Обзор 10 лучших стихов фев. тура конкурса ж. ОКНА

Ольга Забирова


ОБЗОР ЛУЧШЕЙ ДЕСЯТКИ СТИХОТВОРЕНИЙ ФЕВРАЛЬСКОГО ТУРА КОНКУРСА ЖУРНАЛА "ОКНА"

Прежде чем писать сам обзор, я хотела бы упомянуть вот о чём. Раньше, т.е. начиная с августа и до ноября 2010 г., мои функции в качестве независимого эксперта конкурса журнала "ОКНА" заключались в следующем: мне предоставлялся уже "готовый" список десятки лучших стихотворений, участвовавших в конкурсе, - список, сформированный в результате голосования судей-редакторов, - и я должна была написать профессиональный обзор этих стихотворений. К самомУ ОТБОРУ Я ДОПУЩЕНА НЕ БЫЛА, хотя официально именовалась "почётным судьёй конкурса". Я могла лишь повлиять на перестановку местами стихов-победителей ВНУТРИ уже "готовой" десятки стихов.
Такое положение вещей показалось мне абсурдным, т.к., будучи так называемым "почётным судьёй", я должна была, уже post factum, принять в качестве победителей отобранные НЕ мной стихи априори как "лучшие". Моё мнение практически не учитывалось. При этом на мои плечи ложилась, по логике вещей, полновесная ответственность за сей выбор (к которому я не имела ни малейшего отношения), т.к. мой обзор озаглавливался: "Обзор лучших стихотворений такого-то тура конкурса журнала "ОКНА", и над этим обзором стояла МОЯ ФАМИЛИЯ.
Таким образом, все претензии от читателей, не согласных с решением судей, высказывались мне, и я получила в свой адрес немало обвинений не только в некомпетентности, но, что самое возмутительное и обидное для меня, - в предвзятости (ибо данный конкурс из тура в тур выбирает в качестве победителей одних и тех же авторов и даже публикует из номера в номера ОДНИ И ТЕ ЖЕ СТИХИ /что лично мне кажется по меньшей мере странным и абсолютно нецелесообразным/).
Я высказала свои соображения главному редактору журнала "Окна", и он счёл возможным пересмотреть и несколько изменить порядок отбора кандидатур победителей. В результате мои функции решено было расширить. В этом - февральском - туре мне был предоставлен список, включащий 100 стихотворений, набравших после голосования судей-редакторов наибольшее количество баллов. Я отобрала из них 10 лучших, с моей точки зрения, стихотворений. Эта отобранная мною десятка и стала десяткой победителей. Главный редактор проекта лишь поменял местами стихи внутри неё, сообразно с количеством набранных ими ранее баллов.
Поэтому теперь читатели могут получить адекватное представление о моей компетенции; и та ответственность, которую я несу за выбор стихов-победителей, теперь возложена на мои плечи совершенно справедливо и в полном соответствии с реальным положением дел. Что я и констатирую с полным, так сказать, удовлетворением.
Чтобы быть уж абсолютно точной, упомяну ещё об одной детали: в моём варианте очерёдности внутри окончательной десятки - на первом месте стояло стихотворение Игоря М. "Наблюдать за листвой" - лучшее, на мой взгляд
 
Итак:

 
1. СВЕТЛАНА ШИРАНКОВА. "INSECTA".  http://www.stihi.ru/2010/03/02/116

Отличительная и самая ценная черта этого стихотворения - двуслойность художественной структуры. Резкий контраст между высшей, имматериальной сферой "небесной обители" и карикатурно сниженной реальностью, между  ликами БЫТИЯ и гримасами БЫТА  дразнит читательское воображение, подстрекает отыскивать связующие оба аспекта нити.
Стихотворение двупланово и довольно сложно при всей видимой простоте и прозрачности, графической чёткости композиционного рисунка. За очевидным социально-бытовым срезом таится символический подтекст.
Персонажи, контактирующие на событийном уровне, в параллельной подтекстовой структуре вступают в связи и соотношения, дублирующие конкретно-изобразительный слой и обогащающие последний символическими смыслами.

