Ложный стыд Рождественские чтения

Валентина  на  протяжении  многих  лет  была  сильно  расслаблена  и  прикована  болезнью  к  постели.  Ее  так  одолел полиартрит, что  она  не  могла  переворачиваться  с  боку  на   бок  без  посторонней  помощи.  Эта болезнь   доставляла  много  хлопот  близким  родственникам,  т.к  они  давно  имели   свои  семьи, в которых хватало своих проблем.  Около  больной  матери  дочери дежурили  по  ночам  по очереди,  а   днем  их  подменяла  сиделка, пожилая  женщина.  Так  продолжалось  ни  год,  ни   два,  а  целых  девять  лет.
Все  были  измучены  подобным  обстоятельством,  но  мужественно  выполняли   свой  долг  перед   матерью  и   ухаживали  за  нею  весьма  добросовестно   и   внимательно.
Тогда  эта   семья  делала  только  первые   шаги   к  Богу.  Эти  шаги  были  очень  взвешены  и  осторожны,  т.к   все давно были  взрослыми людьми  ,  хорошо  образованными и занимали  большие   посты   в  обществе.  Это  была  семья  потомственных   юристов,  которые,  как   известно,  нередко далеки  от   Бога.  Расслабленная Валентина  так  же имела  высшее  юридическое  образование  и  всю  свою  жизнь  проработала  адвокатом.  В  Бога  она   не  верила.
Однажды  я  посоветовала  ее  дочери  заказать   за  больную   мать  не  только  Сорокоуст   о  здравии,   но  и  сорок  водосвятных   молебнов   разным  Святым,  что та  и  сделала.
Спустя  какое-то  время,  я  в  телефонном  разговоре  поинтересовалась здоровьем  больной.  Дочь  тяжело   вздохнула  и  с  горечью  произнесла,  что  ее  мать  скорее  всего  скоро  умрет,  т.к. ей  стало  гораздо  лучше,  а  это,  как  известно,  бывает  только  перед  смертью.
Свои предположения дочь обосновывала следующим.
После  десятого  молебна, она ехала  к  матери  на  очередное  дежурство с  большим опозданием и  очень нервничала,   т.к  дневная  сиделка   уходила  строго  в  определенное   время  и  мать  уже  давно  должна  быть  одна,  без  присмотра.  Каково  же   было   ее   удивление,   когда   она   нашла  свою   мать  сидящей   на  кровати.  Та  сидела,   свесив   ноги  и   ждала  дочь.   Картина  была  невероятной,   но  и   она   была  не   полной,   т.к.   мать  с  упреком  высказала  дочери  то,   что  замерзла  стоять   на  веранде,  ожидая   ее   прихода  и  вынуждена   была  вернуться  в   дом,  чтобы   согреться.
«Ты  понимаешь,  ты  понимаешь,   маме  стало  хуже.  Она  умирает! А  иначе, чем  можно  объяснить  то,  что,  пролежав  совершенно  неподвижно  девять  лет,  она  вдруг  встала  и   пошла?»,  -  взволнованно  говорила   мне   по  телефону  ее  дочь.
Я  посоветовала  пригласить   в  дом  священника, чтобы  тот  исповедовал,  причастил  и  пособоровал  Валентину. Так и поступили.
Мы  долгие  годы   жили  в соседях  и  многое знали друг о друге.
Больная  Валентина  всю  свою   жизнь  была  очень  уважаемым  человеком,  членом   партии,  опытным  юристом.  Еще  задолго  до  пенсии,  она  заболела  полиартритом и,  в  конце-концов,  сначала  частично,  а  затем  полностью,  лишилась  подвижности.  Ей  все  сочувствовали,  но  помочь  ничем   не  могли.
Еще  с  раннего  детства  я   не  раз  слышала  от  бабушки  о  том,  что  Валентина  была  отчаянной  атеисткой  и  всегда  на  Пасху  демонстративно  мыла  окна.
«Это страшный грех!»  -  много  раз  говорила  мне  бабушка.
Когда  Валентина  окончательно  стала   инвалидом и слегла,  всё  чаще  думалось о том,  что  это  произошло  из-за   окон.   В  храм  она  дороги  не  знала  и,  соответственно,  никогда  не  исповедовалась.
Но  Господь  милосерд,  и  наступил  день,  когда  к  ней,  уже  пожилой  и  очень  больной,в дом сам  пришел  священник.
Все  очень  надеялись  на  то,   что  после  чистосердечной  исповеди  Господь  простит  ей   ее  согрешения   и   вместе  с  причастием  даст  ей, пусть  и  не  полное  выздоровление,  но  существенное  облегчение   в  болезни,  как  это часто и  бывает.
Дочери  заранее  готовили  мать   к  исповеди.  Принесли  необходимую  литературу,  вспоминали  с  ней  ее  прегрешения, очень  просили  не  стесняться  священника   и  искренне  исповедоваться.  Священнику  мы  также  объяснили  ситуацию  и  перечислили  многое  из  того,   что  нам уже  было  известно  о  больной,   и   просили  помочь   ей  во  время  исповеди.  Батюшка   был  понимающим   и  очень  по - доброму  отнесся   к  нашем  заботе.
Но  чуда  не  произошло!
К  большому  сожалению, Валентина очень  смутилась во  время  исповеди  и  не  только   упорно  скрывала  свои  грехи,   но  дерзко  отрицала  то,  о  чем  ее  пытался  спрашивать  батюшка.   К  исповеди  она   оказалась  морально  не  готова.  Ее  совсем  не  интересовало  покаяние,  и  она  наивно  полагала,  что  получит  облегчение и без него, после причастия.
Но  одно  без  другого  не возможно.
Не  зря   мы   читаем   в   священном   писании  «с  лукавым,  да  по  лукавству его»
Поэтому  не  только  исцеления, но  даже  облегчения   не  наступило.   Более  того,  произошло  ухудшение   ее   самочувствия   и   боли  усилились.   Не  помогло   и  соборование.
Воцерковленные   люди  прекрасно   знают   силу  святого причастия,   которое  поднимает  со  смертного  одра.   Они  прекрасно   знают  и  то,   что  не  всякое   причащение   «в  живот   вечный»,  но  есть  причастие и  «во смерть», если недостойно причастишься.
Знают и то, что  «гордым  Бог противится,а смиренным  дает  благодать!», «Чудо  Божье  в  немощи  человеческой  совершается!»
Валентине больше никто  и никогда священника не  приглашал, и  пролежав  совершенно  неподвижно  еще  несколько  лет,   ее  душа  устремилась  на   Суд   Божий...

***


Рецензии