Введение в сонеты Шекспира - пер. с англ. -

         Сонеты Шекспира являются одними из самых популярных произведений, причем некоторые из них, такие, как сонет 18 (Shall I compare thee to a summer's day – Могу сравнить тебя я с летним днем), Сонет 116 (Let me not to the marriage of true minds – Пускай рассудок мой меня покинет), и Сонет 73 ( That time of year thou mayst in me behold - В этот сезон тобою я пленен), среди любителей английской литературы стали наиболее почитаемы.


ЧИСЛО СОНЕТОВ, ДАТЫ

         Вероятно, Шекспир написал свои 154 сонета в течение довольно длительного периода: с 1592 по 1598 год,  в котором Фрэнсис Мерс (Francis Meres) впервые упомянул Шекспира как “sugred sonnets” – певца сонетов:
“Благодаря певучему, медоточивовому и остроумному языку Шекспира мы по новому открыли для себя душу Овидия, о чем свидетельствуют его “Венера и Адонис”, его “Лукреция”, его сладострастные сонеты, читаемые среди самых близких его  друзей”.  (Книга Palladis Tamia: Wit's Treasury, 1598).
В 1609 году Томас Торп (Thomas Thorpe) опубликовал сонеты Шекспира форматом в четверть листа,  (несомненно, без разрешения автора), а также поэму Шекспира  “Страстный Пилигрим”.  Сонеты были посвящены WH, личность которого до сих пор остается загадкой, хотя под этой аббревиатурой часто имеется в виду Уильям Герберт, граф Пемброк (William Herbert, the Earl of Pembroke), потому что первое фолио Шекспира (1623) было посвящено именно ему.


СОДЕРЖАНИЕ СОНЕТОВ

         Большинство сонетов (1-126) обращены к молодому человеку, с которым поэт состоит в  интенсивных романтических отношениях. Поэт на всем протяжении первых семнадцати сонетов пытается убедить молодого человека вступить в брак, чтобы иметь детей, красивых детей, которые будут выглядеть так же, как их отец, дабы тем самым обеспечить себе бессмертие. Большинство последующих сонетов уже не затрагивают эту тему, а заостряют внимание молодого человека на преимуществах поэзии и чистой любви, благодаря которым также можно победить смерть, "забыв навек вражду былую" (55,9).
Заключительная часть сонетов Шекспира (127-154) посвящена беспорядочным отношениям на фоне интриг женщины, известной современному читателю как "темная дама" (или "смуглая леди" - прим. пер.). В этих сонетах оба - поэт и его молодой человек - стали одержимы черными волосами соблазнительницы; поэт все время находится в противоречии с его ненасытной "болезненной страстью" (147,4). Тон сонетов становится печальным, в них пирует язык греховных чувств, вожделения и греховного удовлетворения.

         • О негативных аспектах отношений поэта с молодым человеком и его любовницей, см. Сонет 75 и Сонет 147.
         • О торжестве любви между молодым человеком и поэтом, см. Сонет 18 и Сонет 29.
         • О взгляде поэта на гибель молодого человека, см. Сонет 73.
         • Описание поэтом своей любовницы, см. Сонет 130.

         Остается открытым вопрос – является ли сам Шекспир тем поэтом,  который так  откровенно выражает свои личные чувства.  Поскольку мы почти ничего не знаем о личной жизни Шекспира, у нас нет прав или причин не считать его собрание сонетов  художественным произведением, поэтому давайте относиться к ним так же, как если бы мы читали свои пьесы или поэмы.

_____
Дополнительная литература:
Berryman, John. Berryman's Shakespeare. Ed. John Haffenden. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1999.
Hubler, Edward. The Sense of Shakespeare's Sonnets. New York: Hill and Wang, 1962.
Landry, Hilton. Interpretations in Shakespeare's sonnets. Berkeley: University of California Press, 1963.
_____
Как найти оригинал этой статьи (англ.):

Mabillard, Amanda. Introduction to Shakespeare's Sonnets. Shakespeare Online. 20 Aug. 2000. (date when you accessed the information) < >.
_____
Фото памятника Уильяму Шекспиру взято по вышеозначенному адресу.


Рецензии