Более того. Изображаемый бытовой план одновременно связан с:
хтонической зоной - "нижним", инфернальным  миром, - 
а также с
"миром верхним", небесным.
Таким образом, убогость губительного обытовлённого существования подчёркнута вдвойне.

Причём хтоническая (инфернальная) семантическая нить вплетена в ткань самогО социально-бытового слоя, и становится как бы другой его ипостасью.
Так, некое пространство, обозначаемое "НАПРОТИВ ПОДЪЕЗДА" рисуется не столько как реальное пространство, сколько как некое "царство" МИСТЕРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ: "живёт муравьиный лев -/ Он ЕСТ должников, что не платят за свет и воду."
То есть, довольно-таки, на первый взгляд, неожиданно - после "санузла, плиты, кровати", телевизора, ворчащей за стеной соседки, плохо греющей батареи, немытых окон (всего этого привычного, унылого бытового антуража обычной совковой малогабаритки) - вдруг появляется некто, окружённый мифологической аурой. 
Тем самым - за счёт мифологического контекста - бытовой план переводится в другой регистр, приобретает совсем другое звучание.

И тут мы вспоминаем, что СОСЕДКА, живущая в соседней квартирной "ЯЧЕЙКЕ" (!), тоже "ДОЕДАЕТ МУЖА"... Таким образом, ДЕМОНОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ начинают сплетаться в канву, по которой, оказывается, и вышит внешний, бытовой рисунок убогого и безрадостного существования персонажей. И, благодаря строго определённой специфичности "энтомологической" МЕТАФОРИКИ ("муравьиный лев", "ячейка", "доедает мужа", "сплотимся... во имя", "раньше могла летать") , мы ассоциативно начинаем воспринимать персонажей как СООБЩЕСТВО НАСЕКОМЫХ. Сообщество довольно сложное, неоднородное, где сосуществуют и пчёлы ("сплочённые" в "ячейках" улья), и окукленные личинки (в прошлой жизни якобы уже побывавшие бабочками - взрослыми особями, имаго), и муравьиные львы, и то ли жуки-богомолы, то ли пауки (самка богомола откусывает оплодотворяющему её самцу голову; самка паука вида "чёрная вдова" съедает своего полового партнёра)...

На мотивном уровне тем самым вводится загробная ТЕМА, обогащённая целым рядом обертонов. Весь подбор деталей удивительно точен, нацелен на вызов совершенно определённых ассоциаций.

В основу произведения положены МИФОЛОГЕМЫ, переосмысленные всеми эпохами. Таким образом, объектом лирической и философской рефлексии автора становятся великие культуры ушедших времён.
Наиболее явными и наиболее легко считываемыми являются, пожалуй, две аллюзии: на Ахматову ("Раньше могла летать...") -

"А я не могу взлететь...
А раньше была крылатой..." -

и на "Жизнь насекомых" Пелевина.

Конечно же, стилистически стихотворение явно постмодернистское, переварившее в своём "котле" огромные культурологические пласты: от  басен Лафонтена и "Стрекозы и муравья" И.А.Крылова - до "Хроник Нарнии" К.-С. Льюиса, советской повести Валерия Медведева "Баранкин, будь человеком! ", "Муравьишки Ферды" Ондржея Секоры и "Шляпы волшебника" Туве Янссон.

Демонологическому мотиву, воплощённому в "насекомой", "энтомологической" парадигме, противостоит тема "небесно-ангельская" ("АНГЕЛ НЕБЕСНЫЙ", "НЕЗДЕШНИЙ БОГ"). Но при кажущемся противостоянии их объединяет один и тот же ОБЩИЙ лейтмотив, контрапунктом проходящий через все три изображаемых мира:
здешний, реальный ("санузел, ПЛИТА, кровать"), т.е., по Лотману, "пространство ДОМа";
хтонический (демонический муравьиный лев), т.е. "НЕ-ДОМ";
небесно-ангельский, -
- лейтмотив ЗАКЛАНИЯ (ритуального принесения в жертву) и ритуального же акта ПОЕДАНИЯ этой жертвы. При этом как "СОСЕДКА" за стеной; как и "МУРАВЬИНЫЙ ЛЕВ" - так и сам "НЕЗДЕШНИЙ БОГ", которому прислуживает "ангел небесный", поднося ему в качестве "деликатесов" редкостные экземпляры контролируемых им особей, - выступают в роли языческого жреца (жрицы).
И, хотя читатель прекрасно понимает, что - как в первом, так и во втором, а также и в третьем случае - это "поедание" является лишь МЕТАФОРОЙ, - ему становится не по себе.

