Сказка - жизнь, и в ней - пиар? -д
Книга вышла в издательстве ЮнайтедПресс в серии о философии массовой культуры, о чем вкратце расказала (и о книгах, и об их связи с философией и массовой культурой) редактор серии Ирина <lj user=trukhina>
Далее философская мысль широко растеклась по кинематографическому, литературному и социокультурному древу, с широкими историческими аналогиями.
По мнению Кирилла <lj user=kmartynov> Мартынова, герои поттерианы с марксистских позиций - тунеядцы и эксплуататоры. Они не работают, а лишь волшебным образом присваивают сказочную прибавочную стоимость, производимую домашними эльфами, а также банковскими и металлургическими гоблинами.
Выступление Егора <lj user=holmogor> Холмогорова прозвучало в унисон предыдущему, ибо по его мысли герои поттерианы срисованы с английской аристократии. И главный мессидж Роулингз - разенчание илллюзий о том, что аристократом якобы может стать каждый. Увы, "низам" это не дано, даже с помощью магии.
Главный тезис Константина <lj user=krylov> Крылова оказался неожиданным, конспирологическим; сказочный сюжет - это прикрытие для пропагандистско-вербовочного иносказательного повествования о славных сотрудниках британской секретной службы, изображенных в образах положительных героев (историко-литературные параллели Поттер - Джеймс Бонд - Шерлок Холмс - Джон Ди). Противостоят же они силам зла, олицетворяюшим исламских террористов - и Волан-де-Морт на самом деле никто иной, как бен Ладен. Видимо, информационным поводом для этих размышлений оказалось еще и то, что на днях Россия и Великобритания обменялись высылкой дипломатов.
В докладе Вячеслава <lj user=ivangogh> Данилова неожиданным образом соединились Поттер, д-р Хаус, философия городской среды, экзистенциальный анализ маргиналов и сексуальных меньшинств. Мол, М.Пруст и Д.Роулинг - две стороны одного извращения...
Последняя тема была продолжена Романом Калининым
Ивар <lj user=ivarrr> Максутов остановился на проблематике массовой культуры, мифологии и шизофрении
Далее настал и мой черед.
Организаторы мероприятия просили меня рассказать о том, какие технологии использует Роулинг, чтобы вернуть нас в детство. Я же решился сказать правду - ибо давно занимаюсь "волшебной" тематикой с точки зрения демистификации "магии" и оккультизма (см. мои книги "ироническая магия", "Магия реальна?", "Естественное сверхъестественное").
Да и в терапевтической практике наблюдаю, что когда взрослые люди верят в сказку, как дети - им непременно нужно к психотерапевту.
С моей точки зрения, аудиторию поттерофанов вовсе не нужно специальным образом возвращать в детство, ибо они и так там хронически пребывают, ибо застряли-заблудились-не могут из него выбраться. Да по большому счету и не хотят. Вот почему книги/фильмы про Гарри Поттера, гибрид волшебных сказок, детектива и авантюрного романа, триумфально шагают по планете. (И вместе с ней "Сумерки" и другой детско-подростковый масскульт для псевдовзрослых.)
"Сказки для взрослых" выступают как инструмент формирования конформизма, социальной покорности. Это детская картина мира, потому в ней и отсутствуют представления о работе (см. тезис Мартынова). Ведь для детей работа - это игра. Дети играют в детские игры и на работу ходят в детсад. Взрослые играют во взрослые игры, ходят во взрослый сад и называют это работой. Те же самые "волшебные сказки" потребляются взрослыми, как рекламные бренды, политические мифы или религия (заповеди/грехи, всемогущий "отец небесный")
Соответственно обратимся к поттероподобным волшебным сказкам, претендующим на интеграцию с повседневной реальностью, как к социальной практике - и к "магии", как сфере человеческой деятельности, рассматривая "магию" в качестве социального явление). И тогда оказывается, что детская сказка действительно смешивается с взрослой жизнью. Сегодня мы живем в обществе победившей "магии". Это в сущности один из аспектов бердяевского "нового средневековья", оживление в массах людей "магического" мышления, суеверий и предрасудков, регрессии к детскому и архаичному способу понимания мира.
Вначале - о рыночных аспектах колдовства и чародейства. "Чудеса" нынче производятся оптом и в розницу, реализуются по рыночным ценам. По экспертным оценкам, годовой доход полчища народных целителей (колдунов, шаманов, ворожей, бабок, знахарей разного толка и бестолковости) сравним с бюджетом здравоохранения, а армии духовных учителей, ясновидцев-провидцев и чистильщиков кармы - с бюджетом народного образования.
Впрочем, магические усилия волшебников-одиночек, кустарей без мотора, продолжаются и на корпоративном уровне. Бренд - вот наглядный образчик современной магии! Бренд представляется в глазах потребителей носителем волшебных качеств, его потребление ассоциируется с "чудом наяву", с осуществлением мечты. Вспомните слоганы: "Невозможное - возможно!" (Adidas) Или газпромовское: "Мечты сбываются!"
Ну, а на уровне политической магии и вовсе открывается широкой простор для гаррипоттерских свершений. Ведь здесь у нас давние исторические традиции. Я имею в виду не русскую волшебную сказку (интересующихся адресуем к Проппу), а сказку недавнюю, советскую и постсоветскую. Вспомните слова из ранне-советского шлягера: "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью" Сотни миллионов людей десятки лет жили верой в сказку, в светлое будущее - коммунизм. Когда вера поиздержалась, отработала ресурс, и коммунистические идеаль трансформировались в коммунизменные - произошел переход к сиквелу. В новой серии сказки цель - светлое будущее не для всех, а для избранных (назначенных). Самые избранные - те, кто наверху, и они в глазах массы наделяются "особыми" качествами, как сказочные герои. (Если Грызлов только в комиксах фигурирует в роли супермена, то другие лица примеряют этот образ всерьез.) Не случайно А. Чадаев на российском интернет-форуме (РИФ) высказывался против "демистификации" власти. Слишком многое в российском обществе держится на детской вере взрослых людей в "скрытые возможности" власти, порождающей робкую надежду... Так что, уважаемые читатели, в нашей стране реально функционирует роулингзовское "Министерство магии", правда совсем под другой вывеской.
Свидетельство о публикации №110122203694