же случаи воскрешения, перерождения и, действительно, кто знает, что принесёт «роузам» и «роузятам» этот осенний релиз. Показательно и то, что в свете постоянных каких-то перепалок, детских выпадов и оскорблений, даже периодических судебных взаимоисков, бывшие участники «того» состава очень тепло и положительно отзываются об этом альбоме. Показательно ведь, что это первые с 1991-го года новые песни, вышедшие под знаком Guns N` Roses. Думаю, всем “тем” «ганзам» (да и Экслу тоже) где-то глубоко-глубоко в душе немного грустно. А про фанатов и не знаю, что сказать. 17 лет без свежачка от любимых авторов. Как они выдержали? Ох! Закон “с глаз долой – из сердца вон” не всегда работает, поэтому кто-то верил, надеялся, любил. Ждал. Даже Брайан Мэй, который вроде как записывал партию гитары для одного трека и вроде как при сведении его труды то ли убрали, то ли переиграли, без обид сказал про Эксла: «Первое, что поражает вас при прослушивании – так этот потрясающий голос! Нам его так долго не хватало. Эксл – волшебник!»


Рецензии