Интереснейшее стихотворение, за обманчивой внешней незатейливостью и "юмористичностью" которого таится даже несколько пугающая символическая мощь.



2. ДАН КЕШОН. "КОГДА Я СНОВА ПОЯВЛЮСЬ В ЧЕТЫРНАДЦАТОЙ ЖИЗНИ."   http://www.stihi.ru/2009/10/23/1267

Невероятно глубокое при своём лаконизме и внешней незатейливости стихотворение. Примитивизм затасканной, стереотипной рифмы "жизни - отчизне" - лишь элемент стёба.
Автору ни разу не изменяют вкус и чувство меры (что, по Пушкину, суть одно и то же). При этом игра со словом с использованием обсценной лексики - виртуозна и остроумна.
Не менее интересна игра с разновременнЫми пластами модальности: "Я буду... МОИ могилы тут и там с размахом осквернять"...
Прозрачны аллюзии к Высоцкому ("Послушай, Вань...", "А у тебя самой-то, Зин...); к сакраментальному пласту поэтической и песенной массовой культуры (от есенинской "страны берёзового ситца" до "и Родина щедро поила меня берёзовым соком, берёзовым соком..." и т.д.). В семантическом плане ассоциативных связей все эти образы вырисовываются весьма рельефно.
При всём сарказме и некоторой доле цинизма (в традиционно бесшабашном стиле Бени Крика и Бубы Касторского) - юмор стихотворения скорее горький. В нём очень мало весёлого. Две великие культуры противопоставляются как антагонистические, причём антагонизм этот - как бы в порядке вещей; две культуры разведены по разным полюсам и составляют оксюморонные сочетания.
Вспоминается и "Скрипка Ротшильда", и целый пласт литературы. Эти ассоциации усиливают горечь, навеянную вроде бы шутливым стихотворением, и переводят контекст стиха в трагический регистр.
Именно на контрасте с демонстративно насмешливым, "шутейным", "лёгеньким" авторским тоном эти трагические нотки становятся особенно явственными.

Бесспорно, весьма талантливое стихотворение, как и очень многие другие стихи этого автора.

3. ГЛАША КОШЕНБЕК. "РОДИТЬСЯ МЫШЬЮ".  http://www.stihi.ru/2009/10/08/1716

Стихотворение написано в модернистской парадигме АБСОЛЮТНОЙ ИНФИНИТИВНОЙ ПОЭЗИИ.
Приём инфинитивности и отказа от субъекта, слияния с объектом в русской поэзии ввёл модернизм (хотя встречается этот приём и у предтечи серебряного века и символизма - А.А.Фета, в его переводах Мюссе:
"Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную...
Чужое вмиг почувствовать своим.";
а примеры не абсолютно инфинитивной поэзии встречались гораздо раньше, напр., у Тредиаковского; у Державина - ещё в 1780-ом году (т.е. ещё до рождения Пушкина).

Совмещение "Я" и "НЕ-Я" - модернистский приём. Он даёт возможность ПРОЧУВСТВОВАТЬ ИНОБЫТИЕ изнутри.
Особое грамматическое наклонение - инфинитив - есть выражение МЕДИТАЦИИ о некоем ИНОБЫТИИ, об ином образе жизни; эта медитация и является семантическим (тематическим) инвариантом инфинитивной поэзии.
Парадигма инфинитивного стихотворения - это идеальная соотнесённость ГРАММАТИЧЕСКОГО И ТЕМАТИЧЕСКОГО ИНВАРИАНТОВ.
Для этого направления характерен альтернативистский элемент ДВОЯЩЕГОСЯ "Я" (характерный для Блока).
Многовариантность медитативных размышлений об альтернативности образа жизни и смерти, инобытия чрезвычайно характерна для инфинитивной поэзии (напр., Бродского). Приоритет в абсолютной инфинитивности - прежде всего, за И. Анненским, затем - за Пастернаком (его знаменитое "Февраль. Достать чернил и плакать!").
В принципе, мотив РАДИКАЛЬНОГО ИНОБЫТИЯ может присутствовать и в прозе ("Метаморфоза" Кафки).

Инфинитивное письмо, содержащее автономные инфинитивы, развивающие мощную инерцию, является одним из видов МИНИМАЛИСТСКОГО СТИЛЯ в поэзии - наряду с ещё одним его видом, для которого характерна синтаксическая форма НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (знаменитое "Ночь, улица, фонарь, аптека..."), но возможности инфинитивной поэзии богаче.

Для инфинитивной традиции характерен образ транспортного средства (напр., лодки), везущего "в иное". В данном стихотворении это поезд.
Также "средством передвижения" становится СОН, забытье, т.е. сама медитация об иной, альтернативной жизни.
Характерным композиционным элементом для этого жанра является усиление ПУАНТА (резкой, "острой" концовки):"Ослепнуть вдруг на миг от света / и, бросив всё, бежать стремглав."
Все три перечисленных элемента, причём почти в классическом виде, присутствуют в стихотворении Г.Кошенбек "Родиться мышью".
Стихотворение построено на контрасте постепенной экспозиции и заключительной "остроты" (пуанта).

И, в то же самое время, данное стихотворение разительно отличается от вышеописанной традиции. Дело в том, что сам по себе инфинитив отвлечён как от конкретной субъектности, так и от конкретной объектности, от модальности (что, собственно говоря, и способствует реализации приёма совмещения "Я" и "НЕ-Я"). Здесь же абстрагированности от объекта нет, потому что первый же, программный инфинитив (между прочим, самое первое слово стихотворения!) выступает в монолите со словом "МЫШЬ" ("родиться мышью") и отождествление себя с неким смешным персонажем сразу задаёт юмористический, милый тон всему стиху.
При этом, кстати, "мышь" - это мифологема; это АРХЕТИП, т.е. глобализированная культурная матрица, единая для разных менталитетов, адаптированная ими; интерментальная и интермодальная. Следовательно, налицо - мифопоэтические параллели, в частности - перекличка с волшебной сказкой, аллюзии с заколдованной царевной, мотив волшебного оборотничества (ведь "мышка", как и сказочная "царевна-лягушка" - это ПОСРЕДНИЦА МЕЖДУ МИРАМИ).
Повествуя о прозябании в чемодане ("очнуться на вокзале где-то. / Рыдать, тошнить весь долгий путь..."), автор будто ненароком наводит читателя на сказочные аналогии, и у того возникают ассоциации со сказочной царевной-лягушкой, пленённой Кощеем Бессмертным.

Стихотворение на диво цельное, лаконичное, живое; динамика его такова, что, после определённой ретардации и развиваемой автономными инфинитивами мощной инерции, оно "выстреливает" подобно стремительно раскручивающейся пружине.

Автор смотрит на мир не просто с юмором - юмором мягким, доброжелательным, интеллигентным - но с безграничной симпатией, и читателю передаётся  упоительно-светлая энергетика её стиха.

И, наконец, нельзя не сказать об изумительном чувстве слова автора Глаша Кошенбек, её любовном и одновременно озорном отношении к родной для неё, "домашней", уютной, на всех уровнях обжитой ею языковой стихии. Она - безусловно, виртуоз слова.


4. ИГОРЬ М. "НАБЛЮДАТЬ ЗА ЛИСТВОЙ".  http://www.stihi.ru/2006/08/26-1967

Своеобразная манифестация эскапизма... Созерцательность тождественна медитации. Такое углублённое погружение в созерцательность - на мой взгляд, и есть самоидентификация поэтической субстанции. "Чистая" поэзия  - "блуждающие сны", по Мандельштаму, - вовсе не должна нести нравственной или идеологической нагрузки, не должна быть отягощена какой-либо дидактикой. Поэтическое начало - начало "бесплотное", метафизическое.

Стихотворение завораживает. Неосознаваемое стремление субъекта стихотворения слиться с объектом (листвой), отрешиться от своей материальной оболочки и раствориться в свете, воздухе, природе... В том, что завораживает его: своей стихийной поэтичностью, своей невесомостью, своей безначальностью и бесконечностью. Возможно - неосознанное стремление к метемпсихозу, к его древнейшей мистике; возможно - его предощущение...

"Не могу объяснить." - это и есть изначальная иррациональность поэзии.
"...не люблю тебя, что ли, /Коль готов заплатить счастьем встречи с тобой, / Чтоб всю жизнь одиноко, с сердечною болью, / Наблюдать за листвой, наблюдать за листвой."
Не многие поймут и оценят это стихотворение. Ведь для этого надо быть "смешным и нелепым" "р а в н о д у ш н ы м   и з г о е м", т.е. настоящим поэтом. Иррационалом, интуитом; не от мира сего... Отрешённым от обычных забот, "блаженным". Тем, которому везде хорошо. Которому "дождь выстроил самую прочную крепость".
Особенно ценно здесь для меня абсолютно правильное для истинного ПОЭТА выстраивание приоритетов. Наконец-то главное и единственно важное и ценное - это не пресловутая "любофф", не душераздирающий вопль "Не могу без тебя, не уходи!"... Наконец-то это абсолютная и всепоглощающая "бессмысленность и БЕСПОЛЕЗНОСТЬ", на взгляд 99,9% -наискучнейших и наибанальнейших,  так называемых "нормальных людей". Совершенно для них необъяснимая.

В этом стихотворении идеально выражено то, что гениальный Георгий Иванов вложил в свои поистине гениальные строки:
"...Как просто страдать! Можно душу отдать
И все-таки сна не уметь передать.
И зная, что гибель стоит за плечом,
Грустить ни о ком, мечтать ни о чём..."

Это-то и есть то самое "странное занятие", о котором говорит Игорь М. в стихотворении "Наблюдать за листвой".

Волшебное стихотворение. Я обожаю такие стихи. Повторюсь: в выбранной мною десятке лучших стихов это стихотворение я поставила на первое место. На мой взгляд, оно безусловно лучшее. Браво и ещё раз браво автору.

Пока существуют такие авторы, душа поэзии жива.



5. ФРРРАНЦУЗ  "ФОР МАЙ МАЗЕР".  http://www.stihi.ru/2010/09/10/384

Потрясающее стихотворение, построенное на контрасте внешнего и внутреннего. Можно даже говорить о версификации определённого архетипизма: архетипизма классической модели "заколдованной принцессы". Этот мотив ("Василисы в Кащеевом царстве) подчёркнут заданным с самого начала контрапунктом места действия - МЕТРО, подземного мира, "Аида".
ДВОЕМИРИЕ - любимый мотив всей русской поэзии серебряного века, да и не только поэзии. Можно вспомнитьхотя бы бунинскую "Чашу жизни", буквально перенасыщенную символикой, сказочными мотивами и сакральными мифологемами.
Но в данном стихотворении интересно то, что героиня одновременно существует даже не в двух, а В ЧЕТЫРЁХ МИРАХ: помимо двух пространственных планов - реального (профанического) и сказочного (сакрального), она одновременно существует в двух временнЫх ипостасях: весьма неприглядного и убогого НАСТОЯЩЕГО, где она - "старушка-лягушка", и в космически-бесконечном мире своей волшебной, всемогущей ЮНОСТИ, где она  "смеётся до верхнего этажа"...
Невероятно обаятельный образ женщины, женщины всепоглощающей доброты... Этот образ выписан не только с милым, добродушно-снисходительным юмором, но и с огромной любовью. Стихотворение буквально переполнено мощной аурой этой доброты,  оно заряжает хорошим настроением всерьёз и надолго. Такое чувство, что это стихотворение способно лечить. Лечить любовью, улыбчивостью, теплом... Всего этого в нём - хоть отбавляй, и это - помимо несомненного, большого таланта автора.



6. ИВАН ЗЕЛЕНЦОВ. "ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЗАРИСОВКА".  http://www.stihi.ru/2006/07/05-1467

"Всем и каждому чужд / и поэтому трижды свободен" - в общем-то, это та же формула, которой можно было бы обозначить и концепт стихотворения "Наблюдать за листвой". Ведь поэт - это не кто иной как толмач той "прекрасной чуши", которую "бормочут" ему листья, арки, камни......

Изумительный образец петербуржской городской лирики, которую я очень люблю и которая узнаётся с первых же нот - чуть прохладная, немного усталая...
"Промолчишь что-нибудь / белым статуям Летнего сада..." - прекрасные строки, сразу задающие верную тональность всему стиху.
Об этом стихотворении не хочется пространно говорить, оно противится этому... Скажу лишь, что стихотворение прекрасно и, на мой взгляд, выражает самую сущность поэзии.



7. АЛЕКСАНДР КОКОВИХИН. "МАРТ".  http://www.stihi.ru/2010/02/04/2544

Стихи А.Коковихина отличает мощная, взрывная энергетичность, свидетельствующая об удивительной непосредственности, мальчишеском восприятии мира; об открытости ему. Огромное, грандиозное обаяние исходит от этих стихов; колоссальная эмоциональность подкупает.
"Я пою... чтобы выразить прохожим невыразительность свою" - ужасно милая строчка, строчка-обаяшка.
"Не просто беспорядок, а беспорядочный восторг" - эта строка воскрешает в памяти забытое слово "энтузиаст" и реабилитирует это понятие - столько в ней искренности, жажды жизни и улыбчивой доброты.
Стихотворение хохочет!
Ну а строчки "Вот так мальчишка-виртуоз / качели пробует, как скрипку..." заключают в себе образ такой потрясающей красоты и самобытности, что сердце замирает отвосторга.
Всё стихотворение производит впечатление юности, свежести и НАСТОЯЩЕСТИ - того, чего нам всем сейчас так не хватает.

Единственная придирка - "не дуйся, дуся". Это слишком затёрто.



8. ИГОРЬ ГОНОХОВ. "БАЯН".  http://www.stihi.ru/2010/04/13/8656

Стихотворение просто потрясает и покоряет своей русскостью, былинностью, своей пронзительной ПОДЛИННОСТЬЮ. Оно буквально вбирает в себя - и растворяет в себе. В него делаешь шаг, как в раму волшебной картины - и падаешь, как в омут головой; как в сказочный колодец...
И попадаешь словно в другое временнОе измерение, где словно оживают полузабытые, но всё же бережно хранимые детской памятью образы...
Такое стихотврение - праздник сердца. Душа словно росою умывается... Чего стОит одно это: "кладбище в праздник: свечи, вино, покой... / Шмель, не спеша, конфетами шебуршит..."
Даже вне цветаевских и других аллюзий (в том числе сказочных) стихотворение вызывает ощущение неохватной широты, простора, безбрежности... В нём легко дышится. И даже запахи - летние запахи детства, счастья и родины - оно воскрешает. Даже сенсорной силой обладает это стихотворение! Я, например, читая его, ясно ощущала запах васильков...
Автору хочется сказать "Спасибо!" и поклониться до земли.



9. ЛЮДМИЛА ОРАГВЕЛИДЗЕ. "А ПТИЦЫ ТЯНУТ К МОРЮ..."  http://www.stihi.ru/2009/11/06/3606

Стихотворение построено на архетипизме образов. Оно заставляет прочувствовать амбивалентность значения мандельштамовской строки "Я получил блаженное наследство - / Чужих певцов блуждающие сны..." Это блаженство - оно одновременно и проклятие. Ибо поэт в России - больше, чем поэт. Он всегда, хочет он того или не хочет, - трагический провидец и прорицатель.
Под стихотворение "подложены" огромные культурологические слои подтекстовых семантических ассоциаций - от "Диких лебедей" Андерсена до "Журавлей" Гамзатова. У него весомые, многослойные междустрочия. При этом стихотворение предельно лаконично и невесомо, что абсолютно соответствует его "крылато-небесной" тематике.

"Сумбур предчувствий и огонь вины" - и за будущее, и за прошлое, простираемое от времён Кассандры и Элизы - Эллады и средневековья...
Ведь "Моё рождение никак не есть моё начало. Моё начало и в той (совершенно непостижимой для меня) тьме, в которой я был зачат до рождения... Но нет у меня и конца." (И. БУНИН. "НОЧЬ").
Чем должны обладать поэты? "Способностью особенно сильно чувствовать не только своё время, но и чужое, прошлое, не только свою страну, своё племя, но и другие, чужие, не только самого себя, но и прочих, - то есть... способностью перевоплощения и... особенно живой и особенно образной (чувственной) Памятью. А для того, чтобы быть одним из таких людей, надо быть особью, прошедшей в ЦЕПИ своих предков очень долгий путь СУЩЕСТВОВАНИЙ и вдруг явившей в себе особенно полный образ своего дикого пращура со всей свежестью его ощущений, со всей образностью его мышления и с его ОГРОМНОЙ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ, а вместе с тем особью, БЕЗМЕРНО ОБОГАЩЕННОЙ за свой долгий путь...уже огромной СОЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ.
Великий мученик или великий счастливец такой человек? И то, и другое. Проклятие и счастье такого человека есть особенно сильное.
...Это люди мечты, созерцания...откликнувшиеся на древний зов: "Выйди из Цепи!" - уже жаждущие раствориться, исчезнуть во Всеедином и вместе с тем еще люто страждущиее,  тоскующие о всех тех ликах, воплощениях, в коих ПРЕБЫВАЛИ ОНИ, особенно же - о каждом миге своего настоящего".
(......................................И.Бунин.
......................................."НОЧЬ").


От лица именно такого человека - "ВЫШЕДШЕГО ИЗ ЦЕПИ" - и написано это стихотворение.



10. АНДРЕЙ ПШЕНКО. "УЖЕБЛИНПОЛТИННИК."  http://www.stihi.ru/2009/10/31/5628

Образец петербуржской поэзии - интеллигентной, чуть отстранённой, чуть прохладной, чуть скептичной, с горчинкой огромного багажа историко-литературных подтексов и ассоциативных образов.
Андрей Пшенко - чертовски талантливый автор. Его стихи удивительны тем, что при внешней архитектонической простоте, "демократичности", без стилистических наворотов - каким-то просто мистическим образом - достигается поистине ошеломляющий эффект.
Автор играючи обращается с любыми средствами выразительности, с любыми размерами. В данном случае перед нами не так-то часто встречающийся в Стихире дактиль. В 13-ой строке ритм намеренно сбивается - как бы прерывается вальсок "вечера встречи бывших выпускников": как бы маленький перекур - и вальсок с "мальвиной-барби" опять возобновляется...

Последняя строфа настолько глубока по содержанию и афористична, что дрожь пробирает.




В качестве заключения хочу упомянуть о том, что качество предоставленных моему вниманию стихов из вышеупомянутой ПЕРВОЙ СОТНИ было ОТРАДНО ВЫСОКИМ. Когда я отбирала десятку лучших, сердце моё буквально разрывалось. Я искренно огорчена тем, что в неё просто "не поместились" стихи других великолепных авторов: Мелькор, Сергей Пагын, Гаййй, Николай Сапожников, Пастух Ла, Наталья Жердецкая, Владимир Таблер, Дина Августовская - которые тоже очень талантливо написаны.
...........................................НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРТ конкурса журнала "ОКНА"
...........................................ОЛЬГА ЗАБИРОВА.